РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2019 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Шульгиной А.В., с участием представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-588/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 к Службе государственного строительного надзора ..., Областному государственному унитарному предприятию «Областной центр технической инвентаризации – Областное БТИ» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился с административным иском к Службе государственного строительного надзора ..., ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ», указав, что в производстве Арбитражного суда ... находится административное дело № № по иску индивидуального предпринимателя ФИО7 к администрации Ангарского городского округа о признании права собственности на нежилое здание – нежилое здание похоронного бюро и морга, состоящее из двух надземных и одного подземного этажей, общей площадью 2019,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., ..., смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500. К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Служба государственного строительного надзора .... ** Службой государственного строительного надзора направлен в Арбитражный суд иркутской области акт осмотра б/н от ** по данному делу. В котором указаны имеющиеся нарушения требований строительных норм и правил при строительстве спорного объекта недвижимости.
Считает, что представленный административным ответчиком отзыв и акт осмотра б/н от ** составлен с грубейшими нарушениями положений Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исправление в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию технической ошибки»; Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента государственного надзора ... по исполнению государственной услуги «Осуществление регионального государственного строительного надзора»; Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на строительство, продление или отказ в продлении срока действия разрешения на строительство, выдача дубликата разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, исправление в разрешении на строительство технической ошибки. В нарушение указанных нормативных актов, требований ст.55 Градостроительного кодекса РФ ответчиком не проводилась проверка по объекту капитального строительства, не был составлен акт проверки и не выдано предписание об устранении нарушений.
В Ангарском городском суде находится гражданское дело № по иску ФИО2 к ФИО7 о сносе объекта самовольного строительства – нежилого здания по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500. Служба государственного строительного надзора привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. Служба в материалы дела также представила акт осмотра б/н от **, в котором перечислены многочисленные нарушения строительных, противопожарных норм и правил. Определением суда от ** были приняты меры по обеспечению иска в отношении объекта недвижимого имущества. ** ФИО7 представила судье Ангарского городского суда отчет об устранении нарушений, указанных в акте Службы государственного строительного надзора ... от **, к которому приложен ряд документов. в том числе технический паспорт на нежилое здание похоронного бюро, расположенное по адресу ..., квартал 251, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500. Считает выдачу технического паспорта ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» незаконной. Технический паспорт выдан на нежилое помещение площадью 2020,0 кв.м., в то время как ранее технический паспорт был выдан на нежилое здание СТО с гаражными боксами общей площадью 2027,9 кв.м. Каким образом произошла трансформация здания непонятно. Неясно, каким образом произошли строительство и реконструкция без экспертно-проектной документации и результатов инженерных изысканий, без государственной экологической экспертизы проектной документации. Неясно, каким образом произошло уменьшение площади объекта. Территориальный отдел по ... и ... - подразделение ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» актуализировали – внести сведения и зарегистрировали надлежащим образом технический паспорт при наличии обеспечительных мер в виде запрета совершать действия по государственному кадастровому учету сведений в отношении данного объекта капитального строительства, принятых в соответствии с определением Ангарского городского суда от **.
Просит признать незаконными действия, связанные с проведением ** осмотра здания, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500, о признании незаконными действий, связанные с выдачей акта осмотра здания б/н от **, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500; возложить обязанность устранить допущенные нарушения – провести проверку и выдать нормативный документ в отношении самовольной постройки индивидуального предпринимателя ФИО7, расположенной по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 на основании Градостроительного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановления Правительства РФ от **№ «О государственном строительном надзоре в РФ», Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исправление в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию технической ошибки», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по выполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на строительство, продление или отказ в продлении срока действия разрешения на строительство, выдача дубликата разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, исправление в разрешении на строительство технической ошибки».
Просит признать незаконными действия ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» от **, выразившиеся в государственном кадастровом учете сведений (выдаче технического паспорта) в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489); возложить обязанность аннулировать технические и качественные показатели объекта капитального строительства (Технический паспорт), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489) из Государственного кадастрового учета.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
От представителя административного истца ФИО8 поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого было отказано.
Представитель административного ответчика Службы государственного строительного надзора ...ФИО4 в судебном заседании административный иск ФИО2 не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых указал, что административное исковое заявление не соответствует требованиям, изложенным в статье 62 КАС РФ, истцом не представлены доказательства нарушенных прав и свобод. В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе, утвержденного Постановлением ...№-пп от **, статье 54 Градостроительного кодекса РФ, Служба вправе осуществлять мероприятия по государственному строительному надзору только в отношении объектов капитального строительства, находящихся на стадии строительств реконструкции. Указанный административным истцом Объект в настоящее время окончен строительством и эксплуатируется ИП ФИО7 В Службу не поступало извещений о начале строительства указанного объекта соответственно, при его строительстве (реконструкции) Службой государственный строительный надзор не осуществлялся.
Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительств Российской Федерации № от **, государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Основания для проведения внеплановых проверок предусмотрены пунктом 2 части 2 статьи 10 Федеральное закона № 294-ФЗ от ** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственное контроля (надзора) и муниципального контроля». Такие основания для проведения проверки в настоящее время отсутствуют.
В Арбитражном суде ... рассматривается дело № А19-19704/2017 по исковому заявлению ИП ФИО7 к администрации Ангарского городского округа о признании права собственности на указанный в административном иске объект. Служба государственного строительного надзора ..., ФИО2 привлечены к участию в данном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования. ** Арбитражный суд ... определил Службе произвести осмотр Объекта на предмет наличия/отсутствия нарушений строительных, пожарных норм и правил. Проведенный сотрудниками Службы осмотр Объекта был осуществлен на основании определения Арбитражного суда ... от ** в рамках рассмотрения дела № А19-19704/2017 в соответствии с положениями части 1 статьи 16, статей 184-187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В результате проведения указанного осмотра Службой выявлены нарушения строительных, пожарных норм и правил, допущенных при реконструкции Объекта, которые были отражены в акте осмотра от **. Данному доказательству Арбитражным судом ... наравне с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, будет дана соответствующая правовая оценка при вынесении решения по делу. В случае несогласия с выводами Службы, отраженными в акте осмотра от **, в соответствии с положениями статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФИО2 О.А. имеет право предоставить в Арбитражный суд ... свои возражения, замечания в рамках рассмотрения дела № А19-19704/2017.
Просит в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
От представителя административного ответчика исполняющего обязанности директора ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» ФИО5, поступили письменные возражения на административный иск ФИО2, в которых указано, что ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ не является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества. В соответствии с действующим законодательством, органом, уполномоченным на осуществление на территории ... деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории ..., является филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ....
Государственный технический учет объектов капитального строительства осуществлялся до ** посредством проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства. При этом по результатам проведенной технической инвентаризации объекта недвижимости в обязательном порядке выдавался технический паспорт, который до ** являлся документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (п.7 положения постановлений Правительства Российской Федерации от ** N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»). С ** в отношении объектов недвижимости стал осуществляться государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от ** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С ** проведение технической инвентаризации и составление технических паспортов объектов капитального строительства не является обязательным для целей государственного кадастрового учета.
В настоящее время проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляется на добровольной основе с целью составления технического паспорта и отображения в нем количественного и качественного состава, технического состояния, уровня благоустройства, стоимости объектов капитального строительства и изменении этих показателей (ч. 4, 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ** N 1301). Технический паспорт это документ, выдаваемый Бюро технической инвентаризации и являющийся частью технической документации на объект недвижимости (п.3.15 Свода правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ** N 590/пр). ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» оказывает услуги населению и юридическим лицам по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости и составлению технических паспортов в соответствии с законодательством Российской Федерации, ... и п.2.2 Устава ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ».
Требование административного истца об аннулировании технических и качественных характеристик объекта недвижимости является неисполнимым и не основано на нормах права.
Просит в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила письменные возражения на иск ФИО2, в которых указала, что административный истец не представил доказательств того, что его права, свободы и законные интересы нарушены или возникла реальная угроза их нарушения в результате совершения Службой действий, связанных с проведением ** осмотра объекта недвижимости, указанного в иске, а также в результате совершения БТИ действий, выразившихся в выдаче технического паспорта. Таким образом, административный истец не доказал, что является лицом заинтересованным в предъявлении настоящего административного иска. Требования, предъявленные ФИО2 к Службе и БТИ, являются неконкретизированными, неисполнимыми и необоснованными, административный истец не уточняет, в чем выразились действия, которые он просит признать незаконными. Административные регламенты службы государственного строительного надзора, на нарушения которых указывает административный истец, не подлежат применения к спорным правоотношениям, поскольку регулируют иные процедуры при проведении государственного строительного надзора, не относящиеся к предмету судебного разбирательства.
Определением Арбитражного суда ... от 28.09.2018г. Служба привлечена в качестве третьего лица к участию в деле А19-19704/2017 по иску ФИО7 к администрации АГО о признании права собственности на самовольною постройку. Указанным определением суд предложил Службе провести осмотр объекта капитального строительства и составить акт осмотра объекта капитального строительства.
Право производить визуальные осмотры и составлять акты визуального осмотра строящихся, реконструируемых объектов капитальною строительства в целях выявления нарушений законодательства о градостроительной деятельности принадлежит Службе для решения любых возложенных на нее задач и для реализации любых возложенных на нее функций (пп.5 п.9 Положения о службе государственного строительного надзора ..., утв. постановлением ... от ** N 595-пп).
Указанное право Службы не ограничено исключительно рамками Административного регламента службы государственного строительного надзора ... по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора», утв. приказом Службы государственного строительного надзора ... от ** N 020-спр.
Во исполнение определения Арбитражного суда ...** Служба осуществила осмотр нежилого здании похоронного бюро и составила акт осмотра б/н от 15.10.2018г. При проведении осмотра здания похоронного бюро и при составлении акта осмотра Служба действовала в соответствии с конкретным поручением Арбитражного суда ... и в рамках имеющихся у нее полномочий.
На территории ... полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» не уполномочено на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от ** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с ** проведение технической инвентаризации и составление технических паспортов объектов капитального строительства не является обязательным для целей государственного кадастрового учета.
С ** государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ** N 218-Ф"З «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч.1 ст.З. ч.1 ст. 28 указанного Федерального закона от ** N 218-ФЗ).
Просит в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска ФИО2, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях ФИО7
Представитель заинтересованного лица Ангарская городская общественная организация «Антикоррупционный комитет» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, административного ответчика и представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно пункту 1 Положения о Службе государственного строительного надзора ..., утвержденного постановлением ...№-пп от **, Служба является исполнительным органом государственной власти ..., осуществляющим функции по региональному государственному строительному надзору, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, контролю за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от **, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от **, Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно пункту 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установлено, что в производстве Арбитражного суда ... находится дело № А19-19704/2017 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО7 к администрации Ангарского городского округа о признании права собственности нежилое здание похоронного бюро, состоящее из двух надземных и одного подземного этажей, общей площадью 2019,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545, находящееся смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500.
Определением Арбитражного суда ... от ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО2
Определением Арбитражного суда ... от ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Служба государственного строительного надзора ....
Указанным определением Службе государственного строительного надзора ... предложено произвести осмотр спорного объекта недвижимого имущества, соответствующий акт осмотра представить в суд.
На основании определения Арбитражного суда ... от ** в рамках рассмотрения дела № А19-19704/2017 сотрудниками Службы государственного строительного надзора ... был осуществлен осмотр спорного объекта недвижимого имущества – здания, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500.
По результатам осмотра составлен акт осмотра б/н от **, в котором отражены выявленные нарушения строительных, пожарных норм и правил, допущенных при реконструкции указанного объекта недвижимого имущества. Указанный акт представлен в материалы дела в Арбитражный суд ....
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
В силу статьи 187 Арбитражного процессуального кодекса РФ определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено настоящим Кодексом или арбитражным судом.
Таким образом, проведенный сотрудниками Службы государственного строительного надзора ... осмотр объекта недвижимого имущества был осуществлен на основании определения Арбитражного суда ... от ** в рамках рассмотрения дела № А19-19704/2017 в соответствии с положениями части 1 статьи 16, статей 184-187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вынесенное Арбитражным судом ... определение, которым Службе государственного строительного надзора ... поручено провести осмотр спорного объекта недвижимого имущества являлось обязательным для исполнения административным ответчиком, неисполнение которого могло повлечь наступление ответственности, предусмотренной Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконными действий Службы государственного строительного надзора ..., связанных с проведением ** осмотра здания, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500, признания незаконными действий Службы государственного строительного надзора ..., связанных с выдачей акта осмотра здания б/н от **, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500.
Указанный акт осмотра здания от ** подлежит оценке арбитражным судом при рассмотрении дела наряду с другими представленными по делу доказательствами в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Относительного указанного документа могут быть предъявлены возражения лицами, являющимися участниками судебного разбирательства в Арбитражном суде ..., в рамках рассмотрения дела по иску ФИО7
Также суд учитывает, что в соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора, статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, Служба государственного строительного надзора ... осуществляет мероприятия по государственному строительному надзору только в отношении объекта капитального строительства, находящихся на стадии строительств реконструкции. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начат работ до даты выдачи заключения о соответствии построенное реконструированного объекта капитального строительства требования технических регламентов (норм и правил).
В Службу государственного строительного надзора ... не поступало извещений о начале строительства указанного в административном иске объекта недвижимости, соответственно, при его строительстве (реконструкции) Службой государственный строительный надзор не осуществлялся.
Осмотр здания и составление акта произведены Службой государственного строительного надзора ... не в рамках осуществления строительного надзора, а по поручению Арбитражного суда ... в рамках рассмотрения гражданского дела. В связи с чем основания для проведения проверки в отношении объекта недвижимости, указанного административным истцом отсутствовали.
Не установлены основания для проведения проверки спорного объекта недвижимости и в настоящее время.
Основания для проведения проверки органом государственного строительного надзора предусмотрены частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, основания для проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя перечислены в пункте 2 части 2 статьи 10 Федеральное закона № 294-ФЗ от ** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственное контроля (надзора) и муниципального контроля».
Такие основания административным истцом не указаны и при рассмотрении дела судом не установлены. Определение арбитражного суда, которым участнику судопроизводства поручено провести осмотр объекта недвижимости, являющегося предметом спора, основанием для проведения проверки с последующим составлением акта проверки и принятием мер устранению допущенных нарушений не является.
Право производить визуальные осмотры и составлять акты визуального осмотра строящихся, реконструируемых объектов капитальною строительства в целях выявления нарушений законодательства о градостроительной деятельности принадлежит Службе для решения любых возложенных на нее задач и для реализации любых возложенных на нее функций (пп.5 п.9 Положения о службе государственного строительного надзора ..., утв. постановлением ... от ** N 595-пп).
При проведении осмотра здания похоронного бюро и при составлении акта осмотра Служба действовала в соответствии с конкретным поручением Арбитражного суда ... и в рамках имеющихся у нее полномочий.
Необоснованной является ссылка административного истца на невыполнение Службой государственного строительного надзора ... требований Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исправление в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию технической ошибки», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по выполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на строительство, продление или отказ в продлении срока действия разрешения на строительство, выдача дубликата разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, исправление в разрешении на строительство технической ошибки», поскольку административным ответчиком не выполнялись административные процедуры, предусмотренные указанными нормативными актами.
Административным истцом в административном иске не указано, в чем заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями Службы государственного строительного надзора ..., не представлено доказательств, подтверждающих такие нарушения.
С учетом изложенного, суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца ФИО2 к Службе государственного строительного надзора ... о возложении обязанности устранить допущенные нарушения – провести проверку и выдать нормативный документ в отношении самовольной постройки индивидуального предпринимателя ФИО7, расположенной по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 на основании Градостроительного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановления Правительства РФ от **№ «О государственном строительном надзоре в РФ», Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исправление в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию технической ошибки», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по выполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на строительство, продление или отказ в продлении срока действия разрешения на строительство, выдача дубликата разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, исправление в разрешении на строительство технической ошибки».
Рассмотрев требования ФИО2 к ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» о признании незаконными действий от **, выразившихся в государственном кадастровом учете сведений (выдаче технического паспорта) в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489); о возложении обязанности аннулировать технические и качественные показатели объекта капитального строительства (Технический паспорт), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489) из Государственного кадастрового учета, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что ** ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» территориальным отделом по ... и ... выдан технический паспорт на нежилое здание – здание похоронного бюро, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500. В указанном документе содержатся технические характеристики и параметры объекта недвижимости по состоянию на **.
Согласно п.3.15 Свода правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ** N 590/пр, технический паспорт - это документ, выдаваемый Бюро технической инвентаризации и являющийся частью технической документации на объект недвижимости.
В соответствии с п.2.1 Устава ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ», предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в товарах и услугах, а также для получения прибыли.
Виды деятельности, которые осуществляет ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава перечислены в п.2.2 Устава, согласно которому ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» оказывает услуги населению и юридическим лицам по проведению технической инвентаризации и учету объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, ....
С ** в отношении объектов недвижимости стал осуществляться государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от ** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с указанным Федеральным законом с ** проведение технической инвентаризации и составление технических паспортов объектов капитального строительства не является обязательным для целей государственного кадастрового учета.
С ** государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ** N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч.1 ст.3, ч.1 ст. 28 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от ** N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ** N 457, государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Органом, уполномоченным на осуществление на территории ... деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ....
Таким образом, ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ», его обособленное подразделение - территориальный отдел по ... и ..., не осуществляют государственный кадастровый учет недвижимого имущества и не осуществляло государственный кадастровый учет объекта недвижимости, указанного в техническом паспорте от **.
Постановление Правительства Российской Федерации от ** N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Постановление Правительства Российской Федерации от ** N 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», предусматривавшие проведение государственного технического учет объектов капитального строительства посредством проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства, по результатам которой в обязательном порядке выдавался технический паспорт, который до ** являлся документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утратили силу с ** в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ** N 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».
С ** проведение технической инвентаризации и составление технических паспортов объектов капитального строительства не является обязательным для целей государственного кадастрового учета.
В настоящее время проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляется на добровольной основе с целью составления технического паспорта и отображения в нем количественного и качественного состава, технического состояния, уровня благоустройства, стоимости объектов капитального строительства и изменении этих показателей.
При выдаче технического паспорта на объект капитального строительства по адресу ... 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500, ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» не совершало действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
Действия административного ответчика ОГУП «ОЦТИ «Областное БТИ» по выдаче технического паспорта на объект недвижимого имущества не противоречат требованиям действующего законодательства, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО2 к ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» о признании незаконными действий от **, выразившихся в государственном кадастровом учете сведений (выдаче технического паспорта) в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489); о возложении обязанности аннулировать технические и качественные показатели объекта капитального строительства (Технический паспорт), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489) из Государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Службе государственного строительного надзора ... о признании незаконными действий, связанных с проведением ** осмотра здания, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500, о признании незаконными действий, связанных с выдачей акта осмотра здания б/н от **, расположенного по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения – провести проверку и выдать нормативный документ в отношении самовольной постройки индивидуального предпринимателя ФИО7, расположенной по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 на основании Градостроительного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановления Правительства РФ от **№ «О государственном строительном надзоре в РФ», Приказа №-спр от ** «Об утверждении Административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выдача дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, исправление в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию технической ошибки», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по выполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора», Приказа №-спр от ** «Об утверждении административного регламента службы государственного строительного надзора ... по предоставлению государственной услуги «Выдача или отказ в выдаче разрешения на строительство, продление или отказ в продлении срока действия разрешения на строительство, выдача дубликата разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство, исправление в разрешении на строительство технической ошибки» отказать.
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Областному государственному унитарному предприятию «Областной центр технической инвентаризации – Областное БТИ» о признании незаконными действий от **, выразившихся в государственном кадастровом учете сведений (выдаче технического паспорта) в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с территорией ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489); о возложении обязанности аннулировать технические и качественные показатели объекта капитального строительства (Технический паспорт), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040302:545 по адресу: смежно на юго-западе с земельным участком, расположенным по адресу ..., 251 квартал, смежно с северо-западной стороны с ГСМ-500 (кадастровый номер объекта 38:26:040302:489) из Государственного кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.
Судья: С.С. Тройнина