ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-587/2018240057-01-2018-000691-63 от 17.09.2018 Шарыповского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-587/2018 24RS0057-01-2018-000691-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тупаленко В.М.,

при секретаре судебного заседания Черновой М.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре судебного заседания Черновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Шарыпово о признании незаконным отказа внесения в схему размещения рекламных конструкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Администрации города Шарыпово о признании незаконным отказа внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером и обязании Администрации города Шарыпово внести рекламную конструкцию в схему размещения на территории муниципального образования город Шарыпово по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что 11 октября 2017 года административный истец обратился с заявлением к главе города Шарыпово с просьбой внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово, утвержденную постановлением администрацией города Шарыпово от 27 ноября 2015 года.

09.11.2017 года административный истец получил отказ о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером , со следующей формулировкой: в соответствии с ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», «…Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности…». Отказ о внесении рекламной конструкции в схему размещения на территории муниципального образования город Шарыпово рекламных конструкций, администрация мотивировала тем, что заявленное размещение конструкции не учитывает условия визуального восприятия архитектурно-планировочной ситуации, включающей сложившуюся застройку и приведенное благоустройство на данном участке городской среды, тем самым создает визуальный хаос в городском рекламно-информационном пространстве и нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городской территории.

У административного истца имеется протокол заседания Градостроительного совета от 27.02.2014 года, на котором был утвержден и подписан проект рекламной установки на земельном участке, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , а также схема расположения рекламной конструкции, в которой видно, что никаких архитектурных построек в данном районе не существует и рекламная конструкция не сможет никаким образом испортить архитектурный облик города и создать хаос в городском рекламно-информационном пространстве, в связи, с чем считает, что указанный отказ администрации не мотивированным, так как проект рекламной установки не противоречит ни требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ, ни постановлению администрации города Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении дела административный истец ФИО1 исковые требования поддерживает в полном объеме. Пояснив, что ответ Администрации г. Шарыпово от 27.10.2017г. об отказе внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово получил по почте в первых числах ноября 2017 года, почтовый конверт не сохранился. Исковое заявление подал в суд в мае 2018 г., поскольку ждал результата рассмотрения аналогичного дела по иску ФИО5 к Администрации г. Шарыпово. Иных уважительных причин пропуска обращения в суд не имеется.

Представитель административного ответчика – ФИО2 (по доверенности) административные исковые требования не признала, по доводам изложенным в отзыве, дополнив тем, что административным истцом пропущен трех месячный срок для обжалования данного ответа, при этом доказательств уважительности пропуска данного срока не представлено.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункта 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункта 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании и следует материалов дела, 11.10.2017 года ФИО1 обратился в Администрацию города Шарыпово с заявлением о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово, утвержденную постановлением Администрации города Шарыпово от 27.11.2015 года, рекламную конструкцию, расположенную по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером . Просит провести торги с целью заключения договора на размещения рекламных конструкций на вышеуказанном земельном участке.

27 октября 2017 года Администрация города Шарыпово направила ответ ФИО1 об отказе внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером .

Протоколом заседания Градостроительного совета от 27.02.2014 года при рассмотрении предпроектного решения размещения рекламной конструкции на <адрес>ФИО1, было решено, утвердить 2-ой вариант предпроектного решения размещения рекламной конструкции на <адрес>

В соответствии с п. 26.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии ч.5.1. ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

На основании ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Часть 15 ст. 19 Закона о рекламе предусматривает, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций;

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

В ответе Администрации города Шарыпово ФИО1 от 27.10.2017 года об отказе внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово рекламной конструкции на вышеуказанном земельном участке отсутствует конкретная мотивировка отказа, тогда как понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности…", в нормативных актах отсутствует. При рассмотрении возможности внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово рекламной конструкции на конкретном участке городской среды учитывается гармоничное сочетание нового объекта с архитектурным окружением, как закономерное, естественное явление в архитектуре. Степень гармоничного сочетания существенный фактор, определяемый связью нового объекта с окружающей средой, которая будет сосуществовать с новым объектом, и попадать в зрительный обзор. Заявленное размещение рекламной конструкции не учитывает условия визуального восприятия архитектурно -планировочной ситуации, включающей сложившуюся застройку и проведенное благоустройство на данном участке городской среды, темп самым создает визуальный хаос в городском рекламно-информационном пространстве и нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городской территории.

Административному ответчику следует в своем ответе не ограничиваться формулировкой указанного в законе о рекламе, а указывать конкретные обстоятельства, связанные с архитектурным обликом той или иной местности, с учетом расположенных на ней строений, перспективных планом развития города и т.д. которые бы делали такой отказ мотивированным и понятным лицу, которому отказано в согласовании поставленного им вопроса, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответ Администрации города Шарыпово об отказе внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером не мотивирован.

Административный ответчик законность принятого им решения, не обосновал, каким образом размещение рекламной конструкции может создать визуальный хаос в городском рекламно-информационном пространстве и нарушить внешний архитектурный облик сложившейся застройки городской территории, в связи, с чем суд приходит к выводу о несоответствии отказа от 27.10.2017 о внесении в схему размещения рекламных конструкций Закону «О рекламе» № 38-ФЗ.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно пояснениям ФИО1 отказ Администрации города Шарыпово о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Шарыпово рекламной конструкции, был получен последним по почте до десятых чисел ноября 2017 года, таким образом, срок для обращения с административным исковым заявлением в суд должен был быть не позднее трех месяцев, то есть не позднее 10.02.2018 года.

Административный истец ФИО1 подал заявление в суд 17 мая 2018 года, за истечением трех месячного срока, при этом доказательств уважительности причин пропуска не представил.

В связи с тем, что срок обращения в суд административным истцом ФИО1 пропущен без уважительных причин, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г.Шарыпово о признании незаконным отказа внесения в схему размещения рекламных конструкций, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края.

Председательствующий: В.М. Тупаленко