УИД: 59RS0005-01-2020-008973-22
Дело № 2а-5871/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Тютиковой М.Е.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми об оспаривании решения налогового органа, возложении обязанности о предоставлении имущественного налогового вычета,
У с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми об оспаривании решения налогового органа, возложении обязанности о предоставлении имущественного налогового вычета, указав в обоснование иска, что ею ДД.ММ.ГГГГ была представила в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми налоговая декларация по форме №-ндфл за 2019 год, в которой был заявлен имущественный налоговый вычет на приобретения недвижимости: <адрес>.
При вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ№, налоговый орган сделал вывод о том, что в налоговой декларации по форме №-ндфл за 2019 год неправомерно заявлен имущественный вычет, что привело к завышению налога на доходы физических лиц, заявленного к возмещению из бюджета в сумме 30 638 руб.
В налоговой декларации по форме №-ндфл за 2019 год, она указала сумму имущественного вычета пo расходам на новое строительство или приобретение жилья принятую к учету в предыдущие периоды в размере 616506,96 руб., инспектор проводящий проверку указывает, что остаток принятый к учету в предыдущие периоды должен быть 1 283 821,68 руб., при этом не указывает за счет чего сложился данный остаток.
На основании изложенного, административный истец просит вынести новое решение и предоставить имущественный налоговой вычет в полном объеме.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, в деле имеется телефонограмма, согласно которой, просит дело рассмотреть в её отсутствие.
Представители административного ответчика ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми ФИО1, ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, представили возражения, из которых следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 декларации по НДФЛ за 2019 год, в которой на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, заявлен: имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение объекта недвижимости находящегося по адресу: <адрес> размере 1 731 600, 00 руб.; сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 88 849, 00 руб.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 отказано в предоставлении имущественного вычета в сумме 235 675, 69 руб. и возврату из бюджета НДФЛ в размере 30 638, 00 руб. Причиной отказа послужил вывод Инспекции о неправомерном занижении в декларации суммы имущественного налогового вычета принятой к учету при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды (по данным налогоплательщика спорная сумма составляет 616 506, 96 руб., по данным налогового органа - 1 283 821, 68 руб.), что привело к незаконному увеличению названного вычета за 2019 год.
Фактически, причиной явилось неверное понимание налогоплательщиком наименования строки декларации «сумма имущественного вычета по расходам на приобретение объекта, принятая к учету при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды»: плательщик полагал необходимым отражать сумму использованного вычета только за предшествующий год, по закону положено учитывать суммы расходов учтенные за все годы применения вычета по объекту. Иных доводов (расчетов) в отношении оспариваемого ненормативного акта заявителем не приводится. Просят в удовлетворении требований отказать полностью, признать решение инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ правомерным, соответствующим налоговому законодательству.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основание и порядок предоставления имущественного налогового вычета установлены в ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на имущественные налоговые вычеты в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ в силу пункта 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение ла территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, в частности, жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения права на вычет налогоплательщика), имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000,00 рублей.
При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды.
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику в порядке пункта 7 статьи 220 НК РФ при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода либо в порядке, определенном пунктом 8 статьи 220 НК РФ, до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Материалами дела установлено, что ФИО3 в 2016 году приобрела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в которой ею заявлен имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение объекта недвижимости находящегося по адресу: <адрес>.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой Инспекцией составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 отказано в предоставлении имущественного налогового вычета, предусмотренного п.п. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме 235 675,69 руб. и возврату из бюджета НДФЛ в сумме 30 638,00 руб.
Не согласившись с решением Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения которой Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении жалобы.
В ходе камеральной налоговой проверки и вышеуказанными актами Инспекцией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила налоговую декларацию по форме 3 - НДФЛ за 2016 год, в которой заявлены имущественный налоговый вычет (на объект находящийся по адресу: <адрес>) в сумме фактически произведенных расходов (без учета процентов по займам (кредитам)) 1 731 600, 00 руб. и социальные налоговые вычеты в размере 84 035, 00 руб., сумма налога, подлежащая к возврату, составляет 46 861, 00 руб.
Имущественный вычет по подпункту 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ в размере документально подтвержденных расходов на новое строительство или приобретение объекта, принят Инспекцией в заявленной плательщиком сумме - 276. 433, 17 руб. Переходящий остаток на следующий период составил - 1 455 166, 83 руб. (1 731 600, 00 - 276433, 17). Размер переходящего остатка определен самим налогоплательщиком и указан в п. 2.10 стр. 006 декларации.
Инспекцией принято решение о возврате от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 46 861, 00., из них возврат в отношении имущественного налогового вычета составил 35 936, 00 руб. (276433,17 * 13%), в отношении социального - 10 925, 00 рублей (84 035, 00 * 13%). Размер возвращаемого налога ограничен суммой налога удержанного (перечисленного в бюджет) работодателем, в соответствии со справкой 2-НДФЛ сумма удержанного работодателем налога за 2016 год составила 46 861, 00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила налоговую декларацию по форме 3 - НДФЛ за 2017 год, в которой заявлены имущественный налоговый вычет (на объект находящийся по адресу: <адрес>), и социальные налоговые вычеты, сумма налога, подлежащая к возврату, составляет 53 090, 00 руб. Вышеуказанные имущественный и социальный налоговые вычеты предоставлены в полном объеме. В представленной налоговой декларации Заявителем ошибочно отражена сумма имущественного налогового вычета (без учета процентов по займам (кредитам)), предоставленная в отчетном налоговом периоде налоговым(и) агентом(ами) на основании уведомления, выданного налоговым органом в размере 1 455 166, 83 руб.
Имущественный вычет по подпункту 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ в размере документально подтвержденных расходов на новое строительство или приобретение объекта, принят инспекцией в заявленной плательщиком сумме - 390 881, 55 руб. Переходящий остаток на следующий период составил – 1 064 285, 28 руб. (1 455 166, 83 - 390881, 55 руб. или 1 731 600, 00 - 276 433,17 - 390 881, 55).
Согласно справке 2-НДФЛ сумма удержанного (перечисленного в бюджет) работодателем налога за 2017 год составила 53 090, 00 руб. В соответствии со статьей 78 НК РФ Инспекцией принято решение о возврате от ДД.ММ.ГГГГ№ всей указанной суммы, возврат в отношении имущественного налогового вычета составил - 50 815, 00 руб. (390 881, 55 * 13%), в отношении социального - 2 275, 00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила налоговую декларацию по форме 3 – НДФЛ за 2018 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет на объект находящийся по адресу: <адрес>, сумма налога, подлежащая к возврату, составляет 80 146, 00 руб.
В налоговой декларации налогоплательщиком неправомерно занижена сумма имущественного налогового вычета по расходам на приобретение объекта, принятая к учету за предыдущие налоговые периоды (2016, 2017 годы) п.2.1 стр. 007 декларации - 390 881, 55 руб. Фактически, указанная сумма за предыдущие налоговые периоды (2016, 2017 годы) составляет 667 314, 72 руб. (276 433, 17 + 390 881,55).
Сумма расходов на приобретение объекта, принимаемая для целей имущественного налогового вычета за отчетный период 2018 год составила и подтверждена Инспекцией в размере 616 506, 96 руб.
Следовательно, переходящий остаток на следующий период составил - 447 778, 32 руб. (1 064 285, 28 - 616 506, 96 или 1 731 600, 00 - 276 433, 47 - 390 881,55-616 506,96).
Согласно справке 2-НДФЛ сумма удержанного (перечисленного в бюджет) работодателем налога за 2018 год составила 80 146, 00 руб. Инспекцией принято решение о возврате от ДД.ММ.ГГГГ№ всей указанной суммы, в связи с применением имущественного налогового вычета (616 506, 96 * 13%).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 представила налоговую декларацию по форме 3 - НДФЛ за 2019 год, в которой был заявлен имущественный налоговый вычет на объект находящийся по адресу: <адрес>, сумма налога, подлежащая к возврату, составляет 88 849, 00 руб.
В налоговой декларации налогоплательщиком неправомерно занижена сумма имущественного налогового вычета по расходам на приобретение объекта, принятая к учету за предыдущие налоговые периоды (2016, 2017, 2018 годы) п.2.1 стр.006 декларации - 616 506, 96 руб. Фактически, указанная сумма за предыдущие налоговые периоды (2016, 2017, 2018 годы) составляет 1 283 821, 68 руб. (276 433, 17 + 390 881, 55 + 616 506, 96 ).
Следовательно, с учетом сумм ранее предоставленных налогоплательщику в счет имущественного вычета, за указанный налоговый период 2019 год остаток расходов на приобретение жилья для целей возврата НДФЛ составит - 447 778, 32 руб. (1 731 600, 00 - 276 433, 17 - 390 881,55 - 616 506,96).
В соответствии со статьей 78 НК РФ Инспекцией принято решение о возврате от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 58 211, 00 руб. (447 778, 32 * 13%), которая не превышает сумму налога, удержанную (перечисленную в бюджет) работодателем.
По итогам возврата НДФЛ за 2016-2019 годы, налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объекта по адресу: <адрес>, предоставлен полностью в размере 1 731 600, 00 руб., переходящего остатка не имеется.
Таким образом, налогоплательщиком ФИО3 в налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год неправомерно завышен имущественный налоговый вычет по подпункту 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ на сумму 235 675, 69 руб. (683 454, 01 - 447 778, 32), что привело к незаконному увеличению НДФЛ заявленному к возмещению из бюджета на 30 638, 00 руб. (88 849, 00 - 58 211, 00).
Предъявляя в суд настоящие административные исковые требования, истец полагает, что оспариваемым решением нарушено ее право на получение в полном объеме причитающихся сумм имущественного налогового вычета.
Указанные доводы административного истца являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона, так как согласно положений ст. 220 НК РФ при заполнении строки декларации «сумма имущественного вычета по расходам на приобретение объекта, принятая к учету при определении налоговой базы за предыдущие налоговые периоды» налогоплательщику следовало учитывать суммы расходов учтенные за все годы применения вычета по объекту, тогда как ФИО3 отражалась сумма использованного вычета только за предшествующий год.
В связи с тем, что решение налогового органа принято в соответствии с действующим законодательством, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г.Перми об оспаривании решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставлении имущественного налогового вычета в полном объеме – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2020г.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: