ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-588/20 от 18.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-588/2020 по заявлению Еремеева Г. Н. об оспаривании решения Губернатора Самарской области и бездействия главы администрации Губернатора Самарской области,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-588/2020 по заявлению Еремеева Г. Н. об оспаривании решения Губернатора Самарской области и бездействия главы администрации Губернатора Самарской области,

установил:

Еремеев Г.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Губернатора Самарской области и бездействия главы администрации Губернатора Самарской области. В обоснование заявления указывает, что 12.04.2019 г. Губернатор Самарской области издал распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области. 1.08.2019 г. был проведён заключительный этап конкурса – собеседование с кандидатами на должность министра культуры. Комиссия после проведения 3 этапа конкурса выбрала 6 кандидатов, но не стала их рекомендовать Губернатору. 15.10.2019 г. Губернатор Самарской области, не определив победителя, издал постановление о назначении на должность министра культуры Илларионова Б.А., который не принимал участие в конкурсных процедурах. Согласно п.5 распоряжения Губернатора Самарской области от 12.04.2019 г. №183-р «О проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области» контроль за организацией и проведением открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области возложен на Администрацию Губернатора Самарской области. В процессе проведения конкурса были допущены нарушения, которые не были своевременно исправлены Администрацией Губернатора Самарской области, а кандидатам созданы препятствия по полноценному участию в конкурсе, а именно на третий тур незаконно не были допущены он и Котикова Д.В., ему неоднократно давались необоснованные и незаконные ответы за подписью главы департамента кадровой политики Свидетель №1, созданы существенные препятствия участникам конкурса, рабочей группой не были разработаны методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, предложения конкурсантов не были размещены на портале «Кадросфера», комиссией не был опубликован рейтинговый список кандидатов, секретарём комиссии были изготовлены сфальсифицированные протоколы от 31.07.2019 г., от 1.08.2019 г., итоги конкурса не были подведены, конкурс не завершён, победитель не определён, конкурс не признан несостоявшимся, издано постановление от 15.10.2019 г. о назначении министра культуры вопреки распоряжению от 12.04.2019 г. Просит признать не соответствующим закону Постановление Губернатора Самарской области от 15.10.2019 г. о назначении министром культуры Самарской области Илларионова Б.А., обязать Губернатора Самарской области определить победителя конкурса, признать его несостоявшимся, признать не соответствующим закону бездействие главы Администрации Губернатора Самарской области, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в работе комиссии.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчиков Губернатора Самарской области по доверенности от 31.12.2019 г. №1-49/800, Администрации Губернатора Самарской области по доверенности от 4.02.2020 г. №АГ-8/36 Солодовников А.А. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 52-63).

Заинтересованное лицо Илларионов Б.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела признаётся извещённым применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, отзыва на иск не представил.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе разбирательства дела, распоряжением Губернатора Самарской области от 12.04.2019 г. №183-р (л.д. 70-71) был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – должности министра культуры Самарской области. Тем же распоряжением были утверждены положение по проведению конкурса (л.д. 72-82) и состав конкурсной комиссии (л.д. 83-86).

Истец принимал участие в указанном конкурсе, что сторонами не оспаривается.

На итоговом заседании 1.08.2019 г. конкурсной комиссией было принято решение не рекомендовать никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность министра культуры Самарской области (л.д. 109-118).

Распоряжением Губернатора Самарской области от 15.10.2019 г. №177 (л.д. 35) на должность министра культуры Самарской области был назначен Илларионов Б.А.

Истец полагает, что данное распоряжение нарушает его законные интересы как участника конкурса, который не был завершён.

Согласно п.3 ст.1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» должность министра Самарской области является государственной должностью Самарской области.

Согласно п.2 ст.1 того же закона лицо наделяется полномочиями, избирается или назначается на государственную должность Самарской области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом Самарской области и иными законами Самарской области.

В силу пп.5 п.1 ст.2 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области входят в состав Правительства Самарской области.

Согласно п.5 ст.67 Устава Самарской области и п.1 ст.3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области формирует Губернатор Самарской области.

В соответствии с п.4 ст.3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области.

Какой-либо специальной процедуры отбора кандидатов на должности министров Самарской области и их назначения закон не предусматривает.

