ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-583/2016 от 20.09.2016 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-583/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2016 года село Бея Бейского района РХ

Бейский районный суд РХ

в составе председательствующего Сорогина О.Ю.

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жиляевой Н.И. к администрации Бейского района о признании действий об отказе в предоставлении конкурсной должности и обязании включить в список конкурсантов в качестве претендента на вакантную должность муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным административным иском, указав, что 11 марта 2016 года она обратилась с заявлением на участие в конкурсе на вакантную должность заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района. В обосновании заявления указала, что соответствует требованиям на вакантную должность, имеет стаж работы не менее 5 лет, по специальности экономист. 14 апреля 2016 года в ее адрес поступило решение о несоответствии заявленным квалификационным требованиям на вакантную должность. Истица указывает, что решением конкурсной комиссии засчитывают стаж по специальности экономист 4 г. 8 мес.23 дня, с 13.06.1985 г. по 06.03.1990 г., без мотивированного обоснования, не содержит ссылок на законодательство РФ, а также не подкреплено юридическим толкованием принятого решения. Стаж работы по специальности экономист подтверждается записью в трудовой книжке, 01 декабря 1989 года, согласно записи 14, трудовой книжки, перетарификационная комиссия подтвердила квалификацию экономиста. Считает, что своими действиями, конкурсная комиссия безосновательно отказала в допуске к участию в конкурсе, тем самым умалила ее возможности и право на получение вакантной должности, чем нарушила нормы конституционного права на труд, решение конкурсной комиссии является необоснованным. Просит суд признать незаконными действия Администрации Бейского района в части незаконно вынесенного отказа в предоставлении конкурсной должности и обязать включить ее в список конкурсантов в качестве претендента на вакантную должность муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования администрации Бейского района.

Административный истец Жиляева Н.И. в судебном заседании на удовлетворении заявлениях требованиях настаивала в обоснование приведя доводы изложенные в административном иске, считает ее требования законными и обоснованными, процессуальный срок для обращения с административным иском в суд не пропущен, поскольку, первоначально с иском она обратилась в Бейский районный суд 16 мая 2016 года, ее заявление было оставлено без движения и возвращено, после чего, она неоднократно обращалась с жалобами в другие органы, которые были оставлены без удовлетворения. Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель истицы Бубнова Е.Н. считает, требования истицы законными указала, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечиваются посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.08.2011 г. следует, что исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются с учетом задач и функций государственного органа, а следовательно, соответствуют направлению деятельности, гражданский служащий должен владеть необходимыми профессиональными знаниями и навыками для замещения той или иной должности гражданской службы, при этом указал, что профессиональные знания и навыки приобретаются как в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования, а также трудовой или служебной деятельности, требующей специальных знаний и навыков. В соответствии с образовательными стандартами специалист получивший квалификацию экономист его профессиональная деятельность может осуществляться во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание хозяйствующих субъектов всех форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных структур. Обращает внимание суда, на то факт, что в 2004 году истица закончила государственное образовательное учреждение «Сибирскую академию государственной службы при Президенте РФ» по программе «Государственное и муниципальное управление» и получен диплом о профессиональной переподготовки на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Указывает, что в сложившейся ситуации в необоснованном решении конкурсной комиссии, она и истица видят факт дискриминации по отношению к профессиональной деятельности Жиляевой Н.И., нарушено ее конституционное право на труд, а также свободно распоряжаться своими профессиональными способностями, и выбирать род деятельности. Просит суд признать незаконным, результат решения конкурсной комиссии администрации Бейского района в отношении Жиляевой Н.И.

Административный ответчик – Администрация Бейского района, в лице представителя по доверенности Козина А.С. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что на основании реестра должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, утвержденным Законом РХ от 06.07.2007 г. № 39 – ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» должность заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района относится к главной группе должностей. В число квалификационных требований для замещения должности, относящейся к главной группе должностей, на момент объявления конкурса, входило наличие высшего образования, а также не менее двух лет стажа муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях старшей группы должностей государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки. Стаж муниципальной, государственной службы у истца отсутствует, поэтому рассматривался вопрос о наличии стажа работы по специальности. В общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.09.2003 г. № 276 – ст, под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Исчисление стажа работы по специальности начинается с момента получения документа о профессиональном образовании. Комиссия основываясь на записях трудовой книжки истца, «экономический» стаж в должности экономиста магазина № 20 ОРС строительства СШГЭС в целом действительно, составляет более 7 лет, но зачет стажа по специальности комиссией был принят во внимание с 13.06.1985 г. по 06.03.1990 г., что составляет 4 года 8 месяцев 23 дня, т.е с даты получения профессионального высшего образования. Это обусловлено тем, что именно с этой даты, зафиксирован момент присвоения квалификации и с которого следует считать стаж по специальности. Просит в удовлетворении требований отказать, в том числе в связи с пропуском процессуального срока для обращения с административным иском, поскольку решение в отношении Жиляевой Н.И. было принято 14 апреля 2016 года.

Частями 1,2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Стороной административного ответчика заявлено ходатайство о применении пропуска административным истцом срока для обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено в судебном заседании с аналогичным административным иском Жиляева Н.И. обращалась в Бейский районный суд 16 мая 2016 года входящий , административное исковое заявление было оставлено без движения определением Бейского районного суда от 17.05.2016 года и определением Бейского районного суда от 31 мая 2016 года административное исковое заявление Жиляевой Н.И. к администрации Бейского района о признании действий об отказе в предоставлении конкурсной должности незаконными было возвращено.

Таким образом, оснований считать, что Жиляева Н.И. обратилась в суд с пропуском срока обращения в суд у не имеется, поскольку первично административный истец обратилась в суд с аналогичным административным иском к администрации Бейского района о признании действий об отказе в предоставлении конкурсной должности незаконными в установленные законом процессуальные сроки, что является основанием для восстановления пропущенного срока для разрешения настоящего административного иска.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ (далее Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ) муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (пункт 1 статья 10 указанного Закона).

Согласно статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной статьи предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

На основании реестра должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, утвержденным Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», должность заместителя начальника по финансово-хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района относится к главной группе должностей.

В число квалификационных требований для замещения должности муниципальной службы, относящейся к главной группе должностей, на момент объявления конкурса, входило наличие высшего образования, а также не менее двух лет стажа муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях старшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Судом установлено, что администрацией Бейского района, объявлен конкурс по определению кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района, документы принимаются по 31.03.2016 г. включительно. Одним из требований предъявляемых к кандидату указано: высшее профессиональное образование по квалификации «инженер- строитель», «экономист» не менее двух лет стажа муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях старшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Конкурс проведен на основании распоряжения от 09.03.2016 г. администрации Бейского района «О проведении конкурса по определению кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы Управления образования Администрации Бейского района». Согласно приложения. утвержден состав конкурсной комиссии.

Из трудовой книжки Жиляевой Н.И. следует, что в соответствии с пунктом 12, с 25.06.1979 г. истица принята бухгалтером, с 20.01.1983 г. переведена экономистом магазина № 20 (пункт 13), 01.12.1989 г. на основании перетарификации подтвердила квалификация экономиста (пункт 14), с 06.03.1990 г. переведена товароведом в магазин № 26. Решением государственной экзаменационной комиссии от 13.06.1985 года Жиляевой Н.И. присвоена квалификация инженер - экономист путей сообщения по специальности « Экономика и организация железнодорожного транспорта».

08 апреля 2016 году в адрес истицы, направлено сообщение о том, что конкурсная комиссия, рассмотрев документы, представленные для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе установила, что истица не соответствует заявленным квалификационным требованиям, так как стаж муниципальной службы отсутствует, а стаж работы по специальности составляет 04 года 8 месяцев 23 дня (с 13.06.1985 г. по 06.03.1990 г.) в должности экономиста магазина № 20 ОРС строительства СШГЭС.

Не согласившись с данным сообщением, Жиляева Н.И. обратилась к главе Бейского района Курлаеву Ю.Н. с жалобой на действия конкурсной комиссии.

Согласно сообщению, жалоба на решение конкурсной комиссии не может быть принята к рассмотрению, рекомендовано обжаловать решение в судебном порядке.

Суд принимает во внимание, что прокуратурой района проведена проверка по данному факту, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 25.06.2007 г. утверждены положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Администрации, Совета депутатов муниципального образования Бейский район, положение о комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности.

Согласно положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы администрации и Совета депутатов муниципального образования Бейский район разделом 2 установлено, что квалификационные требования к стажу работы по специальности, направлению подготовки для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы. Пунктом 9.2 установлено, что для главной группы должностей - не менее двух лет стажа муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях старшей группы должностей государственной гражданской службы (государственная служба иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

В силу положений ч.8 ст.60 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

Следовательно стаж работы по специальности может исчисляться только после получения указанной специальности – с момента решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении квалификации экономист, так как ранее истица не имела специальности.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

В соответствии с Методическими рекомендациями по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям, утвержденными Минтрудом России, в стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды осуществления деятельности по специальности (направлению подготовки), соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) предлагается сопоставить специальность (направление подготовки) с наименованиями должностей, ранее замещаемых претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполняемых им должностных обязанностей.

Наименование должностей и продолжительность их замещения муниципальным служащим определяются посредством изучения записей в трудовой книжке, анкете, заполняемой претендентом (муниципальным служащим) при поступлении на муниципальную службу, а также должностных.

Следовательно, соответствие имеющегося у претендента стажа предъявляемым требованиям подтверждается, если имеющаяся у него специальность (направление подготовки), указанная в дипломе, предполагает наличие уровня и характера знаний и навыков, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, осуществляемых в целях реализации функций органа местного самоуправления.

По смыслу ст.227 КАС РФ для признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемых решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании действий об отказе в предоставлении конкурсной должности и обязании включить в список конкурсантов в качестве претендента на вакантную должность муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района, необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение норм закона.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что для замещения должности заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района, относящейся к главной группе должностей муниципальной службы необходимо наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы на должностях ведущей группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях старшей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, а поскольку Жиляева Н.И. не соответствует вышеуказанным квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу работы, необходимым для замещения должности заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района, то правовые основания, для признания действий администрации Бейского района об отказе в предоставлении конкурсной должности и обязании включить в список конкурсантов в качестве претендента на вакантную должность муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Жиляевой Н.И. к администрации Бейского района о признании действий об отказе в предоставлении конкурсной должности и обязании включить в список конкурсантов в качестве претендента на вакантную должность муниципальной службы заместителя начальника по финансово – хозяйственной работе Управления образования Администрации Бейского района - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ю. Сорогина

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2016 года.