Дело № 2а-5882/18 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 декабря 2018 года <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Новожиловой И.Н., при секретаре Федотовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» о признании незаконным решения, приказа, возложении обязанности, у с т а н о в и л а: административный истец ФИО5 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 12 марта 2018 года он заключил с Минобороны РФ в лице начальника факультета военного обучения при федеральной государственной образовательной организации высшего образования «Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)» договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса на факультете военного обучения (военной кафедре) при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Дальневосточный федеральный университет». В рамках договора, Минобороны РФ организует обучение административного истца по программе военной подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности «Боевое применение инженерно-саперных (инженерных) соединений, воинских частей и подразделений» (ВУС 101000), а ФИО5 проходит непрерывное обучение по этой программе, выполняет требования, установленные уставом образовательной организации, правилами внутреннего распорядка обучающихся, а также правилами внутреннего распорядка факультета военного обучения. Учебным планом программы военной подготовки офицеров запаса по ВУС 101000 предусмотрен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну в военной области, что обязывает всех обучающихся, в том числе и ФИО5 по данной военно-учетной специальности оформить допуск к государственной тайне по третьей форме - допуск к секретным сведениям С целью получения допуска к секретным сведениям, административный истец передал необходимый пакет документов кадровому подразделению факультета военного обучения (военной кафедры) при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» для рассмотрения. По результатам рассмотрения документов ФИО5, ФГФОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» в лице заместителя проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ ФИО9 приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО5 в открытии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по причине постоянного проживания его отца, матери и родного брата в <адрес>. Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ№ данный документ является основанием для расторжения договора по пункту б) части 1 раздела IV договора (пп. е) п. 43 Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) - по инициативе Минобороны РФ в случае невозможности продолжения обучения гражданина по программе военной подготовки на факультете военного обучения по независящим от Министерства причинам, что нарушает право административного истца на образование, а именно на прохождение обучения по программе военной подготовки офицеров запаса по ВУС 101000. С целью исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ№ административным ответчиком был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ об отстранении студентов от занятий на Факультете военного обучения, которым студенты, в том числе ФИО5, были отстранены с ДД.ММ.ГГГГ от занятий на факультете военного обучения по программам военной подготовки офицеров запаса с расторжением договоров по пункту б) части 1 раздела IV договора Из системного толкования абзаца 1 и 4 статьи 22 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а также абзаца 1 пункта 12 и подпункта «в» пункта 12 Инструкции следует, что основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства. Считает, что приведенная выше норма права имеет альтернативную диспозицию (факт постоянного проживания гражданина, оформляющего допуск к государственной тайне и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства может как являться основаниям для отказа такому гражданину в допуске к государственной тайне, так и не являться). Ссылается на то, что Конституционный Суд РФ отмечал, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года - без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений. Административным ответчиком не учитывались и в решении от 19.10.2018 № 12-25/204 не отражались ни степень секретности составляющих государственную тайну сведений, к которым административным истцом запрашивается допуск, ни сложившиеся кыргызско - российские отношения в военной области. Проверочные мероприятия в отношении близких родственников административного истца, проживающих за границей, также не проводились. Административный ответчик на момент принятия решения не мог сделать какие-либо выводы о том, представляет ли проживание близких родственников ФИО5 в <адрес> угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты сведений, составляющих государственную тайну или нет, что говорит о необоснованности принятого им решения. Административный истец подавал пакет документов на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме - секретные сведения, которые по смыслу действующего законодательства РФ имеют наименьшую степень секретности. Согласно пункту 9 Инструкции допуск граждан к государственной тайне по третьей форме по общему правилу оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Учитывая, что ФИО5 желал получить допуск к государственной тайне по третьей форме с целью прохождения обучения по программе военной подготовки офицеров запаса по ВУС 101000, то после получения им соответствующего допуска, ему была бы раскрыта часть сведений, составляющей государственную тайну в военной области, а значит следуют принимать во внимание существующие в настоящее время кыргызско-российские отношения в военной области. Между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан в военной области заключены: договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписанный в городе Москва ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что территория обоих сторон входит в общее военно-стратегическое пространство, ими осуществляется согласованная военно-техническая политика, а каждая из Сторон предоставляет право использования военных объектов на своей территории (статья 3); договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области, подписанный в городе Москва ДД.ММ.ГГГГ; соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики, подписанное в городе Бишкек ДД.ММ.ГГГГ, которое регулирует вопросы, связанные с формированием объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики. Близкие родственники ФИО5, проживающие в <адрес> не судимы, в совершении экстремистских и террористических действиях, а также действиях, оправленных против государственной власти Российской Федерации или Республики Кыргызстан не замечены. Кроме того оспариваемое административным истцом решение было подписано заместителем проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ ФИО9, что противоречит абзацу 7 статьи 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне», из положений которого вытекает, что решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается исключительно руководителем учреждения. Просил признать незаконным решение Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» об отказе ФИО5 в открытии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну от ДД.ММ.ГГГГ№; признать незаконным приказ Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» об отстранении студентов от занятий на Факультете военного обучения от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, касающейся ФИО5; обязать Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» принять решение о допуске ФИО5 к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме; обратить принятое судом решение к немедленному исполнению. Административный истец ФИО5 и его ФИО1ФИО13, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. ФИО1 административного ответчика ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила в суд письменный отзыв. ФИО1 по <адрес>ФИО8, действующий на основании доверенности, полагал, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, представил письменные возражения. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст. ст. 218, 360 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) в порядке административного судопроизводства является издание ими такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы организации; созданы препятствия к осуществлению организацией её прав и свобод; на организацию незаконно возложена какая-либо обязанность или она незаконно привлечена к ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют следующие сведения в военной области: о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения. Статья 22 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года N 5485-1 содержит основания для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, в числе которых указано такое основание как постоянное проживание его близких родственников за границей (п. п "в"). Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Аналогичные основания для прекращения гражданину допуска к государственной тайне предусмотрены п. п. 12, 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 63. Как следует из материалов дела, административный истец ФИО5 зачислен в ДВФУ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ на 1-й курс в магистратуру по направлению Минобрнауки ФИО1 на места в пределах квоты на образование иностранных граждан. Параллельно с обучением на 1-м курсе, административным истцом ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ДВФУ на обучение по программе военной подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности «Боевое применение инженерно - (инженерных) соединений воинских частей и подразделений», являющейся дополнительной образовательной программой, реализуемой по желанию административного истца. Согласно п.4 Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152, военная подготовка гражданина осуществляется в процессе его обучения в образовательной организации по основной образовательной программе в добровольном порядке. Реализация программы военной подготовки предусматривает оформление допуска граждан Российской Федерации к государственной тайне, ввиду того, что при обучении студентов допускают к сведениям, составляющим государственную тайну. Секретные сведения отражены в Перечне сведений, содержащих государственную тайну, утвержденном Министром высшего образования и науки РФ (и другими руководителями органов государственной власти, наделенными в соответствии с распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 года № 151-рп, полномочиями относить сведения к государственной тайне). Перечень сведений Минобрнауки ФИО1 имеет гриф «секретно». Пункт 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 63, предусматривает, что в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне: первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Студентам, обучающимся на факультете военного обучения, оформляется третья формы допуска граждан к государственной тайне. В соответствии с п. 19 Инструкции на предприятиях, в организациях и учреждениях допуск лиц к государственной тайне осуществляется на основе Номенклатуры должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, которая согласовывается с органами безопасности и утверждается руководителем организации. Данная Номенклатура должностей разработана и действует в ФГАОУ ВО «ДВФУ», в ней учтен контингент студентов, которые должны проходить обучение на факультете военного обучения. В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63, допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В ходе рассмотрения поступивших документов на гражданина Российской Федерации ФИО14 Р.А., работниками отдела защиты государственной тайны ДВФУ было установлено, что в п. 15 его анкеты (форма 4) им было указано, что его ближайшие родственники (отец - ФИО2, мать - ФИО3, брат - ФИО4) проживают за границей - в Кыргызской Республике. Административный истец не отрицает, что постоянное место проживания близких родственников является иностранное государство. Согласно подпункту «в» пункта 12 Инструкции № основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей. На основании требований указанных положений Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, ректором было принято решение об отказе ФИО5 в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, что завизировано на анкете ФИО5 В соответствии с п. 4.28 Устава ДВФУ ректор университета имеет право делегировать осуществление отдельных полномочий проректорам и другим работникам университета. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомил ФИО5 о принятом ректором решении в части допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Также на основании принятого ректором решения об отказе в допуске к государственной тайне административному истцу, согласно п.3 Приложению № к приказу о полномочиях ректора и иных должностных лиц руководящего состава» от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с полномочиями, переданными ректором проректору по учебной и воспитательной работе ФИО10, ФИО11 был подписан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ об отстранении студентов от занятий на факультете военного обучения. При таких обстоятельствах, учитывая наличие у административного истца близких родственников, проживающих за границей, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком принято законное и обоснование решение об отказе ФИО5 в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Ссылка административного истца на наличие дружественных отношений с Кыргызской Республики, не является основанием для допуска гражданина к государственной тайне, чьи родственники проживают в данном иностранном государстве. Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого о гражданина. Лишение лица права доступа к таким сведениям - при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, - не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина. В силу п. 1 ст. 9, ст. 11 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований административного иска в части признания незаконным решение ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» об отказе ФИО5 в открытии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну от ДД.ММ.ГГГГ№. Поскольку требования о признании незаконным приказа ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» об отстранении студентов от занятий на Факультете военного обучения от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, касающейся ФИО5 и возложении обязанности ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» принять решение о допуске ФИО5 к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме, обращении принятого судом решение к немедленному исполнению вытекают из основного требования о признании незаконным решение ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» от ДД.ММ.ГГГГ№, они также не подлежать удовлетворению. Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, р е ш и л: административное исковое заявление ФИО5 к ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» о признании незаконным решения, приказа, возложении обязанности оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья И.Н. Новожилова |