ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-585/18 от 17.08.2018 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-585/2018РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Большеустьикинское 17 августа 2018 года

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиангировой Э.Д.

при секретаре Хайруллине Р.Р.,

с участием административного истца ФИО1,

административного ответчика государственного регистратора ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан ФИО3,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан Хайруллине Р.Р.,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права, указав, что на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обладает правом пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей на объект недвижимости общей площадью <данные изъяты> гектара, в том числе: <данные изъяты> сельхозугодий пашня, <данные изъяты> га. прочих угодий (в пожизненно наследуемом владении), с кадастровым номером местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости не имеется. 19.02.2018 г. им в Республиканский многофункциональный центр <адрес> было подано заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 19.02.2018г. . К заявлению было приложено свидетельство на право пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного/ постоянного пользования землей от 20.03.1992г., а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 350 рублей. 11.04.2018 г. им же было подано заявление о предоставлении дополнительных документов , предоставил выкопировку фермерского хозяйства заверенное нотариусом. 21.05.2018 г. он подал заявление о приостановлении государственной регистрации , в связи с подготовкой запрашиваемых для регистрации документов. 14.06.2018г. написал заявление о возобновлении государственной регистрации прав, ранее приостановленных в заявительном порядке с одновременным представлением подготовленных нотариально заверенных правоустанавливающих документов – Представление Алегазовского сельского совета и Решение Исполкома Мечетлинского районного совета народных депутатов Башкирской ССР. 26.06.2018г. в МФЦ получил уведомление об отказе в государственной регистрации. Предоставленный документ - свидетельство имеет вид права пожизненно наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ, и сохраняется. Свидетельство выдано на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. Исполкома Мечетлинского районного Совета народных депутатов Башкирской ССР в соответствии с законами Башкирской ССР «О земельной реформе», О крестьянском/фермерском хозяйстве согласно ст. 55 ЗК РБ. Считает, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Ссылаясь на закон «О государственной регистрации недвижимости», а также на закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» просит признать незаконным отказ административного ответчика в государственной регистрации прав на земельный участок, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 19.02.2018г. и представленных документов.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил суду, что земельный участок находится в его пожизненно наследуемом владении, который он желает переоформить, отказом в государственной регистрации ущемляются его права, так как данный земельный участок он мог бы использовать полнее, сдавая его, например, в аренду, чего не может сделать в настоящее время.

Административный ответчик – государственный регистратор ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, суду пояснил, что ФИО1 обратился с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, в качестве правоудостоверяющего документа представлено Свидетельство на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным свидетельством ФИО1 предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью <данные изъяты> (без единицы измерения). Иные характеристики земельного участка в представленном документе отсутствуют. 27.02.2018 года (по истечении 6 рабочих дней) по данному заявлению принято решение о приостановлении государственной регистрации по основаниям, предусмотренными ст. 26 Закона о регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (п.5 ч.1 статьи 26 Закона), форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; (п.7 ч.1 статьи 26 Закона). В соответствии со ст. 26 Закона о регистрации срок приостановления государственной регистрации не может превышать более трех месяцев. В соответствии с уведомлением, направленным заявителю путем СМС сообщения, государственная регистрация была приостановлена до 27.05.2018 года. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации. В качестве правоустанавливающего документа представлено свидетельство на право пожизненно наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данными правоустанавливающего документа гражданину ФИО1 предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью <данные изъяты> (без единицы измерения). Другие характеристики, позволяющие идентифицировать объект в представленном документе, отсутствуют. В соответствии с поданным заявлением ФИО1 просил зарегистрировать объект недвижимости площадью <данные изъяты> кв.м, имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. Характеристики объекта, указанные в заявлении и свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ, не позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости в Едином государственном кадастре недвижимости, а значит представленные документы по содержанию не соответствуют действующему законодательству. В соответствии со ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Предоставленный правоустанавливающий документ (свидетельство) устанавливает право пожизненно наследуемого владения на земельный участок заявителя. В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Главы III и IV Земельного кодекса РФ не предусматривают такой вид права как право пожизненно наследуемого владения, а значит, такой вид права не предусматривает государственную регистрацию. Кроме этого в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч. 4 ст. 25 законом Республики Башкортостан № 59-з от 05.01.2004 года «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Ст. 21.2 данного закона, предусматривающая бесплатное предоставление таких земельных участков в собственность утратила силу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и представленных заявителем документах земельный участок, передаваемый заявителю имеет вид разрешенного использования «Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и предоставляется в соответствии с положениями Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Исходя из положений закона земельный участок, право на который просит зарегистрировать заявитель, может возникнуть на основании п.2 и п. 3 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ. 11.04.2018 года с РГАУ МФЦ <адрес> поступило заявление гражданина ФИО1 о приобщении документов к заявлению . Изучив представленные документы, 12.04.2018 года принято решение о приобщении документов к реестровому делу. Оснований для регистрации права собственности гражданина ФИО1 по дополнительно представленным документам не возникло. 21.05.2018 года с РГАУ МФЦ <адрес> поступило заявление гражданина ФИО1 о приостановлении государственной регистрации в порядке ст. 30 Закона о регистрации. Изучив представленные документы, 23.05.2018 года принято решение о приостановлении государственной регистрации в порядке ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации сроком до 21.11.2018 года, согласно поданного заявления. В соответствии со ст. 30 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев. Поступление в орган регистрации прав заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прерывает течение соответствующего срока, установленного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Указанный срок, истекший до поступления данного заявления, не засчитывается в новый срок. 14.06.2018 года с РГАУ МФЦ <адрес> поступило заявление гражданина ФИО1 о возобновлении государственной регистрации, приостановленной в соответствии с заявлением . В случае поступления заявления о возобновлении регистрации до истечения срока приостановления госрегистрации по заявлению сторон, срок приостановления государственной регистрации по заявлению сторон, прерывается. 18.06.2018 года принято решение о возобновлении государственной регистрации. 14.06.2018 года с РГАУ МФЦ <адрес> поступило заявление гражданина ФИО1 о приобщении документов к заявлению . Изучив представленные документы, 20.06.2018 года принято решение о приобщении документов к реестровому делу. Оснований для регистрации права собственности гражданина ФИО1 по дополнительно представленным документам не возникло. На основании вышеизложенного, право собственности, зарегистрировать которое просил заявитель, не могло возникнуть на основании представленных документов. На основании представленных документов возникает право пожизненного наследуемого владения. Заявителем заявления о регистрации права пожизненного наследуемого владения подано не было. Правоустанавливающие документы, предусмотренные ст. 14 Закона о регистрации, ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, являющиеся основаниями регистрации права собственности гражданина ФИО1 представлены не были. В связи с истечением сроков рассмотрения заявления с учетом приостановлении государственной регистрации по решению регистратора и приостановления государственной регистрации по заявлению сторон, 22.06.2018 года принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности гражданина ФИО1 Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ ФИО3 исковые требования не признал, показал аналогичные с ФИО2 показания, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель заинтересованного лица администрации МР Мечетлинский район РБ Хайруллине Р.Р. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что решением Исполкома Мечетлинского районного совета народных депутатов Башкирской ССР от ДД.ММ.ГГГГ гражданину АнварьяновуЮнируАнваровичу был предоставлен земельный участок в пожизненно наследуемое владение для организации крестьянского фермерского хозяйства. В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. По этому положению закона было разъясняющее письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. И в этих разъяснениях Минэкономразвития также сказано, что в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств аналогичные нормы в законодательстве не предусмотрены, так как крестьянское (фермерское) хозяйство является субъектом предпринимательской деятельности и осуществляет выкуп земельного участка в порядке, определенном законом. А в решении Исполкома народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что участок предоставляется ФИО1 для организации крестьянско-фермерского хозяйства. Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ) для всех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (как сельскохозяйственных угодий, так и иных земель сельскохозяйственного назначения) устанавливаются общее правило и предельная цена земли, по которой земельный участок может быть приобретен в собственность, - не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. При этом субъекту Российской Федерации предоставляется право самостоятельно устанавливать выкупную цену для сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в установленных законом пределах. Согласно Закону Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" п 4. ст. 25. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. То есть административный истец при осуществлении деятельности в качестве КФХ имел право приобрести для осуществления свой деятельности КФХ право собственности на земельный участок путем выкупа. Считают, что оснований для осуществления государственной регистрации не было соответственно отказ гос.регистратора считают правомерным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица КУС Минземимущества по РБ по Мечетлинскому району ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснил, что крестьянское (фермерское) хозяйство является субъектом предпринимательской деятельности и осуществляет выкуп земельного участка в порядке, определенном законом. В решении Исполкома народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что участок предоставляется ФИО1 для организации крестьянско-фермерского хозяйства. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. То есть административный истец при осуществлении деятельности в качестве КФХ имел право приобрести для осуществления свой деятельности КФХ право собственности на земельный участок путем выкупа.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как видно из материалов дела, 19.02.2018г. ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

В качестве правоустанавливающего документа ФИО1 представил свидетельство на право пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного/постоянного/пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.

После проведения правовой экспертизы документов в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации права 27.02.2018г. Управлением Росреестра по РБ принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с 27.02.2018г. по 27.05.2018г. на основании п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям закона.

Уведомление от 27.02.2018г. о приостановлении государственной регистрации с разъяснением причин направлено в адрес заявителя, предложено представить дополнительные документы.

Данное решение ФИО1 не было обжаловано.

11.04.2018г. ФИО1 подал в Управление Росреестра по РБ заявление о предоставлении дополнительных документов, представив выкопировку фермерского хозяйства.

21.05.2018г. ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о приостановлении государственной регистрации права в отношении вышеуказанного объекта для сбора недостающих документов.

23.05.2018г. государственным регистратором Управления в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 21.11.2018г.

В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ФИО1 уведомлен о продолжении приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка.

14.06.2018г. ФИО1 подал в Управление Росреестра по РБ заявление о возобновлении государственной регистрации прав.

Также 14.06.2018г. ФИО1 подано заявление о предоставлении дополнительных документов, представив представление от ДД.ММ.ГГГГ. , решение от ДД.ММ.ГГГГ. , решение от ДД.ММ.ГГГГ. , письмо от ДД.ММ.ГГГГ. .

Таким образом, в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, заявителем были предоставлены дополнительные документы.

Данные документы Управлением Росреестра по РБ рассмотрены, однако сведения, содержащиеся в дополнительно представленных документах, не устранили причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета по заявлению от 19.02.2018г.

Каких-либо иных правоустанавливающих документов ФИО1 на государственную регистрацию представлено не было.

В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации прав, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Уведомлением Управления Росреестра по РБ от 22.06.2018г. ФИО1 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с истечением срока приостановления указанного в уведомлении от 27.02.2018г. и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности.

ФИО1 разъяснено, что отказ в регистрации права собственности не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о регистрации права собственности в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.

В соответствии с абзацами 4, 10 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившему в силу с 1 января 2017 г., в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям части первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

На момент истечения срока приостановления государственной регистрации ФИО1 не представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям закона.

Отсутствие необходимого правоустанавливающего документа на названный земельный участок является препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности заявителя.

Государственный регистратор правомерно, в рамках предоставленных ему законом полномочий, провел правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и отказал в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление государственной регистрации, не устранены.

Доказательств того, что имеющиеся причины, явившиеся основанием для приостановления регистрации, устранены, административным истцом не представлено.

Суд считает необходимым также отметить, что решение о приостановлении регистрации права собственности, административным истцом не оспорено.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ административному истцу в государственной регистрации собственности на земельный участок, оформленный уведомлением об отказе от 22.06.2018г. осуществлен в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

Доводы истца о том, что в Управление Росреестра по РБ представлены необходимые для государственной регистрации прав документы, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании закона.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч. 4 ст. 25 законом Республики Башкортостан № 59-з от 05.01.2004 года «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Ст. 21.2 данного закона, предусматривающая бесплатное предоставление таких земельных участков в собственность утратила силу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, возложении на регистрирующий орган какой-либо обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к государственному регистратору ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Белокатайский межрайонный суд РБ в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий судья Э.Д. Зиангирова