���������������������������������������������������������������� � �
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 16 сентября 2016 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 cентября 2016 г.
г.Выборг 16 сентября 2016 года
Дело N 2а-5864/2016
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что владеет на праве общей долевой собственности (доля в праве ) земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> общей площадью кв.м. На общем собрании собственников земельного участка было принято решение о прекращении общедолевой собственности на данный участок и выделении каждому собственнику земельного участка, в том числе истцу в натуре, согласно принадлежащей ей доли площадью кв.м для личного пользования. Кадастровым инженером были подготовлены межевые планы (в том числе истцу), которые были представлены в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области) вместе с заявлениями о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости (земельных участков). По результатом рассмотрения представленных межевых планов филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области принято решение о приостановке осуществления кадастрового учета, а затем об отказе разделении участка и постановке земельного участка истца на кадастровый учет, по причине отсутствия в органе кадастрового учета сведений об утверждении Правил землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. №, были утверждены «Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области». Данное Решение вступило в законную силу Дата г., после его официального опубликования в специальном выпуске газеты «Выборг». Контроль за исполнением данного решения был возложен на главу администрции МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Однако, в ответе от 29.12.2015 г. административный ответчик на обращение административного истца и других сособствеников земельного участка не мотивировано отказал в передаче Правил землепользования и застройки в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области.
ФИО1 полагает действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в передаче вышеуказанной документации в орган кадастрового учета незаконными, нарушающими ее права.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФИО1 просила признать незаконным бездействие администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по передаче филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области «Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области», утвержденных Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. № возложить на администрацию МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обязанность передать в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области «Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области», утвержденных Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. №.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционная инстанция Ленинградского областного суда, рассмотрев дело по жалобе административного ответчика администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, определением судебной коллегии от 09 июня 2016 г. отменила решение суда от 07 апреля 2016 года и направила дело на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении, в соответствии с указаниями суда апелляционной инстанции, к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области).
Административный истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
По существу имеющихся возражений относительно требований ФИО1 администрация МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области представили письменный отзыв на административный иск.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59, 60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации определено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека, а также Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав, свобод и законных интересов от неправомерных действий (решений, бездействия) органов местного самоуправления. В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждый гражданин имеет возможность обратиться с административным иском в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) органа местного самоуправления.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается. Подлежащими выяснению обстоятельствами являются следующие: факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; соблюдение сроков обращения в суд; соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании договора дарения доли земельного участка от Дата ФИО1 является собственником доли в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Право общей долевой собственности на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением собственников земельного участка с кадастровым номером №, право общей долевой собственности было прекращено, и каждому собственнику выделены самостоятельные земельные участки, соразмерно их доли, в том числе ФИО1 выделен земельный участок площадью кв. м.
Установлено, что по заданию истца землеустроительной организацией на возмездной основе выполнен комплекс работ по межеванию земельного участка, в результате которых определены границы выделенного земельного участка, которые согласованы со смежными землепользователями.
ФИО1 в числе прочих лиц, через представителя, обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, представив межевой план, составленный кадастровым инженером ФИО3
Ведущим инженером филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области на основании рассмотрения представленных документов 15 июля 2015 г. было принято решение о приостановлении осуществлении кадастрового учета в соответствии с п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре, а впоследствии, было принято решение об отказе в снятии приостановления. Основанием для этого послужило отсутствие в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области утвержденных Правил землепользования и застройки территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, поскольку администрация МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в рамках информационного взаимодействия указанный документ не предоставила.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. № утверждены Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Указанное Решение вступило в законную силу Дата г., после его официального опубликования в специальном выпуске газеты «Выборг» 54.(332). Контроль за исполнением данного решения был возложен на главу администрции МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области. Согласно материалам дела, решение Совета депутатов от Дата№ не оспорено и является действующим.
В этой связи, Дата г. собственники земельного участка с кадастровым номером №, в том числе и административный истец, обратились к главе администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области с коллективным заявлением о направлении в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденные Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. № а также землеустроительной документации сопутствующей этому документу.
Однако письмом от Дата г. № главой администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в удовлетворении коллективного заявления граждан от Дата г. отказано, со ссылкой на то, что генеральный план МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в настоящее время не утвержден, губернатором Ленинградской области Дата г. введен мораторий на перевод любых земель под жилую застройку, строительство нового жилья, на основании заключения о проведении публичных слушаний от Дата№ по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № принято решение оставить вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, а с учетом передачи осуществления части полномочий Поселения Муниципальному району от Дата г., рекомендовано обратиться в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области для получения заключения о принадлежности земельного участка к определенной зоне и установленных для нее видах разрешенного использования, подав соответствующее заявление с приложением кадастрового паспорта, документа подтверждающего право собственности на него, а также картографического материала, позволяющего определить местоположение земельного участка, и в заявлении указать обоснование для перевода.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание место положения границ территориальных зон (статья 10 данного Закона).
На основании пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей (ст. 15 "Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости"), обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в частности, в случае принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Исходя из положений ч. 8 ст. 15 Закона о кадастре орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется, в частности, внесение изменений в категорию земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. При этом представление дополнительных документов, заявлений от заинтересованного лица (заявителя) не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, регулирующие порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно новым Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71 определен порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в федеральный орган исполнительной власти. Согласно указанным Правилам N 71, все направляемые в орган кадастрового учета карты (планы) соответствующего объекта землеустройства, в обязательном порядке должны содержать информацию об их передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с обязательным указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
При информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, должны представляться в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, только органы местного самоуправления могут предоставлять документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в сети "Интернет" или на электронных носителях (п. 18 Постановления N 71); все представляемые документы должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа; все документы обязаны создаваться в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных; все электронные образцы соответствующих бумажных документов, подписанных уполномоченными на то лицами, до момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет", обязаны предоставляться в орган кадастрового учета, а электронные документы должны быть размещены на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети "Интернет".
Сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления настоящему Положению (п. 4 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618).
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Действия кадастровой палаты в данном случае носят учетный характер в целях приведения объектов учета - земельных участков - в соответствие с их действительными характеристиками
Как установлено судом, представителем административного ответчика ранее не оспаривалось, что в адрес органа кадастрового учета от органа местного самоуправления - администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области в порядке информационного взаимодействия указанные выше документы относительно земельного участка № не поступали.
Указанное бездействие органа местного самоуправления в лице администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в не направлении в предусмотренный федеральным законом срок Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденные Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. № а также землеустроительной документации сопутствующей этому документу нарушает права ФИО1 как собственника земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, не предоставление своевременно указанных выше документов послужило фактически основанием филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области для отказа административному истцу в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обязанность по устранению допущенных нарушений.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по передаче филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области «Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области», утвержденных Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. №
Обязать администрацию МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области передать в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области «Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области», утвержденных Решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от Дата г. №.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков