Дело№ 2а-5853/2021
УИД 75RS0001-02-2021-007953-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года
Центральный районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре Верховод Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации ГО «Город Чита», председателю Комитета по управлению имуществом Администрации ГО «Город Чита» ФИО2, Комитету по управлению имуществом Администрации ГО «Город Чита» о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, содержащего в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующее. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
В результате проведения полевых и камеральных работ в отношении земельного участка истца было установлено, что находящийся на нем жилой дом расположен за пределами земельного участка, границы которого зафиксированы в ЕГРН. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ длина выхода зданий за границы, установленные по данным ЕГРН, составляет <данные изъяты> м.
Земельный участок фактически наложен на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий на праве собственности ГО «Город Чита» и расположенный по адресу: г. <адрес>
В целях приведения документов в соответствие с действительностью и обеспечения законных прав и интересов истца была подготовлена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием соответствующих координат характерных точек границ земельных участков. Данная схема была представлена Комитету по управлению имуществом городского округа «Город Чита» для осуществления процедуры предоставления земельных участков в порядке перераспределения. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ Комитет отказал в перераспределении земельного участка, сославшись на ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка. Истец полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права и интересы, обосновывая принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Указывает, что в отношении соседнего земельного участка, расположенного по адресу: г.<адрес><адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году была осуществлена процедура перераспределении земельных участков, в проведении которой истцу отказано.
Просит признать незаконным отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, содержащийся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать повторно рассмотреть заявление ФИО1, обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане и направить ФИО1 утвержденную схему расположения земельного участка с решением об утверждении и проектом соглашения о перераспределении земель.
В судебном заседании в качестве соответчиков к участию в деле привлечены председатель Комитета по управлению имуществом администрации ГО «Город Чита» ФИО2, Комитет по управлению имуществом администрации ГО «Город Чита», заинтересованными лицами – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края, Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
В судебном заседании административный истец, ее представитель по доверенности ФИО4 поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, пояснили, что земли муниципального образования находятся в запустении, образованы несанкционированные свалки, запрашиваемое перераспределение земельного участка чьих-либо интересов не нарушает.
Сторона административного ответчика - представитель Администрации городского округа «Город Чита», Комитет по управлению имуществом администрации ГО «Город Чита» ФИО5 представила возражение на иск, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку испрашиваемый для перераспределения земельный участок является ограниченным в обороте, истцу была разъяснена возможность устранить реестровую ошибку о характерных точках границ земельного участка.
Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края, Министерство природных ресурсов Забайкальского края представителей в судебное заседание не направили, свою позицию по иску не обозначили.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статей 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляются в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 1 и 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилого строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в результате которой выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии, в том числе использовании гр. Н.В. части земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного вблизи <адрес><адрес>, в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на него. В этой связи, гр. ФИО1 выдано предписание об устранении выявленного нарушения от ДД.ММ.ГГГГ№, срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства, срок исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр. ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушения земельного законодательства, в ходе которой при помощи технических средств определены координаты поворотных точек фактических границ земельного участка, используемого гр. ФИО1 При обработке полученных данных установлено, что площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. Фактически гр. ФИО1 самовольно занимает, в том числе использует, в отсутствие прав, предусмотренных законодательством РФ, часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенного вблизи <адрес>. Сведения о правах гр. ФИО1 на часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Согласно схемам расположения данный участок является частью многоконтурного участка с кадастровым номером №
Вместе с тем, требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ не исполнено, в связи с чем, в действиях гр. ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
В результате проведения проверки в отношении гр. ФИО1 исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушения земельного законодательства установлено, что нарушение земельного законодательства не устранено, права, предусмотренные законодательством РФ на самовольно занятую часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м не оформлены, земельный участок не освобожден, предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ не исполнено.
Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ. часть жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, находящийся в муниципальной собственности. Максимальная длина выхода здания за пределы земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита» с заявлением, в котором просила урегулировать вопрос о разделе земельного участка с кадастровым номером № с последующим переводом территориальной зоны Т-1 в территориальную зону Т-2.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ административный ответчик разъяснил, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий на праве собственности Городскому округу «Город Чита», расположен в границах зоны с реестровым номером № (третий пояс санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого группового водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита») и в границах зоны с реестровым номером № (второй пояс санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого группового водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита»). В связи с тем что, земельный участок ограничен в обороте, то в соответствии с п.2 ст.27 Земельного отсутствует возможность его предоставления в частную собственность. В письме также указано, что поскольку заключением кадастрового инженера установлено, что здание, жилые дома, принадлежащие истцу на праве собственности, частично расположены а земельном участке с кадастровым номером №, находящемся в муниципальной собственности, имеет место реестровая ошибка в сведениях о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером №, что влечет за собой наличие ошибки и в сведениях о земельном участке с кадастровым номером №. Комитет готов согласовать границы в местах, выявленных кадастровым инженером, характерных точках границы земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, при предоставлении истцом соответствующих межевых планов. Иную самовольно занятую территорию административный истец обязан освободить.
Согласно ответу и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края на судебный запрос земельный участок с кадастровым номером № находится в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения группового водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита», расположенного на Центральном участке Читинского месторождения подземных вод, границы установлены приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 30.01.2018 № 157 «Об организации зон санитарной охраны истопника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения группового водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита», расположенного на Центральном участке Читинского месторождения подземных вод» (с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 09.07.2019 г. № 979 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Забайкальского края»). Основанием для установления зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита» на соответствующей территории являлось обращение (заявление) ОА «Водоканал-Чита» от ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания к отказу уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания к отказу уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности: проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса (пп. 4 п. 9 ст. 39.29пп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок полностью расположен в границах защитной зоны объекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения группового водозабора «Центральный» АО «Водоканал-Чита»
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами закона имеются ограничения в пределах границы данного земельного участка, поскольку участок находится в границах второго пояса санитарной охранной зоны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения.
Таким образом, отказ Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» в перераспределении земельного участка был вынесен в соответствии с требованиями закона - на основании ст. 39.29 ЗК РФ. По вопросу устранения реестровой ошибки в ЕГРН в связи с частичным расположением земельного дома Мирошниковой на участке, находящемся в муниципальной собственности, Комитет выразил согласие на его решение.
Обращение рассмотрено в установленном порядке и сроки по существу поставленных вопросов, направлен мотивированный ответ, в связи с чем, права административного истца не нарушены.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья О.А.Маркова
Мотивированный текст изготовлен 10.12.2021 г.