ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-586/20 от 25.06.2020 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0013-01-2020-000699-42

Дело № 2а-586/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием:представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административных ответчиков администрации г.Мичуринска и финансового управления администрации г.Мичуринска - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию - город Мичуринск Тамбовской области в лице администрации г.Мичуринска, финансовому управлению администрации г.Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным отказа в исполнении исполнительного документа и возврата исполнительного документа, обязании принятия исполнительного документа к исполнению и обязании исполннить исполнительный документ

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 15 августа 2019 г. с муниципального образования город Мичуринск Тамбовской области - городской округ в его пользу взыскана неустойка по муниципальному контракту №1 от 30 августа 2016 г. в размере 2142286,09 руб., а также определено исчисление неустойки производить до полного погашения задолженности по указанному контракту.

Ему выдан исполнительный лист, который он направил 28 января 2020 года на исполнение в порядке ст.242.2 БК РФ в финансовое управление администрации г.Мичуринска с заявлением о принятии исполнительного документа на исполнение.

Письмом от 26 февраля 2020 г. исполнительный лист был ему возвращен без исполнения на основании абз.4 п.3 ст.242.1 БК РФ. Основанием для возвращения исполнительного документа указано на несоблюдение нормы п.2 ст.242.1 БК РФ.

Считает неправомерным возврат исполнительного документа по указанным административным ответчиком основаниям. Полагает, что абз.4 п.3 ст.242.1 БК РФ мог быть бы применен в случае, если бы он направил исполнительный лист на исполнение в органы Федерального казначейства, куда направляются, по его мнению, для исполнения исполнительные документы о взыскании денежных средств с казенных, бюджетных и автономных учреждений. Муниципальное образование город Мичуринск Тамбовской области - городской округ является публично-правовым образованием и лицевой счет в органах Федерального казначейства не открыт.

Просит признать незаконным возврат исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС *** (поименованный административным истцом как отказ в принятии на исполнение исполнительного документа), выданного Мичуринским городским судом Тамбовской области по делу №2-1144/2019 с приложениями согласно его заявлению от 20 января 2020 г. на сумму 2142286,09 руб. с учетом дальнейшего исчисления неустойки до полного погашения задолженности по муниципальному контракту №1 от 30 августа 2016 г.; обязать административных ответчиков принять на исполнение указанный исполнительный лист с приложениями согласно его заявлению от 20 января 2020 г. и исполнить данный испол­нительный документ.

В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО2, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что в данном случае финансовым органом, в который направляется исполнительный лист для исполнения, является финансовое управление администрации г.Мичуринска, но не территориальный орган Федерального казначейства.

Представитель административного ответчика администрации г.Мичуринска Тамбовской области, действующий на основании доверенности ФИО3, административные исковые требования не признал по основаниям изложенным в письменном ответе от 26 февраля 2020 г. исх.№68 о возврате исполнительного документа ФИО1 Пояснил, что исполнительный лист был возвращен заявителю на том основании, что лицевой счет администрации г.Мичуринска не открыт в финансовом управлении.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 15 августа 2019 г. с Муниципального образования городской округ - город Мичуринск в лице администрации г.Мичуринска Тамбовской области в пользу ФИО1 взыскана неустойка в размере 2142286,09 руб.

Исчисление неустойки производить до полного погашения Муниципальным образованием городской округ - город Мичуринск в лице администрации г.Мичуринска Тамбовской области задолженности.

16 января 2020 года выдан исполнительный лист серия ФС ***, который предъявлен к исполнению ФИО1 в порядке ст.242.2 БК РФ в финансовое управление администрации г.Мичуринска с заявлением от 20 января 2020 г. о принятии исполнительного документа на исполнение.

Письмом от 26 февраля 2020 г. исх. №68 исполнительный лист ФИО1 возвращен на основании абз.4 п.3 ст.242.1 БК РФ, в связи несоблюдением п.2 ст.242.1 БК РФ, а именно, в связи с направлением исполнительного документа в финансовое управление администрации г.Мичуринска, которое, по мнению административного ответчика, в данном случае не является финансовым органом муниципального образования.

Такие доводы административных ответчиков, суд находит основанными на неверном толковании норм права по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с абзацем 1 п. 4 ст. 242.2 БК РФ и п. 2 Письма Федерального казначейства от 24 апреля 2007 г. N 42-7.1-15/9.1-144 "О внесении изменений в главу 24.1 БК РФ" для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Под финансовым органом муниципального образования в соответствии с абзацем 35 ст. 6 БК РФ следует понимать органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно ч.1 ст. 63 Устава города Мичуринска Тамбовской области финансовое управление администрации города Мичуринска Тамбовской области - орган администрации города, наделенный полномочиями по формированию и исполнению бюджета города.

Следовательно, финансовым органом муниципального образования город Мичуринск Тамбовской области - городской округ является финансовый орган (финансовое управление) администрации г.Мичуринска. Таким образом, с учетом правовой позиции Федерального казначейства исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскание на казну муниципального образования, необходимо для исполнения направлять в финансовое управление муниципального образования, то есть в финансовый орган администрации г.Мичуринска, а не в территориальное подразделение Федерального казначейства, что административным истцом и было сделано.

В силу вышеизложенного и приведенных норм, суд приходит к выводу, что в письменном сообщении о возврате исполнительного листа с приложенными документами от 26 февраля 2020 г. исх.№68 финансового управления администрации города Мичуринска Тамбовской области, адресованном ФИО1, содержатся основания для возврата, не предусмотренные законом, что дает основания считать такой возврат не соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая административные исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на административных ответчиков принять на исполнение исполнительный лист с приложениями, согласно его заявлению от 20 января 2020 г. и исполнить данный исполнительный документ, суд оставляет их без удовлетворения, поскольку стадия рассмотрения по существу заявления взыскателя и исполнения исполнительного документа возможна только после приема заявления со всеми необходимыми документами в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в связи с рассмотрением настоящего дела понес судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб., которые в силу ч.1 ст.111 КАС РФ подлежат частичному возмещению за счет административного ответчика в размере 600 руб. с учетом частичного удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным возврат администрацией г.Мичуринска Тамбовской области документов, поступивших от ФИО1 в финансовое управление администрации г.Мичуринска Тамбовской области для исполнения решения Мичуринского городского суда Тамбовской области от 15 августа 2019 г. по гражданскому делу №2-1144/2019 по основаниям, изложенным в письменном сообщении от 26 февраля 2020 г. исх. №68.

Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав заявителя ФИО1 путем рассмотрения его заявления от 20 января 2020 г. о принятии на исполнение исполнительного документа в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В остальной части административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального образования - город Мичуринк Тамбовской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Обязать администрацию города Мичуринска Тамбовской области сообщить в суд и административным истцам об исполнении данного решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 29 июня 2020 года.

председательствующий- О.Н. Михкельсон