ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5855/2015 от 13.11.2015 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело № 2а-5855/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Иськовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании действий администрации городского округа Красноармейск,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа администрации городского округа Красноармейск в предоставлении в аренду или безвозмездное пользование земельного участка площадью 426 кв.м по адресу: <адрес>; изложенного в письме от <дата> за ; признании незаконным отказа администрации городского округа Красноармейск в предоставлении в аренду или безвозмездное пользование земельного участка площадью 426 кв.м по указанному адресу, изложенном в письме от <дата> за ; и возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца.

В ходе рассмотрения дела уточнила заявленные исковые требования просит признать незаконным отказа администрации городского округа Красноармейск в предоставлении в аренду или безвозмездное пользование земельного участка площадью 426 кв.м по адресу: <адрес>; изложенном в письме от <дата> за ; и возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца.

В обоснование иска указала, что приобрела указанный земельный участок у ФИО2 в 1983 году, который выделялся отцу ее правопредшественника на основании протокола заседания Исполкома Красноармейского городского Совета депутатов трудящихся от <дата>. С 1983 года истец пользуется данным земельным участком, выращивает овощи. <дата> истец обратилась в администрацию г.о. Красноармейска с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование или в аренду указанного земельного участка, который используется истцом для ведения ЛПХ. <дата> истец получила ответ ответчика, в котором ей отказано в предоставлении указанного земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что земельный участок расположен в жилой зоне, что не предполагает ведение ЛПХ, огородничества и выпас сельскохозяйственных животных. <дата> истец повторно обращается к ответчику с аналогичным заявлением. Письмом от <дата> администрация вновь отказывает в предоставлении истцу земельного участка, ссылаясь на принятие решения о развитии застроенной территории, расположенной в том числе в границах <адрес>. Однако, письмом от <дата> было сообщено, что такое решение не принималось, а ведется подготовка заключения о возможности развития застроенной территории. По мнению, истца отказ ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка нарушает ее права и противоречит нормам действующего законодательства.

ФИО1 и ее представитель по ордеру адвокат Тятова Т.Б. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили иск удовлетворить.

Представитель администрации городского округа Красноармейск по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала удовлетворению иска, поддержала представленные письменные возражения по иску.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала дела, находит административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами КАС РФ, Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлены следующие обстоятельства.

<дата>ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование или в аренду указанного выше земельного участка (л.д. 8).

Письмом от <дата> истцу отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне, что не предполагает ведение личного подсобного хозяйства, огородничества и выпаса сельскохозяйственных животных (л.д. 9).

<дата>ФИО1 повторно обращается к ответчику с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование или в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 10).

<дата>ФИО1 вносит уточнения в свое заявление от <дата> в участи утверждения схемы расположения земельного участка, просит согласовать схему расположения земельного участка (л.д. 11).

Письмом от <дата> истцу отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на принятие решения о развитии застроенной территории, расположенной в том числе и на <адрес> (л.д. 12).

На обращение жителей от <дата> (л.д. 13), ответчиком письмом от <дата> (л.д. 14) сообщено, что Отделом архитектуры и градостроительное деятельности администрации в настоящее время ведется подготовка заключения о возможности развития застроенной территории и при принятии положительного заключения по данному вопросу будут организованы публичные слушания.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ 1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 39.20 ЗК РФ (в действующей редакции) 1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 83 Земельного кодекса РФ 1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

При таких данных земельный участок с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в жилой зоне не может быть сформирован из муниципальных (государственных) земель и предоставлен кому-либо в принципе.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка и согласовании его расположения, администрация указала то, что принято решение о развитии застроенной территории, включая и территории в запрошенном месте. Ранее администрацией было отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что он расположен в жилой зоне.

Судом установлено, что Правила землепользования и застройки городского округа Красноармейск не утверждены, что не оспаривалось стороной административного ответчика.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 3 названного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3).

В статье 4 этого же Закона определено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Исходя из приведенных выше норм права предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду или в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства невозможно, в связи с отсутствием проекта планировки территории, установления категории земли и вида разрешенного использования.

При этом суд учитывает, что право выбора земельного участка принадлежит не истцу, а органу местного самоуправления.

Решение вопроса о предоставлении земельных участков в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от <дата> находится в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, то есть в данном случае администрации городского округа Красноармейск, при этом схема земельного участка изготавливается до принятия решения о предоставлении или непредоставлении земельного участка.

В данном случае на момент обращения истца в орган местного самоуправления и рассмотрения ее обращений зонирование территории еще не проведено, что препятствует формированию на этой территории какого-либо земельного участка.

То обстоятельство, что решение о развитии застроенной территории не принято, а ведется только подготовка заключения о возможности развития, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку подготовка заключения о возможности развития застроенной территории является одним из этапов принятия решения о развитии застроенной территории.

Проведение процедуры подготовки заключения о возможности развития застроенной территории является также основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представленная стороной истца архивная выписка протокола заседания Исполкома Красноармейского городского Совета депутатов трудящихся от <дата> о даче разрешения проживающим по <адрес> в виде исключения пользование земельными участками в 1952 году в Западной стороне урочища банного леса, прилегающей к <адрес> без права разработки вновь, не свидетельствует о том, что истцу либо ее правопредшественнику был предоставлен испрашиваемый земельный участок в заявленных границах и объеме. Кроме того, указанные в протоколе земельные участки были предоставлены во временное пользование сроком на один год.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что отказ администрации городского округа Красноармейск отвечает требованиям действующего законодательства, является правомерным и не нарушает прав истца, в связи с чем заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод ФИО1 и необходимости в связи с этим возложения на орган местного самоуправления обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 КАС РФ отказывает в удовлетворении иска.

Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 об оспаривании действий администрации городского округа Красноармейск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья: