ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-587/2022 от 01.08.2022 Хасанского районного суда (Приморский край)

дело №2а- 587/2022

Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 августа 2022 года п. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Швецовой И.С.,

при секретаре Трегубенко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хасанского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Славянка» Хасанского муниципального района о возложении обязанности,

установил:

прокурор Хасанского района обратился в суд с указанным выше административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга, указывая на то, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка исполнения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Славянка» Хасанского муниципального района исполнения требований законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Образование», законодательства об образовании, в том числе соблюдения требований о безопасности учащихся образовательных учреждений, а также обеспечении учащихся учебниками и учебными пособиями, соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено, что в помещении, используемого для приготовления пищи (столовой) происходит смешивание потоков воздуха из цехов сырой и готовой продукции, перемещение готовой продукции происходит через цех для готовки; внутренняя отделка стен помещения для приготовления пищи (столовая) МБДОУ СОШ № 1 пгт. Славянка находится в неудовлетворительном состоянии, кафель на полу в цехах со сколами и трещинами; не соблюдено конструктивное и объемно - планировочное решение, степени огнестойкости деревянных конструкций покрытия пола на пути эвакуации из зального (актового) помещения; в туалетных комнатах на 2, 3 и 4 этажах образовательной организации установлены чаши «Генуя», которые не являются современным санитарно-техническим оборудованием, и их установка не предусмотрена требованиями санитарных правил, на данное оборудование не могут быть установлены сиденья; электропроводка здания школы находится в неудовлетворительном состоянии: имеются места окисления контактов, что служит причиной периодического замыкания в местах соединения, силовые щиты местами повреждены, крышки на них не закрываются, не некоторых силовых щитах отсутствуют рычаги отключения; спортивный зал находится в аварийном состоянии и требует проведение капитального ремонта, подвальное помещение под спортивным залом отсутствует, в связи с этим износ полового покрытия составляет 80 %, разрушена стяжка между плитами перекрытия, многочисленные потеки, следы грибкового поражения на стенах и потолке. Отопительная система - регистры, многочисленные следы потеков и ржавчины на трубопроводе, прогнившие деревянные блоки. Туалетные и душевые комнаты не оборудованы унитазами, раковинами и душевыми. Электропроводка и светильники подлежат замене, в связи с износом и частым намоканием.

Приказом директор МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка от 01.02.2022 года № 156/1-А в связи с аварийным состоянием спортивного зала, ограничен доступ учеников школы в помещения, занятие по физической культуре не проводятся.

16.08.2020 года, 31.01.2022 года, 24.03.2022 года комиссионным обследованием, установлен факт аварийного состояния спортивного зала школы.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства длительный период времени необходимые ремонтные, восстановительные работы на объекте образования не проводятся.

В связи с чем создается опасная аварийная ситуация на объекте, что может повлечь нарушение прав несовершеннолетних на безопасное пребывание в здании образовательного учреждения.

По факту нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой Хасанского района неоднократно директору МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка, администрации Хасанского муниципального района вносились представления об устранении нарушений требований законодательства, также требования об устранении указанных нарушений вносились в адрес директора образовательного учреждения контролирующими органами: Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю, ОНД и ПР по Хасанскому району ГУ МЧС России по Приморскому краю, при этом процесс их устранения необоснованно затянут. Подобная ситуация является недопустимой и способствует невыполнению годами в образовательном учреждении мер направленных на создание благоприятных условий пребывания обучающихся и персонала учреждения в здании образовательной организации, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка данное образовательное учреждение является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Хасанский муниципальный район Приморского края». Имущество, переданное учредителем, закреплено за МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка на праве оперативного управления. При осуществлении права оперативного управления имуществом образовательная организация обязана в том числе: осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (п. 4.6 Устава).

При этом администрация Хасанского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на финансирование образовательных учреждений.

Просит обязать МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка в течение 6 месяцев со дня осуществления финансирования: организовать проведения реконструкции помещений, используемых для приготовления пищи (столовой) с целью обеспеченияпоследовательности (поточности) технологических процессов, разделяющиевстречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (цех готовой продукции оборудовать после цеха сырой продукции; организовать проведение ремонта с заменой кафельной плитки стен и пола во всех производственных цехах пищеблока; организовать проведение ремонта пола на пути к эвакуации актового зала, с применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности; организовать проведение капитального ремонта в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на 2, 3 и 4 этажах здания школы, с заменой кафельной плитки стен и пола, заменой санитарно-технического оборудования (установкой унитазов, дополнительной умывальной раковине в каждой туалетной комнате), заменой труб системы водоснабжения и канализации, оборудовать туалетными кабинками с дверьми, приборами нагрева холодной воды); организовать проведение ремонта по замене электропроводки здания в объеме: произвести диагностику электропроводки, замену электропроводки и силовых щитов; кабеля (в кабинете информатики),установки дополнительных розеток; организовать проведение капитального ремонта спортивного зала школы в объеме следующих работ: сплошная смена пола и его основания, покраска (побелка) внутренней отделки верхней части стен, потолка;

обязать Администрацию Хасанского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий в МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка по: организации проведения реконструкции помещений, используемых для приготовления пищи (столовой) с целью обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, разделяющие встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (цех готовой продукции оборудовать после цеха сырой продукции; организации проведения ремонта с заменой кафельной плитки стен и пола во всех производственных цехах пищеблока; организации проведения ремонта пола на пути к эвакуации актового зала, с применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности; организации проведения капитального ремонта в туалетных комнатах для мальчиков и девочек, расположенных на 2, 3 и 4 этажах здания школы, с заменой кафельной плитки стен и пола, заменой санитарно-технического оборудования (установкой унитазов, дополнительной умывальной раковине в каждой туалетной комнате), заменой труб системы водоснабжения и канализации, оборудовать туалетными кабинками с дверьми, приборами нагрева холодной воды); организации проведения ремонта по замене электропроводки здания в объеме диагностики электропроводки, замены электропроводки и силовых щитов; кабеля (в кабинете информатики), установки дополнительных розеток; организации проведение капитального ремонта спортивного зала школы в объеме следующих работ: сплошная смена пола и его основания, покраска (побелка) внутренней отделки верхней части стен, потолка.

В судебном заседании представитель административного истца пом. прокурора Хасанского района Колмогорова Ю.А. поддержала требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Славянка» Хасанского муниципального района Новиков Е.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в заявлении исковые требования признал в полном объеме.

Представитель администрации Хасанского муниципального района Павленко П.С. исковые требования не признала.

В письменном отзыве, который приобщен судом к материалам дела и оглашен представителем в судебном заседании, указывает на то, что организовать проведение реконструкции помещений, используемых для приготовления пищи (столовой) с целью обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, разделяющие встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (цех готовой продукции оборудовать после цеха сырой продукции), организовать проведение ремонта с заменой кафельной плитки стен и пола во всех производственных цехах пищеблока по данным требованиям администрация может пояснить суду следующее. Специалистами МКУ «Управление образования администрации Хасанского муниципального района» при формировании бюджета Хасанского муниципального района на 2022 год денежные средства в размере 345,0 тысяч рублей на разработку проектно-сметной документации реконструкции пищеблока МБОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края были заявлены как дополнительные расходы, которые могут быть рассмотрены в случае поступления дополнительных доходов. Ввиду того, что дополнительные доходы в бюджет не потупили, то лимиты из бюджета Хасанского муниципального района на разработку проектно-сметной документации реконструкции пищеблока МБОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края выделены не были. Работы по разработке проектно-сметной документации реконструкции пищеблока МБОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края будут предусмотрены проектом бюджета Хасанского муниципального округа на 2023 год. Коммерческое предложение №255-исх/21 от 26.07.2021 г. прилагается к отзыву.

Организовать проведение ремонта пола на пути к эвакуации актового зала,с применением основных строительных конструкций с пределами огнестойкости иклассами пожарной опасности, по данному требованию администрация поясняет, что внастоящее время между МБОУ СОШ№1 пгт Славянка Хасанского муниципальногорайона Приморского края и ИП Свешниковой Светланой Владимировной заключенмуниципальный контракт № 2306 от 23.06.2022 года на поставку строительныхматериалов для нужд МБОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанского муниципальногорайона Приморского края. Работы по проведению ремонта пола на пути к эвакуацииактового зала, с применением основных строительных конструкций с пределамиогнестойкости и классами пожарной опасности предположительно будут выполненытехническим и вспомогательным персоналом МКОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанскогомуниципального района Приморского края до 20.08.2022 года.

Организовать проведение капитального ремонта в туалетных комнатах длямальчиков и девочек, расположенных на 2, 3 и 4 этажах здания школы, с заменойкафельной плитки стен и пола, заменой санитарно-технического оборудования(установкой унитазов, дополнительной умывальной раковины в каждой туалетнойкомнате), заменой труб системы водоснабжения и канализации, оборудоватьтуалетными кабинками с дверьми, приборами нагрева холодной воды, по данномутребованию администрация поясняет, что в настоящее время специалистом МКУ«Управление образования Хасанского муниципального района» подготовлен локальныйсметный расчет на ремонт туалетных комнат, сметная стоимость составляет 3 988 217,00рублей. Данная сумма будет предусмотрена в проекте бюджета Хасанскогомуниципального округа на 2023 год. Организовать проведение ремонта по замене электропроводки здания в объеме: произвести диагностику электропроводки, замену электропроводки и силовых щитов; кабеля (в кабинете информатики), установки дополнительных розеток, по данному требованию администрация поясняет, что для выполнения капитального ремонта электрооборудования необходима разработка проектно-сметной документации для определения стоимости данного вида работ. Лимиты на разработку проектно-сметной документации будут предусмотрены в проект бюджета Хасанского муниципального округа на 2023 год.

Организовать проведение капитального ремонта спортивного зала школы вобъеме следующих работ: сплошная смена пола и его основания, покраска (побелка)внутренней отделки верхней части стен, потолка, по данному требованиюадминистрация поясняет, что специалистами МКУ «Управление образованияадминистрации Хасанского муниципального района» для получения субсидиииз краевого бюджета на капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ №1пгт Славянка Хасанского муниципального района Приморского края в рамкахреализации государственной программы «Развитие образования Приморского края» в 2020-2027 годы было направлено заявление от 24.06.2022 года исх. №3924. В результате рассмотрения указанного заявления лимиты выделены не были.

Специалистами МКУ «Управление образования администрации Хасанского муниципального района» вновь подготовлено заявление для принятия участия в данной программе в 2023 году, который будет направлен в Министерство образования Приморского края до 15.07.2022 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка исполнения МКОУ «СОШ № 1 пгт. Славянка» исполнения требований законодательства при реализации мероприятий национального проекта «Образования», законодательства об образовании, в том числе соблюдения требований о безопасности учащихся образовательных учреждений, а также обеспечении учащихся учебниками и учебными пособиями, соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

Статьей 43.1 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и общего среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, создание благоприятных условий для интеграции системы образования.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальной инфраструктурой для детей, является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами «СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее Правила).

Настоящие Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи,предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Согласно ст. 17 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Статьей 28 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Пунктом 2.3.3 Правил помещения и оборудование, используемые для приготовления пищи, их размещение и размер должны обеспечивать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Не допускается использование пищевого сырья в столовых, работающих на полуфабрикатах.

Указанное требование также содержится и в п. 2. 5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32, устанавливающий, что планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

Так, в ходе проведенной проверки МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка, установлено, что в нарушении п. 2.3.3 Правил в помещении, используемого для приготовления пищи (столовой) происходит смешивание потоков воздуха из цехов сырой и готовой продукции, перемещение готовой продукции происходит через цех для готовки.

В соответствии с п. 2.5 Правил 2.5. при отделке объектов должны соблюдаться следующие требования в том числе: полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию (п. 2.5.2), стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.5.3).

В нарушение вышеуказанных требований, внутренняя отделка стен помещения для приготовления пищи (столовая) МБДОУ СОШ № 1 пгт. Славянка находится в неудовлетворительном состоянии, кафель на полу в цехах со сколами и трещинами.

Кроме того, в нарушение п. 5 ст. 52 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающей, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе путем применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации. Указанное требование также установлено пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

В нарушение указанных требований в МБОУ СОШ № 1пгт. Славянка не соблюдено конструктивное и объемно - планировочное решение, степени огнестойкости деревянных конструкций покрытия пола на пути эвакуации из зального (актового) помещения.

Согласно п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20 туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.

Вопреки требованиям п. 2.4.11 Правил в туалетных комнатах на 2, 3 и 4 этажах образовательной организации установлены чаши «Генуя», которые не являются современным санитарно-техническим оборудованием, и их установка не предусмотрена требованиями санитарных правил, на данное оборудование не могут быть установлены сиденья.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что электропроводка здания школы находится в неудовлетворительном состоянии: имеются места окисления контактов, что служит причиной периодического замыкания в местах соединения, силовые щиты местами повреждены, крышки на них не закрываются, не некоторых силовых щитах отсутствуют рычаги отключения.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципах обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также содействия развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка спортивный зал находится в аварийном состоянии и требует проведение капитального ремонта, подвальное помещение под спортивным залом отсутствует, в связи с этим износ полового покрытия составляет 80 %, разрушена стяжка между плитами перекрытия, многочисленные потеки, следы грибкового поражения на стенах и потолке. Отопительная система -регистры, многочисленные следы потеков и ржавчины на трубопроводе, прогнившие деревянные блоки. Туалетные и душевые комнаты не оборудованы унитазами, раковинами и душевыми. Электропроводка и светильники подлежат замене, в связи с износом и частым намоканием.

Приказом директор МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка от 01.02.2022 № 156/1-А в связи с аварийным состоянием спортивного зала, ограничен доступ учеников школы в помещения, занятие по физической культуре не проводятся.

16.08.2020 года, 31.01.2022 года, 24.03.2022 года комиссионным обследованием, установлен факт аварийного состояния спортивного зала школы.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства длительный период времени необходимые ремонтные, восстановительные работы на объекте образования не проводятся.

В связи с чем создается опасная аварийная ситуация на объекте, что может повлечь нарушение прав несовершеннолетних на безопасное пребывание в здании образовательного учреждения.

По факту нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой Хасанского района неоднократно директору МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка, администрации Хасанского муниципального района вносились представления об устранении нарушений требований законодательства, также требования об устранении указанных нарушений вносились в адрес директора образовательного учреждения контролирующими органами: Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю, ОНД и ПР по Хасанскому району ГУ МЧС России по Приморскому краю, при этом процесс их устранения необоснованно затянут. Подобная ситуация является недопустимой и способствует невыполнению годами в образовательном учреждении мер направленных на создание благоприятных условий пребывания обучающихся и персонала учреждения в здании образовательной организации, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

На основании со ст. 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка данное образовательное учреждение является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Хасанский муниципальный район Приморского края». Имущество, переданное учредителем, закреплено за МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка на праве оперативного управления. При осуществлении права оперативного управления имуществом образовательная организация обязана в том числе: осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (п. 4.6 Устава).

При этом администрация Хасанского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на финансирование образовательных учреждений.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства создается опасная аварийная ситуация на объекте МКОУ СОШ №1 пгт.Славянка, что может повлечь нарушение прав несовершеннолетних на безопасное пребывание в здании образовательного учреждения.

Осуществление образовательной деятельности с нарушением установленных законодательством требований и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, а поскольку надлежащие меры к устранению этих нарушений ответчиками не приняты, то имеются основания для возложения на них соответствующих обязанностей в судебном порядке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Хасанского района в полном объеме, и возложении на административных ответчиков указанных в административном исковом заявлении обязанностей.

Доводы представителя администрации Хасанского муниципального района о включении в проект бюджета муниципального района расходов на проведение ремонтных работ в бюджет 2023 года суд не принимает во внимание, поскольку отсутствие запланированного финансирования не может являться основанием для неисполнения требований, установленных законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Хасанского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Славянка» Хасанского муниципального района о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать МКОУ СОШ № 1 пгт. Славянка в течение 6 месяцев со дня осуществления финансирования:

- организовать проведения реконструкции помещений, используемыхдля приготовления пищи (столовой) с целью обеспеченияпоследовательности (поточности) технологических процессов, разделяющие встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (цех готовой продукции оборудовать после цеха сырой продукции;

- организовать проведение ремонта с заменой кафельной плитки стен ипола во всех производственных цехах пищеблока;

- организовать проведение ремонта пола на пути к эвакуации актовогозала, с применением основных строительных конструкций с пределамиогнестойкости и классами пожарной опасности;

- организовать проведение капитального ремонта в туалетных комнатахдля мальчиков и девочек, расположенных на 2, 3 и 4 этажах здания школы, сзаменой кафельной плитки стен и пола, заменой санитарно-техническогооборудования (установкой унитазов, дополнительной умывальной раковине в каждой туалетной комнате), заменой труб системы водоснабжения иканализации, оборудовать туалетными кабинками с дверьми, приборами нагрева холодной воды);

- организовать проведение ремонта по замене электропроводки здания вобъеме: произвести диагностику электропроводки, замену электропроводки исиловых щитов; кабеля (в кабинете информатики), установки дополнительных розеток.

- организовать проведение капитального ремонта спортивного залашколы в объеме следующих работ: сплошная смена пола и его основания,покраска (побелка) внутренней отделки верхней части стен, потолка.

Обязать Администрацию Хасанского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий в МБОУ СОШ № 1 пгт. Славянка по:

- организации проведения реконструкции помещений, используемыхдля приготовления пищи (столовой) с целью обеспечения последовательности (поточности) технологических процессов, разделяющие встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (цех готовой продукции оборудовать после цеха сырой продукции;

- организации проведения ремонта с заменой кафельной плитки стен ипола во всех производственных цехах пищеблока;

- организации проведения ремонта пола на пути к эвакуации актового зала, с применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности;

- организации проведения капитального ремонта в туалетных комнатахдля мальчиков и девочек, расположенных на 2, 3 и 4 этажах здания школы, сзаменой кафельной плитки стен и пола, заменой санитарно-техническогооборудования (установкой унитазов, дополнительной умывальной раковине в каждой туалетной комнате), заменой труб системы водоснабжения и канализации, оборудовать туалетными кабинками с дверьми, приборами нагрева холодной воды);

- организации проведения ремонта по замене электропроводки здания вобъеме: произведения диагностики электропроводки, замены электропроводки и силовых щитов; кабеля (в кабинете информатики), установки дополнительных розеток.

- организации проведение капитального ремонта спортивного залашколы в объеме следующих работ: сплошная смена пола и его основания,покраска (побелка) внутренней отделки верхней части стен, потолка.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Судья