РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
с участием заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Стрионова Д.В., представителя административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области Швец Е.В., действующей на основании доверенности от 30.12.2019 №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет № от 30.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-583/2020 по административному исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее по тексту – министерство) о признании незаконным бездействия министерства, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет.
В обоснование требований административный истец указал, что в рамках осуществления надзора за соблюдением лесного законодательства установлено, что административным ответчиком не выполняется предусмотренная законом обязанность по проведению лесоустройства в отношении лесов, включенных в состав государственного лесного фонда. Общая площадь Качугского лесничества составляет 2293379 га, в состав Качугского лесничества включены Агинское участковое лесничество площадью 1437406 га, Верхнеленское участковое лесничество площадью 855973 га. Мероприятия по таксации лесов на лесных участках Качугского лесничества проводились: на территории Технического участка № 1 (совхоз Верхоленский) площадью 20921 га, Технического участка № 2 (совхоз Магданский) площадью 21747 га, Технического участка № 3 (совхоз Ленский) площадью 1346 га, Технического участка № 8 (совхоз им. Фрунзе) площадью 4290 га Верхоленского участкового лесничества в 1986 году; на территории Ангинской дачи площадью 920257 га Ангинского участкового лесничества в 1991 году; на территории Бирюльской дачи площадью 503340 Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадью 571065 га, Качугской дачи площадью 109981 га, Манзурской дачи площадью 117490 га Верхоленского участкового лесничества в 1992 году; на территории Бирюльской дачи площадью 24845 га Ангинского участкового лесничества в 2016 году; на территории Ангинской дачи площадью 6732 га, Бирюльской дачи площадью 9368 га Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадь. 14386 га, Качугской дачи площадью 3484 га, Манзурской дачи площадью 8423 га Верхоленского участкового лесничества в 2018 году. Лесоустроительные работе на землях лесного фонда Качугского лесничества выполнены по третьему таксационному разряду. Таксационное описание лесных участков на территории Технического участка (совхоз Ангинский) площадью 4286 га, Технического участка № 6 (совхоз Бутаковский) площадью 3968 га, Технического участка № 7 (совхоз Бирюльский) площадью 5555 га Ангинского участкового лесничества, Технического участка № 4 (совхоз Качугский) площадью 3539 га, Технического участка № 9 (совхоз Манзурский) площадью 5594 га Верхоленского участкового лесничества отсутствует. Непринятие мер по таксации лесов более 15 лет ведет к затруднению осуществления контроля за территориями лесных участков, увеличивает риски возникновения и распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений, бездействием министерства нарушены права Российской Федерации как собственника лесных ресурсов, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В письменном отзыве представитель административного ответчика министерства Швец Е.В. требования не признала, мотивируя тем, что требования прокурора о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства в виде таксации лесов в отсутствие финансирования направлены на принятие неисполнимого судебного решения. Обращает внимание, что министерством проанализирована возможность выполнения лесоустройства всех лесничеств Иркутской области, заключен государственный контракт на сумму 230 млн. руб. с ФГБУ «Рослесинфорг» о проведении лесоустройства в лесничествах с наиболее устаревшими материалами лесоустройства (Заларинское, Черемховское, Зиминское, Тайшетское, Баяндаевское на общей площади 4 млн. га). Министерство неоднократно обращалось в Рослесхоз о выделении финансирования, однако финансирование не выделено. В связи с чем бездействие министерством не допущено. Поскольку Рослесхозу рекомендовано проработать вопросы выделения дополнительного финансирования на проведение мероприятий по лесоустройству, по мнению представителя, необходимо привлечение Федерального агентства лесного хозяйства к участию в деле в качестве административного ответчика. Согласно лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) таксация лесов выполняется в течение двух лет; на сегодняшний день защита бюджетных корректировок на 2020 год окончена, расходы на мероприятия по организации проведения работ по лесоустройству на территории Ольхонского лесничества не учитывались, заявка в Рослесхоз на согласование перечня таких мероприятий буде подана лишь в 4 квартале 2020 года.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, представил заявление об уточнении требований административного искового заявления. С учетом уточнений, просит суд признать незаконным бездействие министерства, выраженное в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет; возложить обязанность на министерство организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Стрионов Д.В. требования поддержал с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, возражениях на отзыв административного ответчика, на удовлетворении административного иска настаивал.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства Швец Е.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание заинтересованное лицо Федеральное агентство лесного хозяйства, извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило, представитель Рослесхоза Иванова Ю.Б. (доверенность от 19.11.2019 №) ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
В силу ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 7) проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 68 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ); 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ); 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ, регулирующей общие положение о проведении лесоустройства, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 67 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с п. 5 Лесоустроительной Инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса и ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п. 25 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков лесоустроительными знаками производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей на территории лесничеств, лесопарков, на которых ранее не проводилось лесоустройство.
В соответствии с п. 29 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п.п. 118, 121 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по следующим направлениям: разработка лесоводственных мер по формированию пожароустойчивых лесных насаждений; определение класса природной пожарной опасности лесов; разработка мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; составление ведомости проектируемых мероприятий по охране лесов составляется с составлением проектных ведомостей указанных в пункте 117 настоящей Инструкции.
При составлении ведомости по охране лесов от пожаров проектируются мероприятия, определенные в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ, Постановление Правительства от 116.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов»).
В соответствии с п.п. 122, 123 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется на основании проведенной таксации лесов и результатов обследований (если они проводились) с составлением проектных ведомостей, указанных в пункте 117 настоящей Инструкции. Для предупреждения распространения вредных организмов осуществляется определение и проектирование: профилактических мероприятий по защите лесов; санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений.
В соответствии с п.п. 125, 126 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) проектирование мероприятий по воспроизводству лесов должно быть направлено на воссоздание лесных насаждений с аналогичными или улучшенными лесоводственными, экологическими и экономическими свойствами. Мероприятия по восстановлению лесов проектируются в соответствии с критериями, установленными правилами лесовосстановления с составлением соответствующих проектных ведомостей, указанных в пункте 117 настоящей Инструкции.
Согласно ст. 69.1 ЛК РФ и п. 29 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с п. 31 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.
Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) (п. 32 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122)).
В соответствии с п. 33 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) в первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ.
Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными настоящей Инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ.
Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ.
Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что лесоустройство предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и защиты лесов. Суд учитывает, что объектом работ по таксации лесов является лесничество, лесопарк, являющиеся основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Утвержденными уполномоченным органом правилами лесоустройства (Лесоустроительная инструкция) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов связываются с результатами таксации лесов (данные мероприятия могут проходить параллельно), сроки давности которой составляют не более 10 лет. Правилами лесоустройства установлена необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших и зафиксированных в результате таксации лесов изменений, сроки давности такой таксации ограничены (10 лет).
Суд учитывает, что Лесоустроительной инструкцией (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Принимая во внимание, что приведенными выше нормативными правовыми актами установлена необходимость проведения лесоустройства, включающего комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение его средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, суд находит установленным, что неосуществление таких мероприятий нарушает права и интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что общая площадь Качугского лесничества составляет 2293379 га, в состав лесничества включены Ангинское участковое лесничество площадью 1437406 га, Верхоленское участковое лесничество площадью 855973 га. Лесоустроительные работы на землях лесного фонда Качугского лесничества проводились по 3 таксационному разряду лесов.
Мероприятия по таксации лесов на лесных участках Качугского лесничества проводились: на территории Технического участка № 1 (совхоз Верхоленский) площадью 20921 га, Технического участка № 2 (совхоз Магданский) площадью 21747 га, Технического участка № 3 (совхоз Ленский) площадью 1346 га, Технического участка № 8 (совхоз им. Фрунзе) площадью 4290 га Верхоленского участкового лесничества в 1986 году; на территории Ангинской дачи площадью 920257 га Ангинского участкового лесничества в 1991 году; на территории Бирюльской дачи площадью 503340 Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадью 571065 га, Качугской дачи площадью 109981 га, Манзурской дачи площадью 117490 га Верхоленского участкового лесничества в 1992 году; на территории Бирюльской дачи площадью 24845 га Ангинского участкового лесничества в 2016 году; на территории Ангинской дачи площадью 6732 га, Бирюльской дачи площадью 9368 га Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадь. 14386 га, Качугской дачи площадью 3484 га, Манзурской дачи площадью 8423 га Верхоленского участкового лесничества в 2018 году.
Лесоустроительные работе на землях лесного фонда Качугского лесничества выполнены по третьему таксационному разряду.
Таксационное описание лесных участков на территории Технического участка (совхоз Ангинский) площадью 4286 га, Технического участка № 6 (совхоз Бутаковский) площадью 3968 га, Технического участка № 7 (совхоз Бирюльский) площадью 5555 га Ангинского участкового лесничества, Технического участка № 4 (совхоз Качугский) площадью 3539 га, Технического участка № 9 (совхоз Манзурский) площадью 5594 га Верхоленского участкового лесничества отсутствует (по информации начальника Качугского лесничества от 27.12.2019 № 1409).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» положения ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, применяются с учетом положений абз. 10 п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 Лесоустроительной инструкции (утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции») проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса и ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков; проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, передано органам государственной власти субъекта, соответствующая обязанность возлагается на административного ответчика министерство лесного комплекса Иркутской области, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области по управлению в сфере лесного комплекса.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств исполнения переданных Российской Федерацией полномочий в области лесоустройства административным ответчиком не представлено.
