Дело № 2а-5829/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2016 года город Новороссийск
Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Бокий Н. М.,
при секретаре Аванесян Г. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> и Немца <данные изъяты> об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <данные изъяты> и Немец <данные изъяты>. обратились в суд с административным иском об оспаривании бездействия администрации муниципального образования <адрес>, выразившегося в уклонении муниципального образования <адрес> от отнесения земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №, к одной из территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки.
В обоснование заявленных административных исковых требований административные истцы указали, что административный истец Немец <данные изъяты><данные изъяты> является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы № (далее — земельный участок). Административные истцы являются сторонами договора о совместной деятельности, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего создание сторонами на земельном участке многоквартирного многоэтажного жилого дома на условиях совместного финансирования строительства и иных условиях совместной деятельности. Градостроительные регламенты правил землепользования и застройки относят земельный участок к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами). В целях отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) административный истец Немец <данные изъяты> обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, которой рекомендовано отнести земельный участок к соответствующей территориальной зоне. Согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-4 было одобрено. До настоящего времени земельный участок к территориальной зоне Ж-4 муниципальным образованием <адрес> не отнесен. Просили признать не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ФИО1 <данные изъяты> и Немца <данные изъяты> бездействие муниципального образования <адрес>, выразившееся в уклонении от отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами); отнести земельный участок к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами); изменить вид разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка — многоэтажная жилая застройка.
В судебном заседании административные истцы заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. От требований о возмещении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления, отказались.
Представитель административного ответчика заявленные административные исковые требования не признал, указав, что в соответствии с действующими градостроительными регламентами правил землепользования и застройки земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами). Просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает бездействие органа местного самоуправления не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении соответствующих административных исковых требований полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца иным способом (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом, административный истец Немец <данные изъяты> является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы № (далее — земельный участок) на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашения о перенайме от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перенайме от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перенайме от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о перенайме от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные истцы являются сторонами договора о совместной деятельности, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего создание сторонами на земельном участке многоквартирного многоэтажного жилого дома на условиях совместного финансирования строительства и иных условиях совместной деятельности.
Административный ответчик в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 34 Устава муниципального образования <адрес>, утвержденного решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, является органом публичной власти, уполномоченным обеспечивать защиту прав и охраняемых законом интересов муниципального образования <адрес> в суде.
Градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее — Правила землепользования и застройки), относят земельный участок, арендуемый административным истцом Немцем <данные изъяты>, к территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
В целях отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) административный истец Немец <данные изъяты> обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, которой рекомендовано отнести земельный участок к соответствующей территориальной зоне.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ№ (пункт 1.6), назначенных постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и проведенных ДД.ММ.ГГГГ, отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-4 было одобрено в порядке, установленном статьями 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени земельный участок к территориальной зоне Ж-4 муниципальным образованием <адрес> не отнесен.
Административные истцы, полагая что бездействие муниципального образования <адрес>, выражающееся в уклонении от отнесения земельного участка к названной территориальной зоне, не соответствует закону и нарушает их права и охраняемые законом интересы, обратились в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
Между тем в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 2 статьи 30, частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с установленным градостроительным регламентом правил землепользования и застройки зонированием их территорий, предполагающим отнесение земельных участков к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (городского округа), а также с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как следует из имеющейся в материалах дела схемы территориального зонирования, территориальная зона Ж-2 установлена исключительно для указанного земельного участка, который фактически находится в границах территории застройки многоэтажными жилыми домами; иные земельные участки к соответствующей территориальной зоне не отнесены; окружающие земельные участки отнесены к территориальной зоне Ж-4, предусматривающей многоэтажное жилищное строительство в качестве основного вида разрешенного использования, и фактически используются для размещения объектов многоэтажного жилищного строительства.
Более того, схемой функционального зонирования территории Генерального плана городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденного решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок отнесен к зоне плотной и высокоплотной, средне- и многоэтажной жилой застройки (плотность 150-450 чел./га) (письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №).
Указанные обстоятельства в их системной взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии у муниципального образования достаточного и разумного основания для отнесения земельного участка при градостроительном зонировании к самостоятельной территориальной зоне, не предусматривающей многоэтажное жилищное строительство в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах при принятии правил землепользования и застройки требования, предъявляемые законом к их подготовке, учтены не были, в силу чего правила землепользования и застройки, являющиеся в силу положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по своей правовой природе нормативным правовым актом, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж-2 применению не подлежат как положения нормативного правового акта органа местного самоуправления, не соответствующие закону и нарушающие предусмотренное статьями 263, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации право административных истцов на застройку арендуемого земельного участка, находящегося в государственной собственности, вне зависимости от того, оспорены ли такие положения в судебном порядке либо не оспорены (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№).
С учетом изложенного, оспариваемое административными истцами бездействие муниципального образования <адрес>, основанное на применении соответствующих положений правил землепользования и застройки, подлежит признанию не соответствующим закону и нарушающим права административных истцов.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, удовлетворяя административные исковые требования об оспаривании бездействия органа публичной власти, вправе установить способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу указанных правовых норм конкретный способ устранения допущенных нарушений прав определяется судом исходя из характера спорного административного правоотношения.
С учетом характера спорного административного правоотношения суд полагает необходимым определить в качестве способа устранения допущенных нарушения прав и законных интересов истца непосредственное отнесение земельного участка к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), основными видами разрешенного использования земельных участков которой являются «земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов» и «земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов с размещением в нижних этажах (не более двух этажей), цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания» (в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ — многоэтажная жилая застройка).
Возможность исключения земельного участка из той или иной территориальной зоны и изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке соответствует сложившейся правоприменительной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КГ15-76).
Отнесение земельного участка к иной территориальной зоне и изменение вида его разрешенного использования в судебном порядке являются непосредственными и соблюдения правообладателем каких-либо дополнительных процедур и согласований не требуют.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7, частью 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» изменение вида разрешенного использования земельного участка является основанием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующих изменений объекта недвижимости.
Аналогичные правовые нормы изложены в пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу с ДД.ММ.ГГГГ и подлежащего применению при вступлении настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда по административному делу, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем в судебном заседании административные истцы отказались от требования о возмещении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, то есть по своему усмотрению правомерно распорядились принадлежащими им процессуальными правами, в силу чего соответствующие судебные расходы возмещению административным ответчиком не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175 — 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 <данные изъяты> и Немца <данные изъяты> — удовлетворить в полном объеме.
Признать не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ФИО1 <данные изъяты> и Немца <данные изъяты> бездействие муниципального образования <адрес>, выразившееся в уклонении от отнесения земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №, к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Отнести земельный участок площадью 2023 кв. м., имеющий кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №, к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №, на другой вид разрешенного использования земельного участка — многоэтажная жилая застройка.
Настоящее решение суда является необходимым и достаточным основанием для отнесения земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство многоквартирных домов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №, к территориальной зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) и для изменения вида его разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельного участка – многоэтажная жилая застройка, не требующих каких-либо дополнительных процедур и согласований.
Настоящее решение суда является необходимым и достаточным основанием для внесения уполномоченным органом записей в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении к определенной территориальной зоне и об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 2023 кв. м., имеющего кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район школы №.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суда в суд, его принявший, ФИО1 <данные изъяты> и Немцу <данные изъяты>.
Настоящее решение суда опубликовать в газете «Официальный Новороссийск».
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: