ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5842/18 от 20.12.2018 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Административное дело №2а-5842/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Сторчак О.А.,

при секретаре с/з Лисицкой О.А.,

с участием представителя ФИО1 –ФИО2

представителя ИФНС России по г. Белгороду Дик Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Белгороду к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 205920 руб., 2013 год в размере 206960 руб., 2014 год в размере 618800 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 128252 руб., штрафа по НДФЛ в размере 206336 руб. на общую сумму 1366268 руб.

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Белгороду обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 205920 руб., 2013 год в размере 206960 руб., 2014 год в размере 618800 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 128252 руб., штрафа по НДФЛ в размере 206336 руб. на общую сумму 1366268 руб.

В обоснование требований указала, что по результатам проведенной налоговой проверки составлен Акт от 27.05.2016 №10-06/14, который вручен ФИО1. Проверкой правильности учета и исчисления доходов, полученных ФИО1 в 2012, 2013, 2014 гг. являющихся объектом налогообложения в целях исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц выявлена недоимка по налогу на имущество физических лиц: за 2012 год в размере 205920 руб., 2013 год в размере 206960 руб., 2014 год в размере 618800 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 128252 руб., По итогам рассмотрения материалов проверки, принято решение о наложении штрафа по НДФЛ в размере 206336 руб. Требование об уплате налога №2187 от 07.10.2016 ему направлено, установлен срок для исполнения обязанности до 27.10.2016.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Белгородского района Белгородской области отменен судебный приказ от 13.03.2017 о взыскании указанной недоимки.

Кроме того, ФИО1 воспользовался правом оспаривания указанного решения налогового органа. Решением Белгородского районного суда от 14.12.2016 Решение налогового органа признано законным и обоснованным. Апелляционным определением Белгородского областного суда от 30.03.2017 решение Белгородского районного суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Вместе с тем, как указывает налоговый орган, ФИО1 возложенную на него обязанность по уплате платежей не исполнил, 06.04.2017 сменил место регистрации. Ранее он состоял на налоговом учете в МИФНС №2 России по Белгородской области, с переменой места жительства налоговый орган, осуществляющий учет налогоплательщика изменился на ИФНС по г. Белгороду.

Поскольку процесс передачи лицевых счетов налогоплательщиков в случае изменения адреса регистрации налогоплательщика является длительным, сведения о лицевых счетах ФИО1 поступили в ИФНС России по г. Белгороду за пределами сроков, в течение которых налоговый орган вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, просит суд признать причину пропуска срока уважительной, восстановить его, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Белгороду Дик Д.Н. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, срок, пропущенный по уважительной причине, просила восстановить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, его представитель ФИО2 просил суд отказать в удовлетворении иска по причине пропуска срока, указал, что изложенные административным органом причины пропуска срока не являются уважительными и не могут служить основанием для его восстановления, представил письменную позицию.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений ст. 400 НК РФ, ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «Оналогена имущество физических лиц», налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402-406 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты налога.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способом обеспечения обязательств по уплате налога являются, в том числе пени (п.1 ст.72 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пени исчисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.

В силу п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что ФИО1 состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №2 по Белгородской области по месту жительства, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.

Межрайонная ИФНС России №2 по Белгородской области осуществила выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

Решением Межрайонной ИФНС России №2 по Белгородской области от 30.06.2016 ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 НК Российской Федерации, в виде штрафа в размере 206336 руб., ему предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 031 680 руб. и пеню – 128 252 руб., выставлено Требование об уплате налога №2187 от 07.10.2016, установлен срок для исполнения обязанности до 27.10.2016.

Не согласившись с указанными решениями Межрайонной ИФНС России №2 по Белгородской области, названные налогоплательщики оспорили их в порядке подчиненности, подав 26.07.2016 апелляционные жалобы в УФНС России по Белгородской области, которые были оставлены без удовлетворения решениями от 28.09.2016 №180 и №179 соответственно. Впоследствии ФИО1 воспользовался правом оспаривания указанного решения налогового органа в судебном порядке. Решением Белгородского районного суда от 14.12.2016 Решение налогового органа признано законным и обоснованным, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано. Апелляционным определением Белгородского областного суда решение Белгородского районного суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском налоговый орган просит взыскать недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 205920 руб., 2013 год в размере 206960 руб., 2014 год в размере 618800 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 128252 руб., штрафа по НДФЛ в размере 206336 руб. на общую сумму 1366268 руб.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

С учетом изложенного, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица в судебном порядке возможно лишь в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 г. № 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Белгороду обратилась в суд с административным иском к ФИО1 02.11.2018, то есть с пропуском срока, установленного законом для взыскания налоговых платежей.

Обосновывая уважительность причин пропуска ИФНС России по г. Белгороду ссылается на то, что налогоплательщик ФИО1 первично состоял на учете в МИФНС России №2 Белгородской области, с 06.04.2017 сменил место жительства и был поставлен на учет в ИФНС России по г. Белгороду. Длительность передачи лицевых счетов налогоплательщика не позволила налоговому органу своевременно обратиться в суд с иском о взыскании начисленной недоимки, пени и штрафа. в подтверждение доводов суду представлено Решение о приеме недоимки №1213 от 13.08.2018.

Указанные доводы в качестве оснований для признания уважительной причиной пропуск срока суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» если физическое лицо изменило место жительства, постановка на учет в налоговом органе этого физического лица по новому месту жительства осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства и указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России

Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого физического лица по новому месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта ( п. 28).

При изменении физическим лицом места жительства снятие его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства и указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, о факте регистрации по новому месту жительства, переданных налоговым органом по новому месту жительства физического лица не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений от указанных органов.

Снятие с учета в налоговом органе физического лица по прежнему месту жительства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации физического лица по новому месту жительства, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Датой снятия с учета в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации этого физического лица по новому месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Учетное дело физического лица пересылается в налоговый орган по новому месту жительства этого физического лица в течение трех рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства (п. 29).

ФИО1 сменил место жительства и стал относиться к налогоплательщикам, учитываемым ИФНС России по г. Белгороду с 06.04.2017.

С учетом требований действующего законодательства постановка на учет в налоговом органе (ИФНС России по г. Белгороду) осуществлена до 15.04.2017.

Согласно Приказу ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9а "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" Открытие карточек "РСБ" вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций или физических лиц (индивидуальных предпринимателей; нотариусов, занимающихся частной практикой; адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; глав крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением ИНН (с использованием ранее присвоенного ИНН) и КПП (для юридических лиц).

С учетом совокупности представленных административным истцом доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что основания для восстановления срока отсутствуют, представленные доказательства не являются достаточными для вывода о том, что срок для обращения с иском (свыше 2 лет с даты направления требования и 1,5 лет с даты вступления в силу решения суда по спору об обжаловании решений налогового органа о начислении недоимки) пропущен административным истцом по уважительной причине.

Доказательств отсутствия у истца возможности в установленный законом срок подготовить соответствующее требованиям закона заявление и подать его в суд, административным истцом не представлено.

Иных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, несоблюдение налоговой инспекцией, являющейся профессиональным участником налоговых правоотношений, требований вышеприведенных законоположений и сроков, предусмотренных налоговым законодательством, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской федерации, осуществляться не может.

Руководствуясь ст. 218-228 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований ИФНС России по г. Белгороду к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2012 год в размере 205920 руб., 2013 год в размере 206960 руб., 2014 год в размере 618800 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 128252 руб., штрафа по НДФЛ в размере 206336 руб. на общую сумму 1366268 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья