УИД 53RS0022-01-2021-008867-90
Дело № 2а-5838/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Гришуниной В.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО2,
административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об отмене предписаний,
установил:
ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее также по тексту решения – Общество) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также – Управление) об отмене предписаний, указав в обоснование иска, что Управлением Росгвардии по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка объектов ТЭК ПАО «ФСК ЕЭС», расположенных на территории <адрес>, а именно: ПС 330 кВ ФИО4, ПС 330 кВ Старорусская, ПС 330 кВ Чудово, ПС 330 кВ Новгородская, ПС 330 кВ Юго-Западная.
По итогам проведения плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлены акты №№ ТЭК/2021, 5 ТЭК/2021, 6 ТЭК/2021, 7 ТЭК/2021, 8 ТЭК/2021, в которых отражены нарушения требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (далее - Требования), а также выданы оспариваемые предписания №-ТЭК/2021, 3-ТЭК/2021, 4-ТЭК/2021, 5-ТЭК/2021, 6-ТЭК/2021 об устранении выявленных нарушений:
1. Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Окуловская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Старорусская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Чудово со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Новгородская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Юго-Западная со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные предписания Общество считает незаконными и нарушающими его права и законные интересы по следующим основаниям:
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении этих же объектов ПАО «ФСК ЕЭС» проводилась плановая выездная проверка, результаты которой оформлены актами проверки №№ ТЭК/2021, 5 ТЭК/2021, 2 ТЭК/2021, 3 ТЭК/2021, 6 ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки в 2019 году Обществу выданы предписания об устранении выявленных нарушений: предписание № З-ТЭК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Окуловская со сроком устранения нарушений по пунктам 1-4 до ДД.ММ.ГГГГ, по пункту 5 - до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Старорусская со сроком устранения нарушений по пунктам 1-4 до ДД.ММ.ГГГГ, по пункту 5 - до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Чудово со сроком устранения нарушений по пунктам 1-2 до ДД.ММ.ГГГГ, по пункту 3 - до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Новгородская со сроком устранения нарушений по пунктам 1-3 до ДД.ММ.ГГГГ, по пункту 4 - до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Юго- Западная со сроком устранения нарушений по пунктам 1-4 до ДД.ММ.ГГГГ, по пункту 5 - до ДД.ММ.ГГГГ.
Срок для устранения части выявленных нарушений еще не наступил (ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса должна быть проведена в случае, если срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений не истек, - не ранее окончания срока его исполнения. Между тем, такая проверка была организована Обществом в нарушение п. 9 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 29 Приказа Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, нарушен порядок проведения такой проверки, и выданные предписания в ходе проверки, проведенной с нарушением, не могут порождать для Общества обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера.
При этом, большая часть указанных в оспариваемый предписаниях от 2021 года нарушений дублируют нарушения, изложенные в предписаниях от 2019 года, однако срок устранения данных нарушений в новых предписаниях от 2021 года значительно сокращен, например, по ПС 330 кВ Новгородская и ПС 330 кВ Старорусская с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что создает правовую неопределенность, так как предписания от 2019 года не утратили силу.
На основании изложенного, Общество просит признать незаконными предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Окуловская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; предписание № З-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Старорусская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Чудово со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Новгородская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Юго-Западная со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве административного соответчика к участию в деле судом привлечена ФИО3, инспектор по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик ФИО3 и представитель Управления ФИО2 административный иск не признали по изложенным в отзыве основаниям.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно положению об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории <адрес> такие полномочия возложены на Управление.Порядок осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлен Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее также – Правила №).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы комиссии по категорированию, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования», объекты ПАО «ФСК ЕЭС»: ПС 330 кВ ФИО4, ПС 330 кВ Старорусская, ПС 330 кВ Чудово, ПС 330 кВ Новгородская, ПС 330 кВ Юго-Западная включены в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с присвоенными категориями опасности «низкая» под номерами АТ-Э-53-0000093, АТ-Э-53-0000089, АТ-Э-53-0000092, АТ-Э-53-0000090, АТ-Э-53-0000091, соответственно.
На указанных выше линейных объектах топливно-энергетического комплекса в 2019 году Управлением осуществлялись проверки на основании плана проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, согласованного антитеррористической комиссией в <адрес> и в соответствии с Правилами. По результатам проведенных проверок были выданы предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №№-ТЭК/2019, 2-ТЭК/2019, 3-ТЭК/2019, 4-ТЭК/2019, 5-ТЭК/2019.
При установлении сроков, указанных в предписаниях, срок выполнения требований для линейных объектов низкой категории опасности установлен не позднее 10 лет с даты вступления в законную силу Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п. 28 Требований).
В феврале 2020 года в ходе актуализации паспортов безопасности объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» комиссией по категорированию принято решение об изменении категории опасности указанных выше линейных объектов ТЭК на среднюю.
Таким образом, наряду с изменением требований к обеспечению безопасности объектов изменились сроки их выполнения и составили в соответствии с п. 28 Требований для линейных объектов средней категории опасности - не позднее 5 лет с даты вступления их в силу, то есть, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 9 Правил №, плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса проводится не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки, а в случае если срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений не истек, - не ранее окончания срока его исполнения.
При принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (п. 54 Правил).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением утвержден ежегодный план проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2021 год, в реестр были внесены сведения об изменении категорий опасности объектов Общества на среднюю.
При этом, план проверок прошел согласование с антитеррористической комиссией в <адрес>, был размещен на официальных сайтах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Управления, и находился в свободном доступе.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена плановая выездная проверка объектов ТЭК ПАО «ФСК ЕЭС», расположенных на территории <адрес>, а именно: ПС 330 кВ ФИО4, ПС 330 кВ Старорусская, ПС 330 кВ Чудово, ПС 330 кВ Новгородская, ПС 330 кВ Юго-Западная.
По итогам проведения плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ составлены акты №№ ТЭК/2021, 5 ТЭК/2021, 6 ТЭК/2021, 7 ТЭК/2021, 8 ТЭК/2021, в которых отражены нарушения требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (далее - Требования), а также выданы предписания №-ТЭК/2021, 3-ТЭК/2021, 4-ТЭК/2021, 5-ТЭК/2021, 6-ТЭК/2021 об устранении выявленных нарушений:
- Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Окуловская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
- Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Старорусская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
- Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Чудово со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
- Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Новгородская со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ;
- Предписание №-ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПС 330 кВ Юго-Западная со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при установлении сроков устранения выявленных нарушений в выданных Управлением оспариваемых предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ учтены выводы и рекомендации, изложенные в актуализированных паспортах безопасности объектов ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденных директором филиала Общества, согласованных с председателем антитеррористической комиссии в <адрес>, губернатором <адрес>. Сроки устранения выявленных нарушений, установленных в предписаниях, не превышают сроков, предложенных комиссией по категорированию.
Также судом установлено, что в результате проведенной Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки указанных выше линейных объектов топливно-энергетического комплекса в отношении Общества были составлены протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ за выявленные нарушения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Данные нарушения отражены в актах №№ ТЭК/2021, 5 ТЭК/2021, 6 ТЭК/2021, 7 ТЭК/2021, 8 ТЭК/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, и в оспариваемых предписаниях отраженны сроки для устранения выявленных нарушений. Материалы по указанным протоколам об административном правонарушении объединены в одно производство.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Новгородского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ФСК ЕЭС» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.
Как указано выше, порядок осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлен Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Приказом Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно п. 60 Правил №, к грубым нарушениям установленных настоящими Правилами положений по организации и проведению проверок относятся: а) нарушение срока уведомления о проведении проверки; б) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки; в) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса акта проверки; г) проведение проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; д) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса копий документов, послуживших основанием для назначения проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 19 настоящих Правил.
Доводы административного истца о том, что при проведении плановой выездной проверки объектов топливно-энергетического комплекса Управлением были допущены нарушения, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Поскольку указанным выше объектам ТЭК была присвоена средняя категории опасности, соответственно, изменились и сроки выполнения требований по обеспечению безопасности таких объектов, то есть, не позднее 5 лет с даты вступления в силу Требований.
Исходя из изложенного, предписания, выданные Управлением в 2019 году относительно этих же объектов топливно-энергетического комплекса, об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, утратили свою актуальность, так как на момент проведения проверки в 2019 году категория объектов относилась к низкой категории опасности, а, соответственно, на них не может распространяться установленное пунктом 9 Правил № ограничение на проведение плановой проверки в случае, если срок ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений не истек.
Указанные доводы были предметом исследования мирового судьи судебного участка № Новгородского судебного района <адрес> при вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент рассмотрения настоящего административного дела указанное постановление не обжаловано.
Из положений части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указанная совокупность в рассматриваемом деле отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Мисилина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.