ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-583/2022 от 14.04.2022 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а- 583/2022 г.

УИД: 23RS0022-01-2022-000962-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кропоткин 14 апреля 2022 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Щербакова В.Н.,

при секретаре Кирпаневой Е.О.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности,

представителя административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар ФИО2 по доверенности.

представителя заинтересованного лица администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия : ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар, заинтересованное лицо: администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства и обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар выдать разрешение

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в Кропоткинский городской суд Краснодарского края с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решенияДепартамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, выраженное в письме от 30.12.2021 №29/20296-1, как не соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В качестве обоснования заявленного требования ФИО4 указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 7339м2, разрешённое использование: «для завершения строительства и эксплуатации здания», расположенный по адресу: <адрес> На земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности ФИО4 объект незавершённого строительства (ОНС) – торговый комплекс с кадастровым номером общей площадью 26710,7 м2, площадь застройки 5060,7 м2, имеющий степень готовности 48 процентов. 27 декабря 2021 года ФИО4 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) принадлежащего ей объекта незавершённого строительства. К заявлению были приложены все документы, предусмотренные статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

30 декабря 2021 года Департаментом архитектуры в адрес ФИО4 направлено письмо №29/20296-1, содержащее отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) принадлежащего ей объекта капитального строительства. В качестве обоснования принятого решения об отказе в выдаче разрешения департамент указал следующие нарушения:

- застройщиком ФИО4 к заявлению о выдаче разрешения приложен градостроительный план земельного участка №RU23306000-000000000002314от 19 апреля 2014 года, срок действия которого истёк, что противоречит пункту 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ;

- в соответствии с изменениями, внесёнными в правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар решением городской Думы Краснодара от 22 июля 2021 года №17 п. 19 «О внесении изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», земельный участок с кадастровым номером отнесён к исторической общественно-деловой зоне с типом этажности кварталов К2(3) (ИОД.К2(3). Принадлежащий ФИО4 объект и, соответственно, представленный проект его реконструкции не соответствуют установленному регламентом данной территориальной зоны максимально допустимому проценту застройки земельного участка;

- представленная застройщиком проектная документация выполнена на основании утратившего силу градостроительного плана №RU23306000-000000000002314от 19 апреля 2014 года, что противоречит части 10 статьи 57.3 ГрК РФ, части 11 статьи 48 ГрК РФ;

- 29 ноября 2021 года департаментом выдан новый градостроительный план земельного участка №РФ-23-2-06-0-00-2021-2607. Согласно чертежу данного градостроительного плана, для земельного участка с кадастровым номером установлена новая граница места допустимого размещения объекта капитального строительства. Принадлежащий застройщику незавершённый строительством объект и, соответственно, представленный проект реконструкции в части размещения объекта капитального строительства (чертёж Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» 890-00-ПЗУ) не соответствуют (выходят за границы) установленного места допустимого размещения;

- представленная в целях выдачи разрешения на реконструкцию проектная документация не утверждена застройщиком;

- застройщиком не представлено задание на проектирование, согласованное управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе Краснодаре в целях реализации требований закона Краснодарского края от 27.04.2008 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов…», что противоречит постановлению главы администрации Краснодарского края от 08.10.2007 №950 «О порядке согласования заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте»;

- представленная проектная документация не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации», а именно: в текстовой части Раздела 1 «Пояснительная записка» 890-ПЗ отсутствует заверение проектной организации о том, что проект разработан в соответствии с градостроительным планом, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, техническими регламентами и с соблюдением технических условий.

ФИО4 с решением уполномоченного на выдачу разрешения на строительство органа не согласна, полагает его необоснованным, нарушающим её права на использование имущества, не соответствующим закону. В качестве последствия признания отказа недействительным истица просит суд обязатьадминистративного ответчика выдать ей разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства: «Торговый комплекс по ул. Карасунская – ул. Коммунаров в г. Краснодаре (реконструкция незавершённого строительством объекта) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> со следующими основными технико-экономическими показателями: общая площадь здания - 27005,7 м2, строительный объём – 126760,86 м3, этажность – 4, количество этажей (включая подземные) – 5, высота объекта – 23,8 м, площадь застройки – 5472,92 м2.

Административный истец в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, с участием представителя по доверенности

Представитель административного истца – ФИО1 в судебное заседание явился, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Представитель административного ответчика – Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ФИО2 в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, в материалы дела представила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия: ФИО3 по доверенности возражал против удовлетворения заявленных ФИО4 требований, по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

В качестве обоснования возражений представитель департамента указал, что отказ в выдаче разрешения соответствует закону, административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав и охраняемых законом интересов обжалуемым отказом. По мнению департамента архитектуры, представленная ФИО4 проектная документация не соответствует требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно: проектная документация выполнена на основании градостроительного плана земельного участка от 19.04.2014, который утратил силу; в текстовой части раздела «Пояснительная записка» отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом, строительными нормами и правилами, техническими регламентами; проектная документация не утверждена застройщиком ил техническим заказчиком, не представлено задание на проектирование, согласованное с управлением социальной защиты населения Краснодарского края в городе Краснодаре; предусмотренный проектом реконструкции процент застройки земельного участка (75 процентов) превышает максимально допустимое ограничение (50 процентов), установленное Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, проектируемый объект выходит за границы места допустимого строительства, указанного в градостроительном плане от 29.11.2021.

Кроме того, по мнению административного ответчика, требование об обязании его выдать разрешение на строительство в случае признания отказа недействительным не может быть удовлетворено, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления в ведении которого находится принятие решения о выдаче разрешения на строительство.

Представитель заинтересованного лица – ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленного иска возражал, представил отзыв, в котором сослался на то, что спорный объект незавершённого строительства расположен в границах территории исторического поселения регионального значения. В связи с тем, что в непосредственной близости от принадлежащего ФИО4 строения расположены объекты культурного наследия регионального значения. В охранной зоне данных объектов запрещается деятельность по строительству новых объектов капитального строительства, увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих объектов, создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты, устройство автостоянок, иная деятельность, создающая угрозу повреждения, разрушения, уничтожения и изменения характеристик объектов культурного наследия,

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему.

Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суды общей юрисдикции, рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Согласно частям 3 и 4 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных приведённым кодексом, - по адресу организации, являющейся административным истцом.

Право выбора между несколькими судами, которым, согласно названной статье, подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 №18-КА20-7).

Как видно из материалов дела, административный истец – ФИО4 на момент обращения в суд зарегистрирована по месту постоянного проживания в г. Кропоткин. Место нахождения административного ответчика – город Краснодар. Следовательно, ФИО4 вправе предъявить административный иск по месту жительства.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, исходя из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится к сфере осуществления публично-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Отказ в выдаче разрешения на строительство, изложенный в виде письма, уведомления, иного документа является по своей природе решением органа, наделённого публично-властными полномочиями.

Законодателем не установлено требований к форме документа, которым уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство, в отличие от разрешения на строительство.

Право обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство прямо предусмотрено частью 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявление ФИО4 подлежит рассмотрению судом по правилам, предусмотренным КАС РФ с особенностями, установленными Главой 22 Кодекса.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 7339м2, разрешённое использование: «для завершения строительства и эксплуатации здания», расположенный по адресу: Краснодарский <адрес>, а также расположенный на земельном участке объект незавершённого строительства (ОНС) – торговый комплекс с кадастровым номером общей площадью 26710,7 м2, площадь застройки 5060,7 м2, имеющий степень готовности 48%.

Согласно приложенным к иску документам, строительство здания торгового комплекса на земельном участке по адресу: г. Краснодар, пересечение <адрес>, в Центральном внутригородском округе, было начато прежним собственником земельного участка – обществом с ограниченной ответственностью «Эгида Инвест» в 2007 году. Строительство объекта выполнялось на основании следующих документов:

- градостроительного плана земельного участка от 23 октября 2007 года №RU23306000-00000000000418, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар;

- проектной документации, разработанной ООО «Росинтурстрой», на строительство объекта «Торговый комплекс по ул. Карасунская – ул. Коммунаров в г. Краснодаре»;

- положительного заключения ФГУ Главгосэкспертизы России от 28 августа 2007 года №617-07/ГГЭ-4999/05 по проекту;

- разрешения на строительство №RU23306000-518-р от 30.10.2007, выданного ДАиГ администрации МО города Краснодара на строительство объекта:«трёх-четырёхэтажное здание торгового комплекса (площадь застройки – 5550м2, строительный объём – 148196,4 м3, общая площадь здания – 26859,4 м2, полезная площадь – 25347,4 м2), сроком действия до 30.10.2009, продлённым до 30.10.2012 г.

Строительство объекта осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером площадью 6880 м2.

В 2010 году застройщиком земельный участок с кадастровым номером площадью 6880 м2 был объединён со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:43:0303058:32 площадью 473 м2, по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 64/2 с образованием земельного участка с кадастровым номером площадью 7339 м2.

Согласно Техническому паспорту незавершённого строительством объекта: «торговый комплекс литер А / под. А», выполненному Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по состоянию на 12.07.2010 г., объект незавершённого строительства, расположенный на земельном участке по адресу: г<адрес> имел следующие параметры: площадь здания - 26 696,5 м2, площадь застройки – 5060,7 м2, процент готовности – 48.

В декабре 2010 года в связи с реорганизацией ООО «Эгида Инвест» право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303058:33 площадью 7339м2, объект незавершённого строительства – торговый комплекс с кадастровым номером 23:43:0303058:35 перешло к обществу с ограниченной ответственностью «Екатеринодар Инвест».

17 марта 2011 года земельный участок и объект незавершённого строительства были переданы ООО «Екатеринодар Инвест» в уставный капитал вновь созданному обществу с ограниченной ответственностью «Агат Управление Активами».

02 августа 2013 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара (далее также – Департамент) ООО «Агат Управление Активами» было выдано разрешение на строительство №RU23306000-518/1-р объекта капитального строительства: «Торговый комплекс по <адрес> (реконструкция незавершённого строительством объекта) – 6-7 этажное здание торгового комплекса» на земельном участке с кадастровым номером площадью 7339м2, со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки – 5486,4 м2, строительный объём – 229 256,0 м3, общая площадь здания – 39 048,2 м2, общая торговая площадь – 6189,6 м2, этажность – 6-7 этажей.

В 2019 году незавершённый строительством объект и земельный участок переданы в собственность общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сокол», а 08 августа 2021 года право собственности на них перешло к административному истцу – ФИО4

С целью завершения строительства и ввода в эксплуатацию принадлежащего ей незавершённого строительством объекта ФИО4 были получены документы и материалы, необходимые для подготовки проектной документации на реконструкцию объекта незавершенного строительства, в том числе:

- отчёт об инженерно-геодезических изысканиях с топографическим планом М1:500, выполненный ООО «Севкавнипиагропром» в 2021 г. (шифр 890-ИГДИ), принятый в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности в отношении которого получено положительноезаключение негосударственной экспертизы ООО «ПромМаш Тест» № 23-2-1-1-070798-2021 от 26.11.2021;

- технический отчёт по инженерно-геологическим изысканиям, выполненный ИП ФИО5 в 2021 г.(шифр 200-ИГИ/2021), по которому получено положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «ПромМаш Тест» № 23-2-1-1-070798-2021 от 26.11.2021;

- технический отчёт по инженерно-геофизическим изысканиям, выполненный ИП ФИО5 в 2021 г. (шифр 200-ИГФИ/2021), по которомуполучено положительное заключение негосударственнойэкспертизы ООО «ПромМаш Тест» № 23-2-1-1-070798-2021 от 26.11.2021;

- технический отчёт по инженерно-экологическим, выполненный ИП ФИО6 в 2021 г.(шифр 129/21-ИЭИ), по которому получено положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «ПромМаш Тест» № 23-2-1-1-070798-2021 от 26.11.2021;

- технический отчёт по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, выполненный ИП Т.К.ОБ. в 2021 г. (шифр 129/21-ИГМИ), по которомуполучено положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «ПромМаш Тест» № 23-2-1-1-070798-2021 от 26.11.2021.

- письмо ОАО «Кубаньэнерго» об электроснабжении торгового комплекса по ул.Карасунской-Коммунаров в г. Краснодаре и Справка о выполнении технических условий на технологическое присоединение кэлектрическим сетям сетевой организацией ООО «Эгида-Инвест»;

- технические условия подключения объекта капитального строительства к сетямводоснабжения г. Краснодар № ИД-4-182-21 от 15.12.2021 ООО «Краснодар Водоканал»;

- технические условия подключения объекта капитального строительства к сетямводоотведения г. Краснодар № ИД-4-183-21 от 15.12.2021 ООО «Краснодар Водоканал»;

- технические условия АО «ЭР-Телеком Холдинг» от 03.12.2021 № 26 (сети связи);

- договор с АО «Краснодаргоргаз» № 135994 от 22.12.2021 на подключения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения г. Краснодар, технические условия АО «Краснодаргоргаз» на подключения (технологическоеприсоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения поадресу: <адрес> (Приложение № 1 к Договору. № 135994 от22.12.2021).

В качестве основания для подготовки проектной документации объекта принят градостроительный план земельного участка от 19 апреля 2014 г. № RU23306000-000000000002314, выданный Департаментом.

На основании приведённых выше исходных данных проектной организацией – обществом с ограниченной ответственностью Проектный институт «Севкавнипиагропром» (свидетельство №0044.02-2010 от 25.12.2012 и №01-П №108 от 09.10.2015) в 2021 году разработана проектная документация объекта капитального строительства: «Торговый комплекс по <адрес> (реконструкция незавершённого строительством объекта)».

Проектом реконструкции незавершенного строительством объекта предусмотрены следующие основные технико-экономические показатели объекта: общая площадь здания – 27 005,7 м2, строительный объём – 126 760,86 м3, высота объекта – 23,8 м, площадь застройки – 5472,92 м2, этажность – 4, количество этажей (включая подземные) – 5.

Таким образом, предусмотренные проектом, разработанным по заданию ФИО4, параметры объекта соответствуют технико-экономическим показателям, изначально заложенным при проектировании здания торгового комплекса в 2007 году.

27 декабря 2021 года ФИО4 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) принадлежащего ей объекта незавершённого строительством. К заявлению были приложены все документы, предусмотренные статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

Решением Департамента, изложенным в письме от 30 декабря 2021 года №29/20296-1, уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления отказал ФИО4 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) принадлежащего ей объекта капитального строительства.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО4 в суд с настоящим административным иском.

Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство предоставляет застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Уполномоченный орган в течение установленного законом срока: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).

По правилам статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 62 Кодекса).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправлениязаявление о выдаче разрешения на строительство, к которому должен быть приложен, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Согласно части 1 статьи 57.3ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдаётся в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Часть 3 статьи 57.3ГрК РФ предусматривает, что в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе, следующая информация:

- о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

- об основных, условно разрешённых и вспомогательных видах разрешённого использования земельного участка, установленных в соответствии с данным Кодексом, иным федеральным законом;

- о предельных параметрах разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок;

- об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

- о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

В соответствии с частью 10 статьи 57.3 ГрК РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трёх лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Статья 48ГрК РФ устанавливает общие требования к подготовке проектной документации для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в том числе, определяет документы, на основании которых осуществляется архитектурно-строительное проектирование, общие требования к составу проектной документации.

Часть 6 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что в случае подготовки проектной документации индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, такой застройщик, технический заказчик, обязан предоставить лицу, осуществляющему разработку проекта, градостроительный план земельного участка.

Согласно части 11 указанной статьи, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения).

В целях подготовки проектной документации на реконструкцию объекта незавершённого строительства ФИО4 представила в проектную организацию – ООО «Севкавнипиагропром» градостроительный план земельного участка № RU23306000-000000000002314от 19 апреля 2014 года.

Данный градостроительный план был приложен застройщиком к заявлению от 27.12.2021 о выдаче разрешения на строительство, поскольку на момент подготовки проектной документации и подачи заявления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления являлся действующим, что вытекает из следующих обстоятельств.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 30 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ, впервые ввёл в систему правового регулирования понятие градостроительного плана земельного участка, установил требования к форме и содержанию, порядок его подготовки и утверждения, а также обязательность его предоставления для выдачи разрешения на строительство (пункт 2 части 7 ст. 51 Кодекса в редакции 2004 года) и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (пункт 2 части 3 ст. 55 Кодекса в редакции 2004 года). При этом в первоначальной редакции ГрК РФ не устанавливал каких-либо сроков действия градостроительных планов, равно как и сроков использования содержащейся в них информации.

На момент выдачи градостроительного плана от 19.04.2014 земельного участка с кадастровым номером какие-то ограничения по сроку его действия или сроку использования содержащейся в нём информации в законодательстве также отсутствовали.

Впервые ограничения срока действия градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство и срока использования информации, содержащейся в градостроительном плане, были введены в ГрК РФ, в частности, в указанные выше пункт 2 части 7 статьи 51 и часть 10 статьи 57.3, Федеральным законом от 03.07.2016 №373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Одновременно, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №373-ФЗ было установлено переходное положение, которое устанавливало, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и который не может быть менее чем три года и более чем восемь лет, начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.

Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона №373-ФЗ определено, что в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства получено до дня вступления в силу данного Федерального закона, выдача разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка, представленного для получения разрешения на строительство такого объекта. В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства получено после дня вступления в силу данного Федерального закона на основании градостроительного плана земельного участка, указанного в части 1 названной статьи, в течение установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи срока его действия, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдается на основании такого градостроительного плана земельного участка.

Указанное правило, установленное законодателем в отношении информации об ограничениях использования земельного участка в пределах срока действия полученного застройщиком градостроительного плана земельного участка, исходит из закреплённого в Конституции Российской Федерации принципа недопустимости придания обратной силы нормам, ухудшающим положение граждан (часть 1 статьи 54 Конституции РФ).

Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020 г. № 183 установлено, что информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утверждённых до 1 июля 2017 года, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до 1 января 2021 года.

Приложением № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах» на один год продлён срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 года.

Из системного толкования и практики применения указанных выше нормативных актов следует, что срок действия градостроительного плана земельного участка от 19.04.2014 № RU23306000-00000000002314, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №373-ФЗ и Постановлением Главы администрации КК №183 до 01.01.2021, был продлён на один год Постановлением Правительства РФ №440 в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Приведённая правовая позиция относительно порядка исчисления срока действия градостроительного плана земельного участка подтверждается правоприменительной практикой высших судебных инстанций (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 № 302-ЭС20-16910, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2021 по делу № А53-8954/2021).

Следовательно, срок действия градостроительного плана земельного участка, на основании которого была разработана проектная документация объекта, истекал 31 декабря 2021 года, на момент обращения административного истца с заявлением от 27.12.2021 в Департамент о выдаче разрешения на строительство, как и на момент рассмотрения указанного заявления и принятия обжалуемого решения, ГПЗУ от 19.04.2014 №RU23306000-00000000002314 являлся действующим, а содержащаяся в нём информация, включая информацию об установленных в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303058:33 ограничениях, правомерно использована при подготовке проектной документации на реконструкцию объекта.

Градостроительный план земельного участка № RU23306000-000000000002314от 19 апреля 2014 года не содержал ограничений использования земельного участка, параметров объекта капитального строительства, на которые ссылается Департамент в своём отказе, а именно: максимально допустимый процент застройки земельного участка, установленный для исторической общественно-деловой зоне с типом этажности кварталов К2(3) (ИОД.К2(3) и границу места допустимого размещения объектов капитального строительства, пересекающую принадлежащий застройщику объект незавершённого строительства.

Поскольку, как было указано выше, на момент подготовки проектной документации и обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на строительство, градостроительный план от 19.04.2014 являлся действующим, проектная документация была правомерно подготовлена, исходя из содержащейся в нём информации.

Следовательно, указание департамента на несоответствие проектной документации градостроительным требованиям, включённым в правила землепользования и застройки муниципального образования после выдачи данного градостроительного плана, действие которого не прекратилось на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство, является неправомерным.

Сам по себе факт выдачи департаментом градостроительного плана земельного участка № РФ-23-2-06-0-00-2021-2607 от 29 ноября 2021 года не отменяет и не прекращает действия градостроительного плана, выданного ранее, срок действия которого не истёк и который правомерно используется застройщиком для подготовки проектной документации, поскольку такое основание для прекращение действия градостроительного плана, как выдача нового, законом не предусмотрено.

Возражая против заявленного ФИО4 требования департамент указывает на то, что действующими в настоящее время Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными Решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года (в редакции от 22.07.2021) земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> отнесён к территориальной зоне «Историческая общественно-деловая зона с типом этажности кварталов К4(5) (ИОД.К4(5). Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны ИОД.К4(5) максимальный процент застройки земельного участка составляет 50%.

Поскольку принадлежащий административному истцу незавершённый строительством объект имеет фактический процент застройки, превышающий данное ограничение (75% земельного участка), а проектная документация, представленная для получения разрешения на строительство (реконструкцию) имеет такой же показатель (75%), следовательно, по мнению департамента, разрешение не может быть выдано.

