ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/2017 от 05.07.2017 Калининского районного суда (Краснодарский край)

Кделу№2а-584/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района

Краснодарского края 05 июля 2017 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Шумаковой Е.Н., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., представителя администрации муниципального образования Калининский район по доверенности ФИО1, заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калининский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский район.

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района при осуществлении надзора за законностью издаваемых органами местного самоуправления правовых актов установлено, что администрацией муниципального образования Калининский район принято с нарушением положений земельного законодательства постановление от 19.04.2017 года №249 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> гр.ФИО2». Так, указанным правовым актом предварительно согласовано предоставление без торгов ФИО2 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 169994 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный подпункт статьи закона предусматривает предоставление земельных участков для сельскохозяйственных нужд выращивания сельскохозяйственной продукции, выпаса сельскохозяйственных животных, сенокошения - и не предусматривает возможности строительства на земельном участке. В противоречие п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ пунктом 2 постановления администрации муниципального образования Калининский район постановление от 19.04.2017 года №249 земельному участку, предоставление которого предварительно согласовано ФИО2, установлен иной вид разрешенного использования, не предусмотренный соответствующей нормой закона, а именно «скотоводство». В связи с изложенным, прокуратурой района 11.05.2017 года на вышеуказанное постановление органа местного самоуправления принесен протест №7-02/2645, по результатам рассмотрения которого администрацией района в устранении нарушений земельного законодательства посредством отмены постановления от 19.04.2017 года №249 отказано. Вместе с тем, решение органа местного самоуправления по отказу в удовлетворении требований прокурора не основано на законе. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вид разрешенного использования земельных участков «скотоводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных. Производство и использование племенной продукции (материала), то есть допускает строительство на таких участках указанных объектов. Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка с данным видом разрешенного использования, не указанным п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а также предполагающим строительство капитальных объектов, противоречит названной норме закона, ч.1 ст.39.6 ЗК РФ и направлено на выделение участка в обход установленной законом процедуре торгов, создание необоснованных привилегий при приобретении прав на землю конкретным лицом, что противоречит такому основополагающему принципу противодействия коррупции как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленному в ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Оспариваемым решением администрации района о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 нарушаются права неопределенного круга лиц на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам надлежащим образом оформленных административных процедур.

На основании изложенного, ст. 218 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд:

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неустранении нарушений ч.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, отраженных в протесте прокурора района от 11.05.2017 года №7-02/2645.

2.Обязать администрацию муниципального образования Калининский район устранить нарушения ч.1 ст.39.6, п.п. 19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ путем отмены постановления от 19.04.2017 года №249 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес> гр.ФИО2».

В судебном заседании старший помощник прокурора Власенко А.Б. в полном объеме поддержал доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - ФИО1 возражала против заявленных требований, поддержала приведенные в возражениях доводы, а также заинтересованное лицо ФИО2 поддержал позицию представителя административного ответчика.

Рассмотрев требования, выслушав старшего помощника прокурора, а также представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В возражениях на административное исковое заявление представителем административного ответчика приведены доводы о том, что подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Согласно пунктам 8,9 статьи 1, статья 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны. Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Согласно п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21.03.2017 года ФИО2 обратился в администрацию муниципального образования Калининский район за предварительным согласованием предоставления земельного участка в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, с целью сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный пункт статьи закона предусматривает предоставление земельных участков для сельскохозяйственных нужд: выращивания сельскохозяйственной продукции, выпаса сельскохозяйственных животных, сенокошения. В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ указано, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 является подзаконным нормативным актом, который находятся в иерархической зависимости от закона, и не позволяет определять правовой режим земель. В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Согласно судебной практике - в постановлении Президиума ВАС от 03.06.2014 года №818/14 указано, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории. Согласно градостроительному зонированию Гривенского сельского поселения Калининского района, спорный земельный участок, располагается в зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий, в черте населенного пункта. Решением Совета Гривенского сельского поселения от 29.01.2016 года №52 (с изменениями) утверждены Правила землепользования и застройки на территории Гривенского сельского поселения Калининского района (которыми установлен разрешенный вид использования земельных участков сельскохозяйственного назначения). Данные нормативно-правовые акты не связаны с обжалуемым постановлением, они имеют свое четкое законодательное регулирование, и не оспариваются прокурором на предмет их несоответствия действующему законодательству РФ. В соответствии с правилами землепользования и застройки на территории Гривенского сельского поселения Калининского района «скотоводство» является основным видом разрешенного использования земельного участка в зоне СХ-1, и включает в себя: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, что подтверждается заключением о возможности утверждения схемы земельного участка, выданным управлением градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район. Также, согласно ПЗЗ Гривенского сельского поселения в зоне СХ-1 застройка участков не допускается, места допустимого размещения объектов не предусматриваются (копия выписки прилагается). В соответствии со ст.9 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее - Закон №532-K3) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам для выпаса скота и сенокошения в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных, как правило, вблизи населенных пунктов, а также из земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Местоположение земельного участка для выпаса скота или сенокошения определяется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом потребности местного населения в земельных участках для указанных целей, в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Таким образом, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, было принято постановление администрации МО Калининский район №249 от 19.04.2017 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес> гр.ФИО2». Доводы прокурора о том, что вид разрешенного использования на данном земельном участке допускает строительство капитальных объектов, а также ссылка на классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, несостоятельны, поскольку определенные статьями 39.6 и 39.15 Земельного кодекса РФ условия предварительного согласования и предоставления гражданам в пользование участков земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих государству, не могут быть ограничены подзаконным актом. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 года №13АП-2551/17. В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Кроме этого, часть 9 ст.9 Закона №532-K3 устанавливает, что на земельных участках, предоставленных для выпаса скота и сенокошения, разрешается размещение временных сооружений, необходимых для осуществления разрешенной деятельности (загонов, хозяйственных построек временного типа и других). При прекращении прав на указанные земельные участки, возведенные на них временные сооружения подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

На основании изложенного, представитель административного ответчика считает исковые требования необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем, просит суд в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме (л.д.32-36).

В свою очередь, в силу п.1 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования Калининский район от 19.04.2017 года №249 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель Гривенского сельского округа гр.ФИО2», на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в КК 23:10:0108000, площадью 169994 кв.м., находящегося в государственной собственности до разграничения, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель Гривенского сельского округа. При этом согласно п.2 постановления установлен вид разрешенного использования формируемого земельного участка, указанного в пункте 1 - «скотоводство» и в п.3 постановления предварительно согласовано предоставление земельного участка, указанного в п.1, гр.ФИО2 в аренду на 3 года. Пунктами 4 и 5 постановления возложена обязанность на ФИО3 провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка согласно приложению к постановлению, и ФИО2 уполномочен обратиться в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию (л.д.9,10)

Согласно протесту прокурора от 11.05.2017 года №7-02/2645 на постановление администрации муниципального образования Калининский район от 19.04.2017 года №249, прокурор потребовал отменить вышеуказанное постановление, указав, что в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вид разрешенного использования земельных участков «скотоводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных. Производство и использование племенной продукции (материала), то есть допускает строительство на таких участках указанных объектов. Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка с данным видом разрешенного использования, не указанным в п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а также предполагающим строительство капитальных объектов, противоречит названной норме закона, ч.1 ст.39.6 ЗК РФ и направлено на выделение участка в обход установленной законом процедуре торгов, создание необоснованных привилегий при приобретении прав на землю конкретным лицом, что противоречит такому основополагающему принципу противодействия коррупции как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, закрепленному в ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Также приведены доводы о том, что издание такого постановления с отмеченными нарушениями не соответствует п.14 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым к основным направлениям деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества. А также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения (л.д.4-6).

В письме администрации муниципального образования Калининский район от 19.05.2017 года №3278/01-15, прокурору, по итогам рассмотрения протеста, было сообщено об отсутствии оснований для отмены постановление администрации муниципального образования Калининский район от 19.04.2017 года №249, с приведением доводов, аналогичных изложенным в возражениях представителя административного ответчика на административное исковое заявление (л.д.7,8).

В соответствии с информационным письмом Управления градостроительства и благоустройства муниципального образования Калининский район от 03.07.2017 года №1824 о сведениях содержащихся в ИСОГД МО Калининский район и приложению к указанному письму, согласно Правилам землепользования и застройки Гривенского сельского поселения калининского района, утвержденным решением Совета Гривенского поселения от 29.01.2016 года №52 (в новой редакции от 30.11.2016 года №91) земельный участок в кадастровом квартале , площадью 169994 кв.м., находится в зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий), при этом, для такого вида разрешенного использования земельного участка, как «скотоводство» (код [1.8 ]), предусмотрены виды разрешенного использования объектов капитального строительства - «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных» (л.д.37-42).

В силу подп.1 п.1 и п.2 ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (п.1), при этом земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков и установлено, что в соответствии с указанным классификатором, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу, при этом для вида разрешенного использования «скотоводство» (код [1.8]) предусмотрено осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).

Таким образом, такой вид разрешенного использования земельного участка, как «скотоводство», включает в себя возможность осуществления деятельности, в том числе размещение объектов капитального строительства, перечень которой выходит за рамки ограничений, предусмотренных п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, в связи с чем, предоставление постановлением администрации муниципального образования Калининский район от 19.04.2017 года №249 земельного участка в аренду с таким видом разрешенного использования, как «скотоводство» без проведения торгов, противоречит вышеприведенным положениям ст.ст.7,39.6 ЗК РФ и не является законным.

В силу п.14 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

При указанных обстоятельствах, бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неустранении нарушений п.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, отраженных в протесте прокурора района от 11.05.2017 года №7-02/2645, является незаконным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу административный иск удовлетворить, в связи с чем, подлежит признать незаконным бездействие административного ответчика в неустранении нарушений п.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, отраженных в протесте прокурора района от 11.05.2017 года №7-02/2645 и обязать административного ответчика устранить нарушения п.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, путем отмены постановления от 19.04.2017 года №249.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неустранении нарушений п.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, отраженных в протесте прокурора района от 11.05.2017 года №7-02/2645. 2.Обязать администрацию муниципального образования Калининский район устранить нарушения п.1 ст.39.6, п.п.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, путем отмены постановления от 19.04.2017 года №249 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:10:0108000, расположенного по адресу: <адрес> гр.ФИО2».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:________________________

В окончательной форме - 10.07.2017 года.