В связи с этим выбор лица для назначения на государственную должность министра культуры Самарской области осуществляется Губернатором Самарской области по своему усмотрению, коль скоро иное законом не установлено. Конкурсные процедуры не являются обязательным этапом отбора кандидатов на эту должность.

Следовательно, Губернатор Самарской области имел право назначить на должность министра культуры Самарской области любое лицо, не ограниченное в силу закона или судебного акта в праве на занятие государственной должности субъекта РФ.

При этом Губернатор Самарской области во всех случаях не был связан результатами конкурса, поскольку, как уже было указано, конкурсная процедура в соответствии с законом не является обязательной при отборе кандидатов. Губернатор Самарской области был вправе отказаться от проведения уже объявленного конкурса, назначить на должность министра культуры Самарской области лицо, не участвовавшее в конкурсе, или лицо, участвовавшее в конкурсе, но не рекомендованное конкурсной комиссией к назначению. Результаты конкурса носят рекомендательный характер и не связывают Губернатора Самарской области в кадровом усмотрении.

Таким образом, оспариваемое заявителем решение Губернатора Самарской области, во-первых, соответствует закону, а во-вторых, никак не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, поскольку участие последнего в объявленном конкурсе не порождало у него никаких прав и преимуществ относительно назначения на должность министра культуры Самарской области.

Несогласие заявителя с кадровым решением Губернатора Самарской области правового значения не имеет.

Кроме того, доводы заявителя о противоречии решения Губернатора Самарской области итогам конкурса неосновательны в принципе. Хотя Губернатор Самарской области, как уже было указано, и не связан результатами конкурса, принятое им кадровое решение полностью согласуется с решением конкурсной комиссии. Последняя не нашла возможным рекомендовать Губернатору Самарской области для назначения на вакантную государственную должность ни одного из лиц, принявших участие в конкурсе. Губернатор Самарской области согласился с решением конкурсной комиссии и назначил на эту должность иное лицо, в конкурсе не участвовавшее.

Не имеется оснований и для удовлетворения второго требования заявителя – требования об оспаривании бездействия главы Администрации Губернатора Самарской области, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в работе конкурсной комиссии. Полномочия названного должностного лица определены п.4.5 Положения об Администрации Губернатора Самарской области, утверждённого постановлением Губернатора Самарской области от 21.06.2012 г. №90, в соответствии с которым Руководитель А. Г.:

организует деятельность Администрации Губернатора;

без доверенности представляет Администрацию Губернатора в отношениях с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора и Правительства проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к предметам ведения Администрации Губернатора;

выдаёт доверенности;

подписывает приказы и распоряжения Администрации Губернатора;

издаёт по предметам своего ведения распоряжения и дает поручения по вопросам деятельности Администрации Губернатора;

согласовывает проекты постановлений и распоряжений Губернатора;

утверждает положения о структурных подразделениях Администрации Губернатора;

представляет структуру и предельную штатную численность Администрации Губернатора на утверждение Губернатору;

утверждает штатное расписание Администрации Губернатора в пределах утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда;

возлагает исполнение своих обязанностей на одного из заместителей на период временного отсутствия;

принимает решения о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Самарской области, назначении и освобождении от должности, заключении служебных контрактов и трудовых договоров, предоставлении отпусков, поощрении и применении мер дисциплинарного взыскания, присвоении классных чинов гражданским служащим Администрации Губернатора, решает иные кадровые вопросы в отношении государственных гражданских служащих и иных сотрудников Администрации Губернатора, осуществляет иные права и обязанности представителя нанимателя (работодателя) в отношении сотрудников Администрации Губернатора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Самарской области;

заключает договоры и соглашения от имени Администрации Губернатора;

организует обеспечение безопасных условий и охраны труда сотрудников Администрации Губернатора;

обеспечивает повышение квалификации сотрудников Администрации Губернатора в соответствии с действующим законодательством;

утверждает должностные регламенты сотрудников Администрации Губернатора;

осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти Самарской области в пределах предметов ведения Администрации Губернатора;

направляет поручения Губернатора руководителям органов исполнительной власти Самарской области для непосредственного исполнения;

возвращает проекты правовых актов, документы и материалы, представленные Губернатору органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями с нарушением установленных правил;

докладывает Губернатору о проектах постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства, внесенных на рассмотрение Губернатора и Правительства в установленном порядке;

обеспечивает подготовку предложений для Губернатора по основополагающим вопросам проведения государственной политики в Самарской области;

разрабатывает предложения по разрешению проблемных общественно-политических ситуаций в Самарской области;

обеспечивает участие сотрудников органов исполнительной власти Самарской области по согласованию с их руководителями, а также научных организаций, творческих коллективов и отдельных экспертов в разработке решений проблемных вопросов;

координирует работу по подготовке текущих и перспективных планов работы Губернатора;

запрашивает в установленном порядке необходимую информацию от органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан;

осуществляет приём граждан по вопросам, находящимся в ведении Администрации Губернатора;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области и по поручению Губернатора.

Заявитель указывает, что в соответствии с п.5 распоряжения Губернатора Самарской области от 12.04.2019 г. №183-р на Администрацию Губернатора Самарской области были возложены контроль за организацией и проведением открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области.

Однако контроль как управленческая функция не подразумевает вмешательства в работу конкурсной комиссии, а равно возможности отмены Администрацией Губернатора Самарской области принятых комиссией решений.

Заявитель указывает, что конкурсной комиссией был допущен ряд нарушений, как-то:

- на третий тур незаконно не были допущены он и Котикова Д.В.,

- ему неоднократно давались необоснованные и незаконные ответы за подписью главы департамента кадровой политики Свидетель №1,

- были созданы существенные препятствия участникам конкурса,

- рабочей группой не были разработаны методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов,

- предложения конкурсантов не были размещены на портале «Кадросфера»,

- комиссией не был опубликован рейтинговый список кандидатов,

- секретарём комиссии были изготовлены сфальсифицированные протоколы от 31.07.2019 г., от 1.08.2019 г.,

- итоги конкурса не были подведены, конкурс не завершён, победитель не определён, конкурс не признан несостоявшимся.

Однако ни одно из перечисленных действий и решений конкурсной комиссии не было признано незаконным в судебном порядке. Утверждение заявителя о нарушениях в работе конкурсной комиссии являются его частным мнением, не подтверждённым судебными актами. Как следует из отзыва руководителя Администрации Губернатора Самарской области, он с мнением заявителя не согласен и нарушений в работе конкурсной комиссии не усматривает. Доказательств обращения заявителя в Администрацию Губернатора Самарской области с жалобами на решения и действия конкурсной комиссии не имеется.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о неправомерном бездействии руководителя Администрации Губернатора Самарской области, нарушающем права, свободы и законные интересы заявителя как участника конкурса.

Кроме того, доводы заявителя, излагавшиеся им в ходе разбирательства дела, были фактически направлены не на оценку поведения руководителя Администрации Губернатора Самарской области, а на оценку решений и действий конкурсной комиссии, т.е. лежали за пределами определённого самим заявителем в административном исковом заявлении предмета судебного разбирательства. Оценки решениям и действиям конкурсной комиссии в настоящем деле суд не даёт, поскольку таковые заявителем не оспариваются.

В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление в порядке гл.22 КАС РФ может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обстоятельства, на которые заявитель указывает как на нарушения в работе конкурсной комиссии, имели место в процессе её работы, завершившейся 1.08.2019 г. с подведением итогов конкурса. Следовательно, меры реагирования на потенциальные нарушения должны были быть приняты Администрацией Губернатора Самарской области до указанной даты включительно (исправление нарушений в проведении конкурса после подведения его итогов невозможно). Следовательно, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия руководителя Администрации Губернатора Самарской области истёк для истца 1.11.2019 г. Заявление подано 17.01.2020 г., т.е. с пропуском указанного срока.

Срок на обращение в суд не является сроком исковой давности, вопрос о применении последствий его пропуска подлежит исследованию судом вне зависимости от наличия соответствующего заявления ответчика.

В соответствии с п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На наличие обстоятельств, препятствовавших обращению в суд ранее 17.01.2020 г., иных уважительных причин пропуска срока заявитель не ссылался. Ожидание разрешения судом дела по заявлению Котиковой Д.В. об оспаривании решения конкурсной комиссии от 1.08.2019 г. к таким обстоятельствам не относится, более того, указанное дело до настоящего времени судом не разрешено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2020 г.

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь