ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5863(7241)/16 от 11.07.2016 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-5863(7241)/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2016 года город Уфа РБ

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи: Кадыровой Э.Р.,

при секретаре: Байковой Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Р.Р., Ф.М.Р., И.И.Н., И.Е.В., К.Е.В., Г.Е.И., К.З.З, к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным решение и снятие с кадастрового учета в государственном кадастре недвижимости земельный участок, и

по административному исковому заявлению И.И.Н., Г.Е.И. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата РФ по РБ о признании незаконным действие по постановке на учет земельного участка и аннулировании в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Истцы А.Р.Р., Ф.М.Р., И.И.Н., И.Е.В., К.Е.В., Г.Е.И., К.З.З, обратились в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> о признании незаконным решение и снятие с кадастрового учета в государственном кадастре недвижимости земельный участок.

В обоснование иска указано, что истцы являются жителями микрорайона <адрес>, собственниками жилых помещений и земельных участков в указанном районе.

В соответствии с п.100 ст. l Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от. ДД.ММ.ГГГГ), элемент планировочной структуры квартал или микрорайон, границами которого являются определенные документацией по планировке территории красные линии либо подлежащие определению красные линии (в случаях отсутствия документации по планировке территории в соответствии со статьей 11 настоящих Правил), а также район как совокупность кварталов, микрорайонов.

На территории, ограниченной <адрес>, расположены три десятиэтажных жилых дома (ул. <адрес>), строятся двадцатиэтажный жилой дом (<адрес>), пятиэтажный жилой дом (<адрес>, строение 35), трехэтажный жилой дом (<адрес>, строение 37), имеется ещё несколько многоквартирных жилых домов (<адрес>).

В силу чего территория, ограниченная <адрес>, классифицируется как территория, застроенная многоквартирными жилыми домами.

Следовательно, образование земельного участка на данной территории возможно исключительно только при наличии утвержденного проекта межевания территории.

Таким образом, начальник Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> РБ Е.Р.А., утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которой был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , нарушил нормы земельного законодательства, а конкретно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Положения об общественных (публичных) слушаниях закреплены в ст. 25 Закона «Об основах общественного контроля», согласно которой под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Проведение общественных (публичных) слушаний является открытым и публичным. Любой участник общественного (публичного) обсуждения вправе свободно выразить свое мнение и внести предложения и замечания по вынесенным на слушание вопросам.

Заявители проживают на территории микрорайона, их права напрямую затрагиваются незаконными действиями начальника УЗИО, которые делают возможным незаконное точечное строительство многоэтажного дома неподалеку от места их проживания.

Согласно сведениям сайта филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в. границах участка. <адрес>

В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением лесных участков), осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании публичных слушаний;

2) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории которая предусмотрена СТ. 11.3 ЗК РФ.

В связи с тем, что проект межевания территории, ограниченной <адрес> ГО <адрес> РБ не утвержден (Постановлением Администрации ГО город У фа РБ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке проекта межевании данной территории, а не об его утверждении), образование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлялась на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую ДД.ММ.ГГГГ. своим решением утвердил начальник Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город У фа РБ Е.Р.А.

При этом, согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка допускается при отсутствии проекта межевания (что похоже на рассматриваемый случай).

Просят признать незаконным решение начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> РБ Е.Р.А.yc от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; снять с кадастрового учета в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. почтовый адрес ориентира: <адрес>

Истцы И.И.Н., Г.Е.И. обратились в суд с иском к ФГБУ Федеральная кадастровая палата РФ по РБ признании незаконным действие по постановке на учет земельного участка и аннулировании в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке.

В обоснование иска указано, что И.И.Н. и Г.Е.И. являются жителями микрорайона Кузнецовский затон в <адрес>, собственниками жилых помещений и земельных участков в указанном районе.

Согласно сведениям сайта филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

В связи с тем, что проект межевания территории, ограниченной <адрес> не утвержден (Постановлением Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке проекта межевании данной территории, а не об его утверждении), образование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером осуществлялась на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую ДД.ММ.ГГГГ. своим решением утвердил начальник Управления- земельных и имущественных отношений Администрации ГО город У фа РБ Е.Р.А.

На территории, ограниченной <адрес> ГО город У фа РБ, расположены три десятиэтажных жилых дома (<адрес> строятся двадцатиэтажный жилой дом (<адрес>, строение 20), пятиэтажный жилой дом (<адрес>, строение 35), трехэтажный жилой дом (ул.<адрес>, строение 37), имеется ещё несколько многоквартирных жилых домов (<адрес>).,

В силу чего территория, ограниченная <адрес> ГО город У фа РБ, классифицируется как территория, застроенная многоквартирными жилыми домами.

Следовательно, образование земельного участка на данной территории возможно исключительно только при наличии утвержденного проекта межевания территории (см. п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Просили признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> по постановке земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Кировский, мкр. Кузнецовский Затон, на государственный кадастровый учёт; Аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного -в границах участка. Почтовый адрес ориентира <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Н.И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, в нем изложенным, просил удовлетворить.

Представитель УЗИО Администрации ГО <адрес> РБ по доверенности С.П.А. иск не признал, представил письменный отзыв.

Представитель Управления Росреестра РФ по РБ по доверенности Ш.И.В. иск считала необоснованным, просила отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление.

Истцы А.Р.Р., Ф.М.Р., И.И.Н., И.Е.В., К.Е.В., К.З.З,, Г.Е.И. в суд не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Согласно ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административных истцов.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

При этом, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Исходя из п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Как следует из содержания части 2 статьи 16 Закона о кадастре, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. N 221-ФЗ (далее ­Закон о кадастре). В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер.

На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Г. и Межевого плана органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о постановке вновь образуемого земельного участка на ГКУ с формированием кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Г.

В соответствии со сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельный участок с кадастровым номером 02:55:011107:2139 в настоящее время имеет следующие характеристики:

- поставлен на государственный кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ;

- статус - «временный»;

- адрес - <данные изъяты>

Затон;

- категория земель - Земли населенных пунктов;

- вид разрешенного использования - Среднеэтажная жилая застройка;

- права и обременения - отсутствуют;

- уточненная площадь - <данные изъяты> кв.м.

Изначально разрешенное использование земельного участка не было установлено, затем в порядке информационного взаимодействия на основании заявления (Учёт изменений земельного участка в порядке информационного взаимодействия; заявитель - Администрация ГО <адрес> РБ) и Документа на учет изменений в порядке информационного взаимодействия (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N2 13рз «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка») у земельного участка был установлен вид разрешенного использования «Среднеэтажная жилая застройка».

Согласно ч.4 ст.24 Закона о кадастре внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Поскольку Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и Межевого плана в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, на данном спорном земельном участке каких -либо строений нет, что следует из фрагмента плана из карты градостроительного зонирования, а также что постановка земельного участка на учет, то есть конкретные учетные действия, не нарушают права и свободы гражданина, поскольку их строения расположены вне спорного земельного участка, не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, не возлагают на гражданина какую-либо обязанность, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований истцов у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175- 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска А.Р.Р., Ф.М.Р., И.И.Н., И.Е.В., К.Е.В., Г.Е.И., К.З.З, к Управлению земельный и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным решение и снятие с кадастрового учета в государственном кадастре недвижимости земельный участок- отказать.

В удовлетворении административного иска А.Р.Р., И.И.Н., Г.Е.И., к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным действие по постановке на учет земельного участка и аннулировании в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке -отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан.

Судья подпись Э.Р.Кадырова