Поскольку возложенная действующим законодательством обязанность проведения лесоустройства в виде таксации лесов на территории Ольхонского лесничества, срок давности проведения лесоустройства в которых превышает 10 лет, административным ответчиком не выполняется, в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств обратного не представлено, факт бездействия административного ответчика суд находит установленным.
Анализируя приведенные нормы, исходя из которых при сроках давности мероприятий по лесоустройству более 15 лет, включающего комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение его средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, суд находит заслуживающими внимание доводы административного истца о том, что факт неосуществления таких мероприятий нарушает интересы неопределенного круга лиц, права Российской Федерации, как собственника лесных участков.
Принимая во внимание, что обязанность административного ответчика совершить действия по организации лесоустройства на территории Качугского лесничества сохраняется, в силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд административным истцом соблюден.
То обстоятельство, что в целях исполнения указанных полномочий министерство неоднократно обращалось о выделении дополнительного финансирования, не влияет на выводы суда. Суд исходит из того, что факт неисполнения министерством установленной ЛК РФ обязанности по проведению лесоустройства на территории Качугского лесничества в виде таксации лесов, где таксационное описание отсутствует и срок давности проведения таксации превышает 15 лет, подтвержден материалами дела.
Суд учитывает, что в связи с необходимостью проведения лесоустройства в Качугском лесничестве административный ответчик в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования не обращался. По результатам совещания 25.09.2019 при Генеральном прокуроре Российской Федерации «О состоянии законности и практике прокурорского реагирования за исполнением законодательства в сфере лесопользования», Федеральному агентству лесного хозяйства рекомендовано проработать вопросы о выделении дополнительного финансирования на проведение мероприятий по лесоустройству.
Сведения о стоимости выполнения подготовительных, полевых и камеральных лесоустроительных работ в лесах, расположенных на территории Усть-Кутского лесничества – 157643382 руб., Черемховского лесничества – 109081461 руб., представленные ФГБУ «Рослесинфорг» (письмо от 11.08.2017 № 01/04-2379); объемы финансирования исходя из ресурсного обеспечения реализации государственной программы Иркутской области «Развитие лесного хозяйства» на 2019-2024 г.г. за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, по мнению административного ответчика, указывающие на нехватку финансирования, влекущую невозможность исполнения требований прокурора, информацию Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 15.10.2019 № МК-05-27/20061 «О предельных лимитах бюджетных ассигнований и прогнозе доходов на 2020-2022 гг.», министерство лесного комплекса I раздел «осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» - 1223193,1, не влияют на выводы суда.
Поскольку анализ положений ст.ст. 133, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.20 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2012 № 837), показал, что объем финансирования конкретного мероприятия Иркутская область определяет самостоятельно, исходя из необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации и качественного исполнения переданных полномочий. В связи с чем предусмотренных ч. 5 ст. 41 КАС РФ оснований для привлечения Федерального агентства лесного хозяйства к участию в данном деле в качестве административного ответчика суд не установил.
Доводы о нецелесообразности требований прокурора не принимаются судом. При осуществлении судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий судом установлен факт бездействия административного ответчика при осуществлении государственных полномочий в связи с неорганизацией в установленные законом сроки мероприятий лесоустройства в виде таксации лесов. При этом оценка целесообразности реализации отдельных возложенных законом полномочий предметом судебного контроля не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении на министерство обязанности организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет, являются законными обоснованными.
Принимая во внимание, что в силу ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает, в том числе, таксацию лесов, в соответствии с п. 32 Лесоустроительной инструкции (утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122) таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации, суд приходит к выводу о невозможности исполнения решение суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с чем необходимо установить срок исполнения соответствующей обязанности - в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы министерства об установлении трехлетнего срока исполнения судебного решения не принимаются судом. Поскольку то обстоятельство, что министерством не были запланированы расходы из средств субвенций федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества на 2020 год, о наличии объективных причин, препятствующих выполнению законных и обоснованных требований прокурора, не свидетельствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области по неисполнению обязанности по организации проведения лесоустройства на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет.
Возложить обязанность на министерство лесного комплекса Иркутской области организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 20 марта 2020 года