ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-583/2021 от 08.12.2021 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-583/2021

УИД 25RS0026-01-2021-001311-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Лучегорск 08 декабря 2021 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Шевцова А.С., при секретаре Хрипаченко Н.Ю., с участие:

помощника прокурора Емельянова М.В.,

представителя административного ответчика администрации Пожарского муниципального района Поткиной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пожарского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пожарского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Пожарского муниципального района, МОБУ «СОШ№ 5» о признании бездействия незаконным, указав, что прокуратурой Пожарского района по обращению проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства в администрации Пожарского муниципального района и МОБУ «СОШ№ 5». Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что территория МОБУ «СОШ № 5» огорожена лишь частично, большая часть периметра образовательной организаций не имеет ограждения, в том числе способного ограничить доступ посторонних лиц на территорию школы, однако администрацией Пожарского муниципального района как учредителем не принято необходимых мер, направленных на защиту жизни и здоровья детей и работников МОБУ «СОШ № 5», как и не выделены денежные средства для периметрального ограждения школы. Пунктом 2.2.4. Правил определено, что покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов. Вместе с тем, пришкольная территория МОБУ «СОШ № 5» имеет значительные дефекты покрытия, а именно имеет место разрушение и выпирание бетонной основы подходов и школьных дорожек вплоть до оголения земляного покрова, но администрацией Пожарского муниципального района вновь не исполняются обязанности учредителя в части содержания зданий и сооружений муниципальных образовательной организации и обустройства прилегающих к ним территорий. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой Пожарского района 11.05.2021 г. главе администрации Пожарского муниципального района и директору МОБУ «СОШ № 5» Пожарского муниципального района внесены представления, по результатам рассмотрения которых установлено, что в период с 2014 года по настоящее время руководством образовательной организации в адрес учредителя в лице администрации района направлялись служебные записки с просьбой о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ, в том числе на установку периметрального ограждения школы и приведение покрытия пришкольной территории в надлежащее состояние, однако денежные средства на указанные цели администрацией Пожарского муниципального района так и не выделены. Согласно Устава МОБУ «СОШ № 5» Пожарского муниципального района учредителем и собственником Школы является Пожарский муниципальный район Приморского края в лице администрации Пожарского муниципального района Приморского края. Вышеизложенное свидетельствует о длительном бездействии администрации Пожарского муниципального района и МОБУ СОШ № 5 Пожарского муниципального района по принятию соответствующих мер, а выявленные прокуратурой района нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками администрации и образовательной организации и не могут остаться без принятия соответствующих мер, так как подвергают жизнь и здоровье обучающихся опасности. Просит признать незаконным бездействие администрации Пожарского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края; обязать администрацию Пожарского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края, выразившееся в неисполнении обязанности по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории образовательного учреждения; обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края установить периметральное ограждение и привести в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории образовательного учреждения в течение 5 месяцев с момента обеспечения финансирования администрацией Пожарского муниципального района.

В судебном заседании прокурор административный иск поддержал, просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика МОБУ СОШ № 5 не явились, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика администрация Пожарского муниципального района Поткина О.П., действующая на основании доверенности, показала, что администрация требования прокурора не признает, поскольку бюджет Пожарского муниципального района является высокодотационным, тяжелое финансовое положение в связи с образованием большой кредиторской задолженности на 01.01.2021 г. и со снижением доходной части бюджета не позволяет принимать новые расходные обязательства. В целях обеспечения исполнения требований статьи 9, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, все дополнительные доходы и сэкономленные средства направляются на погашение образовавшейся задолженности и сокращение кассовых разрывов бюджета Пожарского муниципального района. Потери бюджета на решение вопросов местного значения компенсировать за счет собственных источников доходов не предоставляется возможным. При этом финансирование первоочередных расходных обязательств (по защищенным статьям бюджета) Пожарского муниципального района осуществляется на финансирование заработной платы работников бюджетных учреждений и на финансирование расходов на оплату коммунальных услуг. Кроме указанных расходов, в течение 2021 финансового года из местного бюджета необходимо также производить иные затраты на содержание сети бюджетных учреждений — это финансирование питания детей в десяти дошкольных образовательных учреждениях района и шестнадцати школах. В течение первой половины 2022 года необходимы дополнительные расходы и на другие цели: оплата ГСМ за подвоз учащихся на занятия, оплата договоров с подрядчиками по устранению чрезвычайных ситуаций, обязательные ежегодные медосмотры работников образовательных учреждений, охрана образовательных учреждений, обслуживание АПС. Бюджет Пожарского муниципального района недостаточен, объем доходов бюджета не покрывает в полной мере первоочередные расходные обязательства муниципального образования. Отвлечение средств от вышеперечисленных статей расходов местного бюджета на установку периметрального ограждения и приведение в надлежавшее состояние покрытия проездов, походов и дорожек сделает деятельность учреждений невозможной, что негативно скажется на социальной обстановке в районе.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Пожарского района проверкой установлено, что территория МОБУ СОШ № 5 огорожена лишь частично, большая часть периметра образовательной организаций не имеет ограждения, в том числе способного ограничить доступ посторонних лиц на территорию школы, однако администрацией Пожарского муниципального района как учредителем не принято необходимых мер, направленных на защиту жизни и здоровья детей и работников МОБУ СОШ № 5, как и не выделены денежные средства для периметрального ограждения школы.

Пришкольная территория МОБУ СОШ № 5 имеет значительные дефекты покрытия, а именно имеет место разрушение и выпирание бетонной основы подходов и школьных дорожек вплоть до оголения земляного покрова, но администрацией Пожарского муниципального района вновь не исполняются обязанности учредителя в части содержания зданий и сооружений -муниципальных образовательной организации и обустройства прилегающих к ним территорий.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснением представителя управления образования администрации Пожарского муниципального района из которого следует, что в администрацию Пожарского района вносились предложения по выделению финансирования на проведение ремонта покрытия пришкольной территории и ограждений МОБУ СОШ №5, однако в связи с дефицитом денежных средств финансирование выделено не было; постановлением 24.11.2021 об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Пожарского муниципального района» на 2021-2024 годы», картой предварительного технического анализа с фототаблицей, актами проверки от 11 мая 2021 года и 31 августа 2021 года.

Согласно Уставу МОБУ СОШ № 5 Пожарского муниципального района учредителем и собственником Школы является Пожарский муниципальный район Приморского края в лице администрации Пожарского муниципального района Приморского края. Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приказом Федерального агентства по образованию от 1 сентября 2008 года N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - Правила).

Согласно п. 1.1. Правил их действие направлено на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 1.2. Правил они являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты).

На основании п.п. 2.2., 2.2.1., 2.2.4 Правил на территории хозяйствующего субъекта должны соблюдаться требования, а именно собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями. Покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

Таким образом, исполнение требований указанных выше нормативно-правовых актов является обязанностью образовательного учреждения – МОБУ СОШ № 5 Пожарского муниципального района, а также администрации Пожарского муниципального района Приморского края как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательного учреждения.

Выполнение обязанности по установлению ограждения по периметру учреждения и содержание в надлежащем состоянии дорожек на территории учебного заведения направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Поскольку факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов нашел подтверждение в судебном заседании, суд считает, что административные исковые требования прокурора о признании бездействия незаконным и возложение на администрацию Пожарского муниципального района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по установке ограждения территории по всему периметру школы и приведение в надлежащее санитарно-состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории образовательного учреждения, на МОБУ СОШ № 5 Пожарского муниципального района обязанность установить ограждение территории по всему периметру школы, приведение в надлежащее санитарно-состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории и являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Пожарского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края.

Обязать администрацию Пожарского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края, выразившееся в неисполнении обязанности по установке периметрального ограждения и приведения в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории образовательного учреждения.

Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Пожарского муниципального района Приморского края установить периметральное ограждение и привести в надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние покрытия проездов, подходов и дорожек территории образовательного учреждения в течение 5 месяцев с момента обеспечения финансирования администрацией Пожарского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2021 г.

Судья Шевцов А.С.