Дело № 2а-587/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре судебного заседания Москвичёвой И.Н.,
помощник судьи Ледовских Ю.Н.
с участием представителя административного истца – помощника Колпашевского городского прокурора Ларькина И.А.,
представителя административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Мулиной И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Колпашевского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по приведению дорожного покрытия на <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ – № в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; возложении обязанности привести дорожное покрытие на <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта, в ходе которой установлены в нарушение требований статей 1,5,6,12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 35 части 1 статьи 44 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», пункта 5.2.4 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» случаи ненадлежащего содержания дорог городского поселения, а именно: наличие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, что не обеспечивает безопасность дорожного движения и свидетельствует о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети и ненадлежащем исполнении Администрацией городского поселения своих обязанностей по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе их эксплуатации установленным правилам и техническим нормам. В результате обследования автомобильной дороги на <адрес> дорожное полотно проезжей части в районе домов по нечетной стороне №№ – № имеет разрушение по всей ширине проезжей части. В силу положений Реестра имущества муниципальной собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» автомобильная дорога по <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ – № в <адрес> находится в собственности МО «Колпашевское городское поселение». Заказчиком по выполнению работ по текущему содержанию дороги <адрес> в <адрес> выступает Администрация Колпашевского городского поселения. Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на судебную защиту прав неопределенного круга лиц. Полагает, что неудовлетворительное состояние указанных дорог, в частности, несоблюдение установленных требований ГОСТ Р 50597-2017 Администрацией Колпашевского городского поселения отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.
В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Ларькин И.А. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, приведя доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Томской области Мулина И.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поддержала пояснения, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Мулина И.А. в письменном отзыве на административное исковое заявление с требованиями административного искового заявления не согласилась, ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 35 ч. 1 ст. 44 Устава МО «Колпашевское городское поселение», указала, Администрацией Колпашевского городского поселения принято постановление № 918 от 30.12.2019 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Дороги муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и инженерные сооружения на них» на ДД.ММ.ГГГГ год. В рамках данной программы выполняются мероприятия, направленные на выполнение комплекса работ по текущему содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения поселения, тротуаров, площадей, проездов и нанесение дорожной разметки. Мероприятия выполняются путем проведения открытого аукциона для выбора потенциального подрядчика, заключения муниципального контракта. Перечень дорог для проведения мероприятий ведомственной целевой программы определяется на основании опроса населения муниципального образования, кроме того, при формировании перечня дорог первоочередное внимание уделяется дорогам, проходящим непосредственно вблизи социально значимых объектов с наибольшей интенсивностью движения, а также автомобильным дорогам, по которым проходят автобусные маршруты. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Администрации Колпашевского городского поселения была размещена информация о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ опроса мнения о перечне автомобильных дорог, требующих первоочередного ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году. По итогам опроса ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании Совета Колпашевского городского поселения 4 созыва был составлен следующий перечень дорог для ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Капитальный ремонт производится за счет средств субсидии из областного бюджета с софинансированием из районного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в Томской области» на ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно реестру договоров на поставку продукции, учитываемых в качестве бюджетных обязательств, в области организации дорожной деятельности в различных ее направлениях (изготовление дорожных знаков, устройство пешеходных тротуаров, вывоз снега, очистка водоотводных канав, ремонт автомобильных дорог, нанесение дорожной разметки, ямочный ремонт и т.д.) было заключено <данные изъяты> муниципальных контрактов, считает, это свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации Колпашевского городского поселения бездействия в сфере организации дорожной деятельности. С учетом того, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> не является дорогой, по которой проходят автобусные маршруты, вблизи не имеется социально значимых объектов, она не вошла в перечень. Учитывая вышеизложенное, полагает, что Администрацией Колпашевского городского поселения не допущено нарушений требований законодательства, указанного в административном исковом заявлении Колпашевской городской прокуратуры, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с положениями ч. 9 и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с абзацами 1,2 статьи 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно абзацу 7 статьи 5 указанного Федерального закона следует, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 приведенного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1, 6, 12 абзаца 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 абз. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 5, 6, 11, 12 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения.
Требования к безопасности дорожного движения, в частности, содержатся в "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Требования приведенного ГОСТа применяются в обязательном порядке в части требований ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», как соответствующих целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. как следует из таблицы 5.3. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более.
Согласно таблице А.1 приложения А под дефектами покрытия проезжей части понимается: выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; пролом - полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; просадка - деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия; сдвиг, волна - неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа; гребенки - неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа; колея - деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора; необработанные места выпотевания вяжущего - излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета.
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 43 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение», размещенного в открытом доступе на официальном сайте муниципального образования «Колпашевское городское поселение» (http://www.kolpsite.ru/ustav_new.html), Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Томской области.
Согласно пункту 35 части 1 статьи 44 Устава Администрация поселения осуществляет, в том числе организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в связи с проводимой Колпашевской городской прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения по обращению ФИО7ДД.ММ.ГГГГ Главе Колпашевского городского поселения городским прокурором было направлено требование в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» о предоставлении запрашиваемой информации, в том числе по обращениям от граждан о ненадлежащем состоянии дороги по <адрес> в <адрес>, осмотре дороги по указанной улице, ремонте (л.д.9-10).
В сообщении Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ на поступившее требование ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО10 о безопасности дорожного движения указано, что ФИО7 в Администрацию Колпашевского городского поселения обращалась. Осмотр автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> проводился. Необходимость проведения ремонта по <адрес> в <адрес> устанавливалась. Средства из областного бюджета дорог на территории Колпашевского городского поселения выделяются в рамках государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в <адрес>». При формировании перечня ремонта автомобильных дорог первоочередное внимание уделяется дорогам, проходящим непосредственно вблизи социально значимых объектов с наибольшей интенсивностью движения, а также автомобильным дорогам, по которым проходят автобусные маршруты. Перед определением перечня ремонта автомобильных дорог на определенный год проводится рейтинговое голосование с учетом мнения жителей Колпашевского городского поселения о проведении первоочередного ремонта дороги. Ввиду того, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> не является дорогой, по которой проходит автобусный маршрут, а также вблизи нет социально значимых объектов, было принято решение произвести работы по засыпке выбоин инертными материалами. Работы выполнялись в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах. Также на гравийном участке <адрес> ежегодно проводятся работы по ремонтному профилированию без добавления нового материала. В рамках муниципального контракта на «Выполнение работ по текущему содержанию и ремонту дорог в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году» (№) были выполнены работы, в частности, по засыпке выбоин по <адрес> в <адрес>. В рамках муниципального контракта на «Выполнение работ по ремонту гравийных дорог в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г.» (№) были отсыпаны наиболее проблемные участки, в том числе <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году по второстепенным автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием частично будет произведена отсыпка выбоин инертными материалами. На гравийных и грунтовых дорогах выполняются работы по ремонтному профилированию без добавления нового материала (л.д.11-12).
В подтверждение обращения ФИО9 представлено обращение от жителей <адрес> в <адрес>, поступившее в адрес Администрации ДД.ММ.ГГГГ, и ответ Администрации Колпашевского городского поселения о ремонте дороги № № от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение (л.д.7-8).
Одновременно с направлением требования в Администрацию Колпашевского городского поселения заместителем городского прокурора направлено требование начальнику ОМВД России по Колпашевскому району УМВД по Томской области в порядке ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о предоставлении информации, выдавались ли предписания в адрес Администрации Колпашевского городского поселения по факту ненадлежащего состояния дороги по <адрес> в <адрес> (л.д.13).
В ответе начальника ОМВД России по Колпашевскому <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на требование заместителя городского прокурора указано, что сотрудниками отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району не выдавались предписания в адрес Администрации Колпашевского городского поселения по факту ненадлежащего состояния дороги по <адрес> в <адрес> (л.д.14).
Согласно выписке, представленной МКУ «Имущество» ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога по адресу: <адрес> числится в реестре имущества муниципальной собственности МО «Колпашевское городское поселении» (л.д.15).
Из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области ФИО8 совместно с помощником Колпашевского городского прокурора Ларькиным И.А., следует, что на участке дороги <адрес> от перекрёстка с <адрес> до перекрёстка с <адрес> выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда на проезжей части указанной дороги, относящейся к IV категории дорог и группе улиц «Д». Согласно проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» данный участок дороги имеет ширину проезжей части 6 метров и покрытие проезжей части дороги асфальто-бетонное. В ходе обследования было выявлено, что на обследуемом участке протяжённостью в 300 метров от <адрес> по направлению в сторону <адрес> дорожное покрытие имеет повреждения проезжей части в виде многочисленных выбоин, и сплошных разрушений покрытия проезжей части площадью: в районе <адрес> - S=22,77 м2; в районе <адрес> - S=3,46 м2; в районе между домами № - S=79,6 м2; в районе <адрес> - S=54 м2; в районе <адрес> - S=28,5 м2; в районе <адрес> - S=2,31 м2; в районе <адрес> - S=6,07 м2; в районе <адрес> - S=50,97 м2; в районе <адрес> - S=1,39 м2; в районе <адрес> S=8,56 м2; общая сумма площадей дефектов на участке длиной в 300 метров составила S=257,68 м2, чем нарушены требования п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. Методы контроля дефектов проезжей части производились согласно п. 9.3.1 ГОСТа Р 50597-2017 с использованием средств измерения: курвиметр дорожный <данные изъяты> заводской №, свидетельство о поверке №, действительно до ДД.ММ.ГГГГ; рейка дорожная универсальная <данные изъяты>, заводской номер №, свидетельство о поверке №, действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В подтверждение выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорожного полотна проезжей части по <адрес> (также по нечетной стороне) представлена фототаблица, в том числе с фиксацией состояния дорожного полотна указанной проезжей части при измерении указанными выше средствами измерения (л.д.18-26).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела представителем административного ответчика в подтверждение изложенных в письменном отзыве пояснений представлены копии размещенной новости с официального сайта МО «Колпашевское городское поселение» об опросе мнения о перечне дорог, требующих ремонта на ДД.ММ.ГГГГ года, проводящимся в ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.36); выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Совета Колпашевского городского поселения по дорожной деятельности по результатам рейтингового голосования граждан по определению перечня дорог для ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.37); постановления Администрации Колпашевского городского поселения «Об утверждении ведомственной целевой программы «Дороги муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и инженерные сооружения на них» на ДД.ММ.ГГГГ год № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38) с приложением Ведомственной целевой программы «Дороги муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и инженерные сооружения на них» на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.39-41); решения Совета Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на ДД.ММ.ГГГГ год» (л.д.42) и реестр договоров на поставку продукции, учитываемых в качестве бюджетных обязательств (л.д.43).
В судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривалось, что на дату проведения судебного заседания указанные в предписании требования в части, являющейся предметом судебного рассмотрения, не устранены. В письменном отзыве указано на то, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> не является дорогой, по которой проходят автобусные маршруты, вблизи не имеется социально значимых объектов, она не вошла в перечень дорог для проведения мероприятий ведомственной целевой программы, определяемый в установленном порядке, также указано на реализацию бюджетных обязательств в области организации дорожной деятельности в приведенном объеме, что, по мнению представителя, свидетельствует об отсутствии со стороны Администрации указанных в административном иске нарушений действующего законодательства. Вместе с тем данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств в сфере дорожной деятельности, т.к. принятые им меры не обеспечивают сохранность указанной автомобильной дороги, дорожное покрытие по <адрес> в <адрес> требованиям технических регламентов не соответствует.
Учитывая вышеприведённые законоположения и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не обеспечивается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в <адрес> При этом, такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше положениями нормативных правовых актов в области обеспечения дорожной безопасности и является его публично-правовой обязанностью, неисполнение которой нарушает права неопределенного круга лиц, участников дорожного движения – на безопасные условия движения по указанной автомобильной дороге, что негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, а, следовательно, полагает требования Колпашевского городского прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом предложенный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести дорожное покрытие на <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Следовательно, административный ответчик Администрация Колпашевского городского поселения Томской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения Томской области по непринятию мер по приведению дорожного покрытия на <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области привести дорожное покрытие на <адрес> в районе домов по нечетной стороне №№ в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
В окончательной форме решение принято 17 августа 2020 года
Судья: А.А. Шачнева