ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5842/19 от 10.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а- 5842/2019

56RS0018-01-2019-006534-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием представителя административного истца Назмутдиновой Г.С., представителя заинтересованных лиц Беляева А.А, Гарайшина Р.М., Горкун Е.Р. – Алексеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Оренбурга в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Оренбурга (административный истец) обратился в суд указав, что ... обратилось в орган местного самоуправления с пакетом документов для получения разрешения на строительство в порядке ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в качестве необходимых документов использованы проектная документация ... на реконструкцию административного здания по адресу ... со строительством пристройки с местоположением ..., земельный участок с кадастровым номером ...

Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга 05.04.2019 года выдано разрешение на строительство ...... административного здания (1 этап строительства) на земельном участке с кадастровым номером ...

Вместе с тем, проверкой установлено, что вышеуказанное разрешение на строительство выдано вопреки требованиям градостроительного законодательства.

Установлено, что на земельный участок с кадастровым номером ...м. утвержден градостроительный план от ...

Согласно п. 2.2 Градостроительного плана земельного участка от ... реконструкция объектов на данном земельном участке возможно при условии выноса инженерных сетей с территории участка и наличии согласований с владельцами инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства объекта и благоустройства территории.

В нарушение вышеуказанных требований проектная документация ... на реконструкцию административного здания по адресу: ..., со строительством пристройки с местоположением: ... земельный участок с кадастровым номером ... предполагает реконструкцию здания, по ..., расположенного на другом земельном участке с кадастровым номером ... на который для целей данного строительства градостроительный план земельного участка не разрабатывался.

Административный истец считает, что при выдаче разрешения на строительство нарушены нормы законодательства.

Просил суд признать незаконным разрешение на строительство ...

В ходе подготовки дела к рассмотрению, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Беляев А.А, Гарайшин Р.М, Горкун Е.Р.

В судебном заседании представитель административного истца Назмутдинова Г.С., заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц - Беляева А.А, Гарайшина Р.М, Горкун Е.Р. действующая на основании доверенности Алексеева Н.Н., возражала против удовлетворения требований, полагая их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание заинтересованное лицо Беляев А.А, Гарайшин Р.М, Горкун Е.Р., представитель заинтересованного лица ООО «Оренбургская электромонтажная компания» не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судом с учетом мнения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица на основании положений ст. 226 КАС РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доводы представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положению «О Департаменте градостроительства и земельных отношений», утвержденным решением Оренбургского городского Совета 18.02.2011г. № 114, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее – Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица.

Департамент учрежден для формирования единой политики в сфере регулирования градостроительной, рекламно-информационной деятельности, землепользования, создания архитектурно-художественного облика, благоприятной среды жизнедеятельности города Оренбурга с учетом государственных, общественных и частных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

К полномочиям (функциям) ДГиЗО, в соответствии с положениями вышеуказанного нормативного акта, в том числе отнесены:

- разработка и согласование документации по планировке и (или) межеванию территории городского округа в рамках компетенции;

- выдача разрешения на строительство на территории города Оренбурга (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и иными федеральными законами);

- осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования "город Оренбург";

- предоставление муниципальных услуг в соответствии с Административными регламентами;

- исполнение иных полномочий (функций), установленных муниципальными правовыми актами города Оренбурга.

Судом установлено, что19 февраля 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ... выдано свидетельство о государственной регистрации здания автостанции, назначение: ... и земельного участка общей площадью ...

В соответствии с п.1.1 договора аренды земельного участка ... от ... арендодатель в лице Департамента градостроительства и земельных отношении администрации города Оренбурга сдал, а арендатор (... принял во временное владение и пользование смежный земельный участок, площадью ... с кадастровым номером ... с разрешенным использованием для реконструкции административного здания по ... со строительством пристройки.

На основании соглашения от 06.06.2018 года, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области за ..., все права и обязанности по договору аренды земельного участка ... переходят к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская электромонтажная компания» с 02.07.2018г.

Согласно п. 1 ст.552 ГК РФ - по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом и договором.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п.3 ст. 552 ГК РФ).

Согласно договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от 10.06.2019 года Беляев А.А., Гарайшин Р.М., Горкун Е.Р. приобрели в общую долевую собственность: ... - Беляев А.А., ... - Гарайшин Р.М., ... - Горкун Е.Р. объект незавершенного строительства (ОНС), кадастровый номер ..., номер кадастрового квартала ..., дата присвоения кадастрового номера ..., степень готовности 15 %, назначение: нежилое, площадь застройки ... расположенный по адресу: ...

Право общей долевой собственности было зарегистрировано за Беляевым А.А., Гарайшиным Р.М., Горкуном Е.Р., в указанных в договоре купли-продажи объекта незавершенного строительства от 10.06.2019 года долях, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по оренбургской области ...

В соответствии со ст. 552 ГК РФ и, на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от 10.06.2019 года, все права и обязанности по договору аренды ... от ... земельного участка переходят с ... от ... к

- Беляеву А.А., на праве общей долевой собственности, доля в праве ..., государственная регистрация права от ...

- Гарайшину Р.М., на праве общей долевой собственности, доля в праве ... государственная регистрация права от ...;

- Горкун Е.Р., на праве общей долевой собственности, доля в праве ..., государственная регистрация права от ...

Между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и Беляевым А.А., Гарайшиным Р.М. и Горкун Е.Р. 26.06.2019 года было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка ..., согласно условиям которого указанные лица стали сторонами указанного договора аренды земельного участка.

... 04.04.2019г. обратилось в орган местного самоуправления с пакетом документов для получения разрешения в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в качестве необходимых документов приложенных документов использованы проектная документация ... на реконструкцию административного здания по адресу: ... со строительством пристройки с местоположением... земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... При этом было указано на проведение работ в 2 этапа – строительство здания и реконструкция путем присоединения через переход.

05.04.2019 года заместителем начальника Департамента - Корбаном М.С. выдано ... разрешение ... на строительство административного здания (1 этап строительства) на земельном участке площадью ... с кадастровым номером ...

В соответствии с п. 2.31 Решения Оренбургского городского Совета от 18 февраля 2011 г. № 114 «Об утверждении положения Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга» департамент выдает разрешения на строительство на территории города Оренбурга.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

Согласно п.6 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.

Согласно п.19 ст.51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Согласно п.21 ст.51 Градостроительного кодекса срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

На земельном участке с кадастровым номером 56:44:025:8003:358 на основании разрешения на строительство ... произведено строительство административного здания (1 этап строительства). Характеристики административного здания согласно разрешения на строительство ...: общая площадь - ...., строительный объем - ...., количество этажей - 2 шт., площадь застройки - ... Срок действия настоящего разрешения - до ...

18.06.2019 года независимой оценкой собственности - ... был подготовлен акт осмотра объекта недвижимости ... согласно которому объектом осмотра является:

- незавершенный строительством объект, кадастровый ..., расположенный на земельном участке, кадастровый ... по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская. Согласно указанному акту, по результатам визуального осмотра и после выполнения необходимых замеров были сделаны следующие выводы:

Подъезд к исследуемому объекту недвижимости осуществляется с улицы Беляевская, по дополнительному проезду и с улицы Казахская.

Подъезд и проход к границам земельного участка (ограждению строительной площадки) со стороны улицы Беляевская, по дополнительному проезду неограничен.

Подъезд и проход к границам земельного участка (ограждению строительной площадки) со стороны улицы Казахская неограничен.

Подъезд и проход к основным и дополнительным входам торгово-административного здания (Беляевская, 29) со стороны дополнительного проезда с улицы Беляевская, и с улицы Казахская неограничен.

Расстояние от границы исследуемого участка до границы соседнего участка (кадастровый номер ...) составляет 0,73 метра.

Расстояние от границы исследуемого участка до стены соседнего торгово-административного здания ...) составляет 1,87 метра.

Расстояние от наружной поверхности ОНС до границы земельного участка ... составляет 5,05 метра.

Проход между границей земельного участка кадастровый номер ... (ограждением строительной площадки) и торгово-административным зданием (... неограничен.

Основные и дополнительные входы на стене здания, смежной с границей исследуемого участка отсутствуют.

Ограничений в пользовании торгово-административным зданием ... образованных месторасположением и конструктивными особенностями исследуемых объектов недвижимости - не зафиксировано.

Инспекцией государственного надзора Оренбургской области была проведена выездная проверка по обращению гражданки .... в целях осуществления контроля соблюдения градостроительного законодательства при строительстве на земельном участке с кадастровым номером ....

По результатам проведения проверки был выдан акт от 04.07.2019 года, согласно которому Инспекция не выявила нарушений при строительстве административного здания на земельном участке с кадастровым номером ... и согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, также, установила, что представленному разрешению на строительство, объект капитального строительства «Административное здание (1-й этап строительства)» по своим техническим характеристикам данный объект капитального строительства не подлежит государственному строительному надзору.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург», утвержденными решением Оренбургского городского Совета № 557 от 25.12.2012 года земельный участок с кадастровым номером ... и земельный участок с кадастровым номером ... находятся в зоне ОД1.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов административно-хозяйственного управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, общественных организаций, а также учреждений среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательских учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности, стоянок автомобильного транспорта и иных зданий и сооружений местного и регионального значения.

Подвиды общественно-деловых зон имеют схожий состав объектов и функций и отличаются друг от друга физическими параметрами, поэтому регламент разрешенных видов для них - общий, а требования к параметрам - различны.

Интенсивность застройки территории, занимаемой зданиями различного функционального назначения, диктуется сложившейся планировкой и застройкой, градостроительной значимостью территории и принимается в соответствии с нормативами, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно требований, предъявляемых к зоне ОД1, минимальные расстояния между жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, учета противопожарных требований и технических регламентов.

По СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» минимальное расстояние между жилыми и общественными зданиями составляет 6 метров. Согласно данных акта осмотра объекта недвижимости ..., минимальное расстояние между торгово-административного здания по адресу: ... и ОНС составляет более 6 метров.

Разрешенное использование земельного участка с кадастровым ... - для реконструкции административного здания по .... Освоение земельного участка с кадастровым номером ... предусмотрено в 2 этапа: 1 этап - строительство административного здания; 2 этап - реконструкция административного здания по адресу: ... (где требуется получение согласия собственника здания).

Правообладателями земельного участка с кадастровым номером ... осуществляется реализация первого этапа строительства, при котором не требуется согласие собственника здания по адресу: ... не требуется градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером ... и при этом не нарушается разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ..., так как предусмотрен второй этап строительства - реконструкция здания по адресу: ..., на который требуется получение отдельного разрешения на реконструкцию.

Строительство административного здания (1 этап) осуществляется согласно норм Градостроительного кодекса РФ, проектной документации, согласно градостроительного плана земельного участка ... (площадь застройки фундамента строящегося здания не выходит за пятно застройки, которое утверждено градостроительным планом).

Доводы административного истца о том, что главный инженер проекта ... не была внесена в Национальный реестр специалистов НОПРИЗ, соответственно проектная документация выполнена с нарушениями Градостроительного кодекса суд находит необоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 1. ст. 43 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч. 12.2 настоящей статьи.

Согласно ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц но договору подряда на подготовку проектной документации.

Согласно реестру членов ... является членом саморегулируемой организации с 14.05.2018 года по настоящее время, регистрационный номер члена саморегулируемой организации - № 243).

Положения ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ применяются для подготовки и утверждения проектной документации, если согласно ч. 4, ч. 12 и ч. 13 ст. ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация подается на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны лыполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области. рхитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч.. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ - требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части: квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функции которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Таким образом, согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация, разработанная ... не нарушает норм градостроительного законодательства, так как проектная документация не подлежит экспертизе, согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того ... - ... имеет право готовить проектную документацию и ее утверждать, если эта проектная документация не подлежит экспертизе, и, при этом, не быть включенной в Национальный реестр специалистов НОПРИЗ.

На основании вышеизложенного административным истцом не представлены доказательства нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или угрозы их нарушения, незаконности действий административного ответчика.

При таких обстоятельствах оснований для признания действий Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга по выдаче разрешения на строительство не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оренбурга в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным разрешения на строительство № ... – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.К.Месяц

Решение в окончательной форме принято 23.09.2019 года

Судья подпись О.К.Месяц