ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-582/2016 от 15.09.2016 Далматовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-582/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Далматово Курганской области 15 сентября 2016 года

Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бузаева С.В.,

при секретаре судебного заседания Косинцевой Н.Г.,

с участием представителя административного истца Перунова Н.В.,

представителя административного ответчика Семёновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Гурбанова Арзу Тофиг оглы к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району о признании незаконным решения об отказе в приёме заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, восстановлении срока для подачи заявления и документов на получение вида на жительство, возложении обязанности по приёму заявления и документов на получение вида на жительство,

УСТАНОВИЛ:

Гурбанов А.Т.о. обратился в Далматовский районный суд с вышеуказанным административным иском к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району, согласно которого **.**.**** он обратился в отделение УФМС России по Курганской области с заявлением на получения вида на жительство с приложенными документами, однако в приёме документов ему отказали без объяснения причин. **.**.**** административный истец подал заявление в адрес административного ответчика с просьбой разъяснить причины отказа в приёме документов на получение вида на жительства. **.**.**** Гурбановым А.Т.о. получен ответ о том, что срок имеющегося у него разрешения на временное проживание истекает **.**.****, поэтому представить возможность сдать документы для получения вида на жительство не представляется возможным. Полагая решение административного ответчика незаконным административный истец указывает, что он прожил в России более 13 лет состоит в браке с гражданской России, имеет 3 малолетних детей. Срок для обращения с заявлением о выдаче вида на жительство пропущен административным ответчиком по уважительной причине, поскольку он не имел сведений о порядке и сроках подачи заявления о предоставлении вида на жительство, не знал, что разрешение на временное проживание продлению не подлежит. Кроме того был занят уходом за малолетними детьми, которым не было предоставлено место в детском саду по причине недостатка детских дошкольных образовательных учреждений. Данное обстоятельство также помешало получить своевременную информацию о возможности и порядке получения вида на жительство. В приёме заявления и документов о получении вида на жительство административному ответчику не было отказано, так как Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче

иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (утверждён приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215) не предусматривает такого основания для отказа в приёме заявления и документов о получении вида на жительство как пропуск шестимесячного срока, оставшегося до истечения срока действия ранее выданного разрешения на временное проживание. В этой связи Гурбанов А.Т.о. просит суд признать незаконным и отменить решение отделения по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району, связанное с отказом в принятии заявления административного истца о получении вида на жительство в Российской Федерации, восстановить срок для подачи заявления, документов на получение вида на жительство, возложить на административного ответчика обязанность принять заявление, документы на получение вида на жительство иностранного гражданина.

В судебном заседании административный истец Гурбанов А.Т.о. не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечил явку своего представителя Перунова Н.В.

Представитель административного истца Перунов Н.В. доводы и требования административного иска поддержал, указав, что административный истец знал о необходимости подачи заявления и документов для получения вида на жительство, однако Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утверждённый Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215, не предусматривает возможности отказа в приёме заявления и документов при обстоятельствах, изложенных в административном иске.

Представитель административного ответчика Семёнова О.А. исковые требования не признала, указав, что у Гурбанова А.Т.о. имелось достаточно времени для подачи документов для получения вида на жительство в РФ, поскольку имеющееся у него разрешение на временное проживание в РФ выдано **.**.**** сроком действия до **.**.****, документы на получение вида на жительство РФ могли быть сданы административным истцом начиная с истечения 6 месяцев с даты выдачи разрешения на временное проживание, то есть с **.**.**** вплоть до того, когда срок действия разрешения на временное проживание составит 6 месяцев – **.**.****. Данный срок является достаточным для подачи соответствующих документов в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району, о своём праве на получение разрешения на временное проживание РФ административному истцу было известно **.**.****, когда он представлял в ОУФМС России по Курганской области в Далматовском районе, функции которого в настоящее время осуществляет отделение по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району, уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, где ему было вручено информационное письмо от **.**.****№* о наличии у него права на получение вида на жительство. Причины для восстановления пропущенного срока для подачи заявления и документов для получения вида на жительство указанные административным истцом не являются уважительными.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные письменные доказательства, судом установлено следующее.

Гурбанов А.Т.о. имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, выданное УФМС России по Курганской области **.**.****, срок действия разрешения – до **.**.****

**.**.**** административным истцом в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району подано заявление, из которого следует, что Гурбанов А.Т.о. **.**.**** обратился в отделение УФМС России по Курганской области в Далматовском районе с заявление на получение вида на жительство, однако в приёме документов ему было отказано без объяснения причин.

В ответе от **.**.****№*/Г-2 отделение по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району сообщило, что заявление административного истца от **.**.**** не было принято к рассмотрению на основании ст. 8 ч. 1 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.02.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с тем, что срок действия выданного Гурбанову А.Т.о. разрешения на временное проживание истекает **.**.****, тогда как заявление о выдаче видан на жительство должно быть подано не подано не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При изложенных обстоятельствах данный срок на обращение в суд с рассматриваемым иском Гурбановым А.Т.о. соблюдён.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба с передачей ей функций Министерству внутренних дел Российской Федерации:

На основании Положения об отделении по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району, утверждённого приказом УМВД России по Курганской области от **.**.****, Отделение входит в систему Главного Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (п. 2 Положения). Одной из задач Отделения является предоставление государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (п. 3.4 Положения). Отделение осуществляет приём от лиц заявлений о выдаче вида на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (п. 11.2 «р» Положения).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее – Административный регламент)

В соответствии с п. 41 Административного регламента заявление и документы по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство не принимаются к рассмотрению, если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев, а также, если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев.

На основании п. 63 Административного регламента при наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю.

В этой связи, является несостоятельным довод административного иска о том, что Административный регламент не предусматривает такого основания для отказа в приёме заявления и документов о получении вида на жительство как пропуск шестимесячного срока, оставшегося до истечения срока действия ранее выданного разрешения на временное проживание, поскольку основания для такого отказа прямо закреплены в пунктах 41 и 63 Административного регламента.

Учитывая, что срок действия разрешения на временное проживание на территории РФ, выданное Гурбанову А.Т.о. УФМС России по Курганской области истекал **.**.****, административный истец обратился в уполномоченный орган за получением вида на жительства **.**.**** – по истечению 6-месячного срока, оставшегося до окончания срока действия разрешения на временное проживание, то есть с нарушением установленного законом срока для подачи заявления и документов по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.

При этом суд не находит уважительными причины по которым Гурбанов А.Т.о. не обратился своевременно с соответствующим заявлением и документами в уполномоченный орган.

В силу п. 41 Административного регламента административный истец был вправе подать заявление и документы о получении и вида на жительство по истечению 6 месяцев срока действия разрешения на проживание, выданного Гурбанову А.Т.о., то есть с **.**.**** и до 6 месяцев окончания срока действия разрешения, то есть до **.**.****. Данный срок (2 года), по мнению суда, был достаточным для подготовки и подачи административным истцом заявления документов о получении и вида на жительство.

Учитывая значительный срок для подготовки и подачи заявления документов о получении и вида на жительство наличие у административного истца малолетних детей ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, и необходимость ухода за ними не является уважительной причиной для пропуска Гурбановым А.Т.о. срока на подачу заявления и документов на получение вида на жительство. При этом, согласно представленных суду свидетельств о рождении детей I-БС №* от **.**.****, I-БС №* от **.**.****, I-БС №* от **.**.****, свидетельства о заключении брака I-БС №* от **.**.**** у Гурбанова А.Т.о. имеется супруга ФИО7, являющаяся матерью указанных детей, которая в силу ст.ст. 61, 63 Семейного кодекса РФ несёт равные с административным истцом обязанности по воспитанию детей, в связи с чем, Гурбанов А.Т.о. не является единственным лицом, которое должно осуществлять уход за малолетними детьми ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения.

Довод Гурбанова А.Т.о. о том, что он не имел сведений о порядке и сроках подачи заявления о предоставлении вида на жительство судом отклоняется, так как именно на административном истце в силу закона лежит обязанность по соблюдению миграционных требований при проживании на территории РФ, а, следовательно, знать соответствующие требования, в том числе, в части получения вида на жительства. Более того как следует из письменных материалов дела и объяснений представителя административного ответчика Семёновой О.А. **.**.**** при подаче в ОУФМС России по Курганской области в Далматовском районе Гурбановым А.Т.о. уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства письмом ОУФМС России по Курганской области в Далматовском районе от **.**.****№* было разъяснено право административного истца на получение вида на жительство и было рекомендовано воспользоваться этим правом до истечения 2015 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Гурбановым А.Т.о. требований к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району.

Руководствуясь ст.ст. 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гурбанова Арзу Тофиг оглы к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Далматовскому району о признании незаконным решения об отказе в приёме заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, восстановлении срока для подачи заявления и документов на получение вида на жительство, возложении обязанности по приёму заявления и документов на получение вида на жительство отказать.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд в течение одного месяца, начиная с 20 сентября 2016 года.

Судья С.В. Бузаев