ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-585/18 от 16.03.2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а- 585/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 16 марта 2018 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Кутченко А.В.,

при секретаре Амбарцумян Р.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженный в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ и просьбой обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения, путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В обоснование иска указано, что истец через МКУ «МФЦ» обратилась с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». К заявлению был приложен необходимый пакет документов, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» административным ответчиком было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» и рекомендовано обратиться за предоставлением другой муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». В случае если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, истец считает, что ею был соблюден порядок, предусмотренный ст. 39.14 ЗК РФ, а именно: до подачи заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании представитель заявителя требование полностью поддержала.

Представитель администрация заявленное требование не признала, указав, что административное исковое заявление подано 12.12.2017 на отказ, датированный 11.08.2017 г. и не представлены доказательства уважительных причин пропуска срока на обжалование. Тем самым, административным истцом пропущен срок на обжалование отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Пояснив при этом, что отказ в предоставлении муниципальной услуги обоснован тем, что требования заявителя фактически исходят из образования нового земельного участка, а соответственно и проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, тем самым не соблюдена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в результате его образования.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец через МКУ «МФЦ» обратилась с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». К заявлению был приложен необходимый пакет документов, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» административным ответчиком было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» и рекомендовано обратиться за предоставлением другой муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Согласно представленной расписки в получении документов дата плановой выдачи результата предоставления муниципальной услуги указана 03.09.2017 г.

Как указал представитель истца, письмо с отказом о предоставлении муниципальной услуги было получено 15.09.2017 г. о чем было заявлено суду в тексте административного искового заявления с просьбой о восстановлении пропущенного срока.

Как пояснил предоставить истца письменных доказательств получения письма не представляется возможным, поскольку при получении документов в МКУ «МФЦ» заявитель на экземпляре учреждения ставит отметку в получении с указанием даты, а у заявителя соответственно не остается письменного доказательства даты получения результатов предоставления муниципальной услуги.

Представителем ответчика доказательств получения истцом отказа в предоставлении муниципальной услуги ранее даты им указанной - 15.09.2017 г., суду не предоставлено.

В соответствии с п. 5.2. Регламента муниципального казённого учреждения муниципального образования город Краснодар «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Регламент) - выдача заявителям результата предоставления услуги осуществляется в день, истечения общего срока исполнения соответствующей услуги. Дата истечения срока в соответствии с представленными документами - 03.09.2017 г.

Согласно п. 6.4.6. Регламента, при предоставлении заявителем расписки, выдаёт запрашиваемые документы или мотивированный отказ. Заявитель подтверждает получение документов личной подписью с расшифровкой в соответствующей графе расписки, которая передается специалистом МФЦ на хранение в архив.

В соответствии со статьей 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Рассмотрев доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что причины пропуска процессуального срока на обжалование признаны уважительными и срок на обжалование отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» подлежит восстановлению.

ФИО1 являясь собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, ориентировочной площадью 571 кв.м. (на кадастровом учете не стоит) расположенном по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. <адрес> обратилась с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». К заявлению был приложен необходимый пакет документов, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» административным ответчиком было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» и рекомендовано обратиться за предоставлением другой муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Административным регламентом утверждена административная процедура предоставления заявителям соответствующей муниципальной услуги, в результате которой выясняются основания для ее предоставления. Административный регламент предусматривает образование земельных участков путем их раздела, выдела, перераспределения и объединения. В результате данной процедуры необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставление земельного участка» уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар — департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

Поскольку в рассматриваемом случае земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка (п. 1, ст. 11.10 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3 ст. 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 11.10. ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п.9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Пункт 9 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.

В силу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Ссылка ответчика на то, что в целях образования испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар за предоставлением муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» не может быть положена в обоснование законности отказа, поскольку подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с земельным законодательством является первым этапом предоставления земельного участка, следовательно в таком случае достаточно заявления на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Предварительное согласование предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ является следующим этапом, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению.

С учетом наличия изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ противоречит земельному законодательству и нарушает законные права и интересы заявителя как собственника.

Таким образом, администрацией муниципального образования город Краснодар нарушены права Истицы и созданы препятствия к осуществлению ею своих прав как собственника.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание то, что в ходе судебного разбирательства представителем ответчика не было представлено доказательств наличия каких-либо недостатков в представленных истицей документах на предоставление муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Каких-либо нарушений прав и свобод третьих лиц судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» удовлетворить.

Признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выраженный в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 16.03.2018.