С данным доводом департамента суд не может согласиться по следующему основанию.

Ограничение величины площади застройки земельного участка в 50% было установлено Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар значительно позднее выдачи застройщику градостроительного плана от 19.04.2014. Утверждение представителя департамента о том, что данное ограничение для земельных участков, расположенных в «исторической центральной части города» существовало всегда, идёт вразрез с представленными административным истцом документами, выданными самим департаментом в предшествующие годы.

Так, Департамент архитектуры как минимум дважды за указанный период выдавал разрешения на строительство спорного объекта (в 2007 и в 2013 годах), согласно которым процент застройки земельного участка составлял 75% - 80%.

Как следует из представленных в материалы дела документов, строительство спорного объекта было начато прежним собственником земельного участка – ООО «Эгида Инвест» в 2007 году. Строительство объекта выполнялось на основании следующих документов: градостроительного плана земельного участка от 23 октября 2007 года №RU23306000-00000000000418;положительного заключения ФГУ Главгосэкспертизы России от 28 августа 2007 года №617-07/ГГЭ-4999/05 по проекту; разрешения на строительство №RU23306000-518-р от 30.10.2007, выданного ДАиГ администрации МО города Краснодара на строительство объекта: «трёх-четырёхэтажное здание торгового комплекса (площадь застройки – 5550 м2, строительный объём – 148196,4 м3, общая площадь здания – 26859,4 м2, полезная площадь – 25347,4 м2), сроком действия до 30.10.2009, продлённым до 30.10.2012 г.

Согласно сведениям, содержащимся в градостроительном плане земельного участка от 23.10.2007 года, земельный участок в соответствии с ПЗЗ города Краснодара относился к территориальной зоне «ОД1» (общественно-деловая зона первого типа).

В пункте 4 градостроительного плана 2007 года указано на то, что «информация о расположенных в границах земельного участка объектах культурного наследия – не имеется», «объекты, включённые в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – не имеется».

В пункте 3 градостроительного плана от 23.10.2007 в разделе «Максимальный процент застройки в границах земельного участка» указано – «согласно проекту». Согласно сведениям градостроительного плана, разрешения на строительство и положительного заключения ФГУ Главгосэкспертизы России по проекту, площадь земельного участка составляла на момент начала строительства 6880 м2. Площадь застройки, согласно проекту и разрешению на строительство – 5550 м2. Таким образом, процент застройки земельного участка составлял более 75 процентов.

02 августа 2013 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара застройщику - ООО «Агат Управление Активами» было выдано разрешение на строительство №RU23306000-518/1-р объекта капитального строительства: «Торговый комплекс по ул. Карасунская – ул. Коммунаров в г. Краснодаре (реконструкция незавершённого строительством объекта) – 6-7 этажное здание торгового комплекса» на земельном участке с кадастровым номером площадью 7339 м2, со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки – 5486,4 м2, строительный объём – 229 256,0 м3, общая площадь здания – 39 048,2 м2, общая торговая площадь – 6189,6 м2, этажность – 6-7 этажей. Процент застройки земельного участка составлял 75.

На основании данных разрешений предыдущие собственники земельного участка возвели незавершённый строительством объект, представляющий собой готовый каркас здания, наружные габариты которого – длинна, ширина, высота, полностью соответствуют проекту, разработанному ещё в 2007 году.

Фактически на данный момент принадлежащий истице объект имеет площадь застройки площадь застройки – 5472,92 м2, то есть не превышает параметры, предусмотренные разрешениями на строительство 2007 года и 2013 года.

С учётом представленных в дело доказательств суд полагает необоснованным довод административного ответчика о том, что проектная документация, представленная ФИО4 для получения разрешения на строительство, не утверждена застройщиком.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ, под застройщиком понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

С целью обеспечения проектирования и строительства (реконструкции) принадлежащего ей объекта, ФИО4 в качестве технического заказчика была привлечена специализированная организация – общество с ограниченной ответственностью «Интеграл» на основании договора от 05 августа 2021 года №24.

Проектная документация, разработанная ООО «Севкавнипиагропром» утверждена техническим заказчиком - ООО «Интеграл» приказом № 10П от 27 декабря 2021 года,что соответствует требованиям части 15 статьи 48 Кодекса. Приказ об утверждении проектной документации не был приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство по причине того, что перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, определенный частью 7 статьи 51 Кодекса, является исчерпывающим и не предусматривает документа об утверждении проектной документации.

Аналогичный исчерпывающий перечень содержит и пункт 16 Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 г. № 5636 (далее – Административный регламент). Документ об утверждении проектной документации в пункте 16 Административного регламента также не поименован.

При этом пунктом 11 Административного регламента органам, предоставляющим муниципальные услуги, установлен запрет требовать от заявителя осуществления иных действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные органы местного самоуправления, государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утверждённый решением городской Думы Краснодара.

Также в качестве одного из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство департамент указал, что застройщиком не представлено задание на проектирование, согласованное с управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе Краснодаре, в целях реализации требований закона Краснодарского края от 27.04.2008 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» и постановления главы администрации Краснодарского края от 08.10.2007 № 950 «О порядке согласования зданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте».

Указанное основание для отказа в выдаче разрешения на строительство противоречит действующему законодательству.

Проектная документация, разработанная ООО «Севкавнипиагропром» и представленная ФИО4 для получения разрешения на строительство, в части, касающейся доступности здания торгового центра для маломобильных групп населения, разработана в соответствии с СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Указанный Свод правил входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815 в части; а так же в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 г. № 687 – полностью.

Требования о согласовании задания на проектирование с органами социальной защиты СП 59.13330.2020 не содержит. Подобное требование ранее предусматривал СП 59.13330.2012, утративший силу на основании Приказа Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр «Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и заменённый на СП 59.13330.2016», уже не содержавшего требования о согласовании задания на проектирование с органами социальной защиты (см. п. 7.1.1 СП 59.13330.2012 (утратил силу), п. 8.1.1 СП 59.13330.2016 (утратил силу) и п. 8.1.1 СП 59.13330.2020 (действует в настоящее время).

Обязательные для соблюдения гражданами и организациями требования, предусматривающие разрешительные режимы, в том числе получение согласований, устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает требований, в том числе режимов, предусматривающих согласование задания на проектирование, проектной документации с органами социальной защиты населения.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, определенный частью 7 статьи 51 Кодекса, является исчерпывающим и не предусматривает документов, требований к документам, подтверждающих согласование задания на проектирование или проектной документации с органами социальной защиты населения.

Не содержат требований и процедур, связанных с согласованием заданий на проектирование, проектной документации с органами социальной защиты населения следующие нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности:

- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87;

- исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 346.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования, предусматривающие согласование задания на проектирование с органами социальной защиты населения.

Следовательно, требование Департамента о согласовании задания на проектирование с органами социальной защиты населения не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации, является неправомерным и не может быть принято в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).

Отсутствие согласованного с управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края задания на проектирование не означает, что представленная в этой части проектная документация не соответствует закону. Необходимость представления вышеуказанного согласования не предусмотрена градостроительным законодательством и противоречит п. 11 Постановления № 5636.

Указание департамента в письме от 30.12.2021 №29/20296-1 на отсутствие в текстовой части раздела проектной документации «Пояснительная записка» (Раздел 1 890-ПЗ Том 1) заверения проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий, не соответствует действительности.

Данное заверение содержится на листе 9 (пункт 1.с.) Тома 1 Проектной документации – Пояснительная записка 890-ПЗ, что непосредственно подтверждается прилагаемым к настоящему административному иску документом – экземпляром проектной документации (Том 1 ПЗ).

Суд отклоняет доводы заинтересованного лица - администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия о невозможности удовлетворения требования административного истца, исходя из того, что незавершённый строительством объект расположен в границах охранных зон объектов культурного наследия.

Из анализа указанных заинтересованным лицом ограничений, предусмотренных условиями охраны конкретных объектов культурного наследия следует, что данные ограничения не содержат запрета на реконструкцию существующих объектов капитального строительства, находящихся в границах исторического поселения регионального значения город Краснодар, если такая реконструкция не влечёт за собой увеличения объёмно-пространственных характеристик существующих объектов, создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты, не причиняет ущерба объектам, подлежащим охране.

Как следует из представленного ФИО4 проекта реконструкции, предусмотренные работы по завершению строительства существующего объекта не предполагают увеличения его показателей – высоты, этажности, объёмных габаритов.

Напротив, завершение строительство и ввод в эксплуатацию недостроенного объекта, на протяжении долгого времени находящегося в исторической части города, позволит привести его внешний вид в соответствие с требованиями об охране внешнего облика исторического поселения.

Проектная документация, представленная ФИО4, разработана проектной организацией, имеющей необходимые допуски для выполнения проектных работ, получила положительное заключение негосударственной экспертизы, разработана в соответствии с действующими нормами и правилами, включая обязательные требования к охране объектов культурного наследия. Доказательств того, что предусмотренные проектом работы могут оказать негативное воздействие на объекты культурного наследия административным ответчиком и заинтересованным лицом в материалы дела не представлены.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Исходя из положений действующего законодательства РФ, незавершённый строительством объект капитального строительства может использоваться его собственником исключительно путём завершения его строительства и ввода в эксплуатацию.

До получения разрешения на ввод в эксплуатацию незавершённый строительством объект не может использоваться иным образом для осуществления экономической деятельности или для удовлетворения личных нужд собственника.

Приведённые выше положения градостроительного законодательства в их системной связи с нормами, закреплёнными статьёй 222 ГК РФ, устанавливают, что строительство объекта капитального строительства, в том числе реконструкция (завершение строительства) незавершённого строительством объекта, должны осуществляться на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выдаваемого уполномоченным органом местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом.

Объект, принадлежащий на праве собственности ФИО4, может быть достроен (реконструирован) только на основании полученного в установленном порядке разрешения. Получение разрешения на ввод его в эксплуатацию, в свою очередь, возможно исключительно при условии завершения строительства (реконструкции) на основании полученного разрешения на строительство.

С целью восстановления нарушенного права, в качестве последствия признания обжалуемого решения незаконным ФИО4 просит суд обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство (реконструкцию) объекта.В части данного требования суд полагает необходимым руководствоваться следующим.

В соответствии со статьёй 3 КАС РФ к задачам административного судопроизводства относятся: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

К целям обеспечения доступности правосудия и реализации права на судебную защиту относится своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Нарушенное право подлежит восстановлению в том виде, в каком оно должно было возникнуть и существовать при соблюдении уполномоченным органом закона, если бы не было нарушено.

Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в судебном порядке, не может быть поставлено в худшее положение в сравнение с ситуацией повторного обращения непосредственно в орган, который уполномочен рассмотреть его заявление.

В соответствии с п. 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ), в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения по административному делу суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. Из этого следует, что указание на способ устранения нарушений, восстановления нарушенного права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) соответствующего органа – незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 указано, что к целям обеспечения доступности правосудия и реализации права на судебную защиту относится своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.Право подлежит восстановлению в том виде, в каком оно должно было возникнуть и существовать при соблюдении уполномоченным органом закона, если бы не было нарушено.Указание в решении такого способа устранения допущенных нарушений прав заявителя, как понуждение органа местного самоуправления осуществить конкретное действие (выдать разрешение на строительство) используется в судебной практике в случае, если суд дал оценку основаниям, приведённым уполномоченным органом в оспариваемом отказе.

Следовательно, указание на способ устранения нарушений, восстановления нарушенного права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) соответствующего органа – незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

Поскольку все основания, содержащиеся в отказе от 30.12.2021 №29/20296-1, являются незаконными, иные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют, надлежащим способом восстановления прав административного истца является понуждение департамента архитектуры и градостроительства выдать разрешение на строительство (реконструкцию) принадлежащего ФИО4 объекта.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к департаменту архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар, заинтересованное лицо: администрация Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства и обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар выдать разрешение - удовлетворить.

Признать решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН -, ИНН ) об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, выраженное в письме от 30.12.2021 года № 29/20296-1 незаконным.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар выдать ФИО4 разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства : «Торговый комплекс по ул. <адрес> (реконструкция незавершенного строительством объекта) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Краснодарский край, <адрес> со следующими основными технико – экономическими показателями: общая площадь здания 27005,7 м2, строительный объем – 126760, 86 м3, этажность – 4, количество этажей (включая подземные) - 5, высота объекта -23, 8 м.. площадь застройки – 5472, 92 м.

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в апелляционную коллегию Краснодарского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий: