РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2020 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Исаковской Э.Л.,
при секретаре Чугуновой И.С.,
с участием административного представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административного дело №RS0028-01-2020-000456-95 (производство №2а-588/20) по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации ипотеки,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась с административным иском в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации ипотеки, мотивируя свои требования тем, что между ней и ФИО4 были заключены договор беспроцентного займа и договор залога от ДД.ММ.ГГГГ. Последний договор был сдан на государственную регистрацию ипотеки ФИО3 совместно с ФИО4 Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подал заявление ответчику № о прекращении регистрации ипотеки на основании договора ипотеки в рамках дела № № от ДД.ММ.ГГГГ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на основании указанного заявления ФИО4 направил заявителю уведомление о приостановке государственной регистрации в рамках дела № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено заявителем только ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик мотивировал приостановление регистрации тем, что в соответствие с пунктом 41 части 1 ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявителем не представлено также как и ФИО4 заявление о прекращении регистрации. В дальнейшем ответчик вынес решение об отказе и направил заявителю уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации ипотеки на основании того, что от заявителя не поступило заявление о прекращении регистрации ипотеки. Истица полагает, что приостановление и отказ в государственной регистрации ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку в соответствии с договором займа ФИО5 получил денежные средства в размере 960 000 руб. Данные денежные средства были переданы заявителем ФИО5 в полном объеме, что подтверждается соответствующей распиской. Подавая заявление о прекращении регистрации ипотеки ФИО5 действовал недобросовестно, пытался уклониться от исполнения договоров займа и залога от ДД.ММ.ГГГГ и государственной регистрации залога. Ответчик, принимая решение о приостановке уведомил заявителя о том, что если не будут устранены причины приостановки, то в регистрации залога (ипотеке) будет отказано (абзац 6 уведомления о приостановке регистрации). Так же ответчик указывал в уведомлении о том, что заявитель имеет право подать заявление о прекращении регистрации в соответствие со ст. 31 ФЗ «О регистрации недвижимости (абзац 4 уведомления). Считает, что нарушены права заявителя как займодавца, поскольку обязательства ФИО4 по возврату займа не будут обеспечены залогом, что повлечет для заявителя повышенные риски возврата займа, вопреки достигнутым договоренностям между ФИО4 и истицей. С учетом изложенного, просил признать решение об отказе в государственной регистрации (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ответчика провести государственную регистрацию ипотеки в рамках дела № на основании договора залога от ДД.ММ.ГГГГ, беспроцентного займа от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО3
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержится в ст. 26 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Совместное заявление о государственной регистрации ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ№ подано в многофункциональный центр сторонами договора залога имущества от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (залогодатель) и ФИО3 (залогодержатель). 09.01.2020 поступило заявление от залогодателя ФИО4 № о прекращении регистрации ипотеки. В соответствии с ч. 2 ст. 31 закона заявление о прекращении государственной регистрации прав на основании договора и о возврате документов без осуществления государственной регистрации прав должно быть представлено всеми сторонами договора либо нотариусом в случае, если заявление о государственной регистрации прав представлено нотариусом. Государственная регистрация была приостановлена на основании п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ ввиду отсутствия заявления о прекращении государственной регистрации прав от всех лиц, представивших заявление для осуществления государственной регистрации прав, в данном случае, от залогодержателя ФИО3 Заявление о прекращении государственной регистрации права от ФИО3 в орган регистрации прав в течение срока приостановления регистрации не поступало. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 339.1 Гражданского кодекса РФ залог подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации в случае, если в соответствии с законом права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, подлежат государственной регистрации (ст. 8.1 ГК РФ). В силу положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от залогодателя ФИО4 № о прекращении регистрации ипотеки, т.е. об отзыве заявления и документов, поданных на регистрацию ипотеки. В связи с вышеизложенным и в отсутствие единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации ипотеки, выразившегося в том, что отозвавшая поданные на регистрацию документы сторона в течение месяца не обратилась вновь в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации, внести в ЕГРН запись о регистрации залога (ипотеки) на в отношении квартиры не представлялось возможным. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ФИО6 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации).
В соответствии с п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона о регистрации в порядок осуществления государственной регистрации прав входит проведение правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов и проверки законности сделки на предмет установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза проводится на предмет: соответствия документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства; наличия у лица, выдавшего правоустанавливающий документ, полномочий распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; наличия в документе условий об ограничении прав, если лицо, составившее документ, имеет права, ограниченные определенными условиями; представления правообладателем заявления и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о регистрации сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; наличия документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; отсутствия причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности, предусмотренных п. 1.2 ст. 20, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 Закона о регистрации.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренные статьей 17 Закона о регистрации, должны носить бесспорный характер и исключать пороки, являющиеся основаниями для отказа в государственной регистрации, изложенными в статье 20 Закона о регистрации. В противном случае, такие основания могут быть признаны и подтверждены в судебном порядке, с использованием, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты прав и законных интересов.
В соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора.
Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации).
В силу положений ч. 3 ст. 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется по заявлению:
- правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
- сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
- иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержится в статье 26 Закона о регистрации.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 обратились в Управление через МФЦ с заявлением о государственной регистрации ипотеки № на основании договора залога имущества от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, квартира, назначение: жилое, общая площадь <данные изъяты> кв. м, этаж <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление ФИО4 (залогодателя) № о прекращении государственной регистрации ипотеки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№, однако, в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона № 218-ФЗ, заявление о прекращении государственной регистрации права от ФИО3 (залогодержателя) не поступило, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация ипотеки была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ по решению регистратора ФИО6 в соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в п. 41 ч. 1 ст.26 Закона о регистрации, приостанавливается на срок не более чем один месяц.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Управление через МФЦ с заявлением о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ с просьбой приостановить регистрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с судебным разбирательством.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО6 принято решение об отказе в приостановлении регистрации ипотеки на основании заявления ФИО3 о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ по основаниям, указанным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с п. 5 ст. 30 Закона о регистрации в связи с тем, что приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки не допускается.
ФИО3 уведомлена, что по истечение срока, указанного в уведомлении о приостановлении, и не устранением причин, препятствующих регистрации будет отказано в регистрации ипотеки.
В соответствии со ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации, и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, государственным регистратором Управления ФИО6 принято обоснованное решение об отказе в государственной регистрации ипотеки на основании договора залога имущества от ДД.ММ.ГГГГ в отношении квартиры по основаниям, указанным в уведомлении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Доводы административного истца о том, что, подавая заявление о прекращении регистрации ипотеки ФИО5 действовал недобросовестно, пытался уклониться от исполнения договоров займа и залога от ДД.ММ.ГГГГ и государственной регистрации залога, в данном случае не могут влиять на разрешение указанного спора, поскольку в силу положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от залогодателя ФИО4 № о прекращении регистрации ипотеки, то есть об отзыве заявления и документов, поданных на регистрацию ипотеки.
Согласно ч. 1 ст. 31, п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в том случае, если заявление о прекращении государственной регистрации подано только одной стороной сделки, и другая сторона в течение срока приостановления в соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации не представила заявление о прекращении государственной регистрации, то соответственно отсутствуют основания как для прекращения государственной регистрации в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о регистрации, так и для государственной регистрации ипотеки в силу положений ст.ст. 26, 27 указанного закона.
В связи с вышеизложенным и в отсутствие единства волеизъявления сторон договора, направленного на осуществление государственной регистрации ипотеки, выразившегося в том, что отозвавшая поданные на регистрацию документы сторона в течение месяца не обратилась вновь в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации, государственным регистратором обоснованно было отказано во внесении в ЕГРН записи о регистрации залога (ипотеки) в отношении квартиры.
Анализируя вышеуказанные нормы ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области - уполномоченным органом, осуществляющим функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, было вынесено законное и обоснованное решение об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации ипотеки на основании договора залога имущества от 26.12.2019г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, квартиры, назначение: жилое, общая площадь <данные изъяты> кв. м, этаж <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
С учетом изложенного, исковые требования ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации ипотеки, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. 175 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации ипотеки, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: