ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5831/2021 от 01.07.2021 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а-5831/2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 1 июля 2021 года

Советский районный суд г.Владикавказ Республика Северная Осетия – Алания в составе:

председательствующего судьи Макоевой Э.З.

при секретаре Лазаровой Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене акта об удалении с Единого государственного экзамена, возложении обязанности назначить повторную дату сдачи Единого государственного экзамена

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Министерству образования и науки с вышеуказанными требованиями.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала на то, что ... в образовательном учреждении Гимназия «Диалог» проходила итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по биологии, с которой она была удалена в связи с тем, что на нее пришла метка об использовании запрещенных предметов. В отношении нее был составлен акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена с формулировкой: «На участницу пришла метка об использовании камеры. В штабе факт наличия камеры был зафиксирован металлодетектором».

Однако, запрещенных предметов и средств у административного истца изъято не было, протокол обнаружения и изъятия запрещенных предметов в присутствии общественности и сотрудников правоохранительных органов не составлялся. Документа, подтверждающего фиксацию факта использования запрещенных средств, представлено не было. С актом об удалении, административный истец не согласился, в связи с чем, обратился в суд.

Административный истец, его законный представитель и представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в административном иске поддержали, дав приведенные в нем обоснования, настаивали на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, возражения не представил. О времени и месте проведения судебного заседания, извещен надлежаще.

Заинтересованное лицо – ФИО7 в судебном заседании пояснила, что, действительно, металлодетектор к ФИО1 применен не был, акт составлялся не в штабе, а прямо в помещение медпункта, поскольку, ФИО1 себя плохо чувствовала, протокол об изъятии у нее запрещенных предметов не составлялся. Вместе с тем, на ФИО1 пришла метка об использовании запрещенных предметов и она видела у нее под блузкой камеру.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом приведенных процессуальных норм и предписаний ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержден Приказом Минобрнауки России от ....

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок) определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА), участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Согласно п. 18 Порядка, состав ГЭК формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, учредителей МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора

В силу п. 44 указанного Порядка, обучающиеся, выпускники прошлых лет рассаживаются за рабочие столы в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Организаторы информируют обучающихся, выпускников прошлых лет о том, что записи на контрольно-измерительных материалах (КИМ) и черновиках не обрабатываются и не проверяются.

Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним.

Экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся: а) гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета; б) документ, удостоверяющий личность; в) средства обучения и воспитания; г) лекарства и питание (при необходимости); д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 37 Порядка); е) черновики (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение").

Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе

В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается:

а) обучающимся, выпускникам прошлых лет - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

б) организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам, указанным в пункте 37 настоящего Порядка, медицинским работникам, техническим специалистам - иметь при себе средства связи;

в) лицам, перечисленным в пункте 40 настоящего Порядка, - оказывать содействие обучающимся, выпускникам прошлых лет, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

г) обучающимся, выпускникам прошлых лет, организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам, указанным в пункте 37 настоящего Порядка, техническим специалистам - выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ. (п. 45 Порядка).

ФИО1 является учащайся МБОУ СОШ <адрес>. ... в пункте проведения экзамена (ППЭ), расположенном в здании ГБОУ Гимназия «Диалог», проводилась Государственная итоговая аттестация ЕГЭ по предмету «Биология».

ФИО1 была удален из пункта проведения экзамена, в виду того, что на нее пришла метка об использовании запрещенных предметов, о чем был составлен акт об удалении участника ЕГЭ.

Как указали в судебном заседании административный истец, ее законный представитель, представитель административного истца по доверенности ФИО3, запрещенных предметов и средств у административного истца изъято не было, протокол обнаружения и изъятия запрещенных предметов в присутствии общественности и сотрудников правоохранительных органов не составлялся. Документа, подтверждающего фиксацию факта использования запрещенных средств, представлено не было.

Данные обстоятельства не отрицались в судебном заседании заинтересованным лицом ФИО7 и допрошенными в судебном заседании в качестве свидетелей членами ГЭК - ФИО4 и ФИО5

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, вопреки, сведениям, содержащимся в оспариваемом акте от 18.06.2021г. факт наличия у административного истца камеры, при помощи металлодетектора зафиксирован не был, протокол изъятия запрещенных предметов не составлялся. Документа, подтверждающего фиксацию факта использования запрещенных средств, также представлено не было. В судебном заседании таких нарушений не установлено и вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ, стороной ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах акт об удалении ФИО1 с ЕГЭ по предмету «Биология» от ... не может быть признан законным и подлежит отмене.

Следовательно, Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания надлежит назначить ФИО1 повторную дату сдачи Единого государственного экзамена по биологии в 2021г. в резервный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить акт об удалении ФИО1 с Единого государственного экзамена по биологии от 18.06.2021г.

Обязать Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания назначить ФИО1 повторную дату сдачи Единого государственного экзамена по биологии в 2021г. в резервный срок.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Судья Макоева Э.З.