ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-588/2021 от 14.10.2021 Сулейман-стальского районного суда (Республика Дагестан)

№ 2а-588/2021

УИД: 05RS0039-01-2020-000870-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года с. Касумкент

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Довлетханова А.Ф.,

при помощнике судьи Кюребековой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее – Межрайонная ИФНС России по РД) к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 182 254 руб. и пени в сумме 931,02 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по РД обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 182 254 руб. и пени в сумме 931,02 руб., ссылаясь на то, что за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>, состоящим на налоговом учете в МРИ ФНС России по РД зарегистрировано имущество - здания, строения, сооружения, расположенные в поселке городского типа Манас, <адрес> Республики Дагестан, т.е. административный ответчик является плательщиком налога на имущество, обязанность уплаты которой не исполнена. Налоговой инспекцией административному ответчику был начислен данный налог и направлено единое налоговое уведомление, которое в нарушение налогового законодательства административным ответчиком не исполнено, в связи с чем ему направлено требование об уплате налога и указанная в требовании задолженность по налогу по настоящее время ответчиком не уплачена. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате в установленные законом порядке и сроки инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество, который отменен, в связи с представлением ФИО1 возражений.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России по РД и административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом, извещенные о месте и времени рассмотрения данного дела в судебные заседания не явились, о причинах неявки не сообщили и ходатайства об отложении разбирательства дела не заявили.

Административный ответчик ФИО1 направил возражения по административному иску, в которых просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, а также требование от ДД.ММ.ГГГГ о наличии задолженности по налогу на имущество за 2018 г. в размере 182 254 руб. и пени в размере 931,02 руб. в фактический адрес его регистрации, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права, а именно в <адрес> РД, не направлялись. Кроме того, административным истцом при расчете налоговой базы для начисления суммы налога применена завышенная стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером 05:09:000004:2298 в размере 9 112 715 руб., вместо 4 788 786,35 руб.

Представителем административного истца – Межрайонной ИФНС России по РД направлен отзыв на возражения административного ответчика, в котором он просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав также на необоснованность возражений административного ответчика и их не соответствие налоговому законодательству, в том числе по применению при расчете налога стоимости объекта налогообложения в размере 4 478786,35 руб., которая будет актуальна и применяться с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно статье 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 1 части 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги. В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, что предусмотрено пунктом 1 статьи 45 НК РФ.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В соответствии с частью 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения налогов на физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 403 НК РФ (в редакции на период возникновения налоговых обязательств по настоящему делу) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрены органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, которые обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества (пункт 1 статьи 402 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что следует из пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399, 356 НК РФ обязанность по уплате налога на имущество и транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как установлено судом, административный ответчик ФИО1 является собственником объекта недвижимости – 2-х этажного корпуса для отдыха, с кадастровым номером 05:09:000004:2298, площадью 414 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, птг. Манас.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность граждан Российской Федерации зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В силу пункта 2.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Так, пунктом 5 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику - физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговые требования и уведомления направлялись по известному налоговому органу адресу регистрации ФИО1Согласно идентификационным данным, имеющимся у налогового органа, административный ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, СНИЛС-176-291-077 88, документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии <...>, выданным ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по РД в <адрес>, зарегистрирован по адресу: 368764, <адрес> (л.д.23).Согласно представленному административным истцом расчету за ФИО1 имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 182 254,00 рублей, в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о необходимости уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ N 82830, оно направлено ФИО1 с указанием необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 182 254,00 рублей и пени в размере 931,02 рублей за 2018 год. Факт направления требования административному ответчику подтверждается реестром отправки заказных писем, исследованного судом (л.д. 15, 37). При этом суд исходит из правил, установленных пунктом 4 статьи 31 НК РФ, согласно которым в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, а также статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Тот факт, что административный ответчик зарегистрирован по другому адресу, в связи с чем корреспонденцию не получал, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведений об изменении своего места жительства ФИО1, являющийся налогоплательщиком, не сообщал. Более того, материалами дела установлено, что направленные административному ответчику по адресу <адрес> судебные извещения возвращены в суд с указанием того, что ответчик не проживает там. С учетом чего, доводы возражений административного ответчика о том, что административным истцом не были направлены налоговые уведомления и требования за 2018 год по надлежащему адресу налогоплательщика, подлежат отклонению, поскольку в силу части 3 статьи 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а в силу пункта 2.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Кроме того, неполучение административным ответчиком налогового уведомления само по себе не свидетельствует о нарушении его прав, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения его от уплаты налога по причине неполучения налогового уведомления, с учетом того, что соответствующая информация о сумме налога и его исчислении до налогоплательщика была доведена в рамках приказного производства, однако и после отмены судебного приказа на основании поданных им возражений, обязанность по их уплате им не была исполнена. Более того, административный ответчик, являясь собственником недвижимого имущества, несет обязанность по уплате налога, исполнение этой обязанности не связано с получением налогового уведомления, плательщик налога не был лишен возможности самостоятельно рассчитать размер налога, подлежащего уплате либо обратиться за расчетом в налоговый орган. Само наличие такой обязанности вытекает из требований налогового законодательства, незнание которого не освобождает его от исполнения закона. Доказательств исполнения обязанности по уплате налога на имущество за спорный налоговый период материалы дела не содержат. Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № <адрес> РД вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 182 254,00 руб. и пени в размере 931,02 руб., который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании возражений должника. Административный иск о взыскании задолженности по налогам и пени с ФИО1 поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока, после отмены судебного приказа. Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2018 год, срок обращения в суд и у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате указанного налога, которую он добровольно не исполнил.Таким образом, административный ответчик, являясь собственником объекта недвижимого имущества отнесенного в силу закона к объекту налогообложения, при проявлении им достаточной степени заботливости и осмотрительности, должен был предпринять необходимые меры к исполнению возложенной на него Конституцией Российской Федерации обязанности. Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки (статья 399 НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85, пункт 2 статьи 408 НК РФ), т.е. применительно к рассматриваемому спору органами Росреестра, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН.Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. В силу положений статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 05:09:000004:2298 является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков и объектов капитального строительства на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 500, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:09:000004:2298 в налоговом периоде 2018 года, что не оспаривается сторонами, составляла - 9 112 715 рублей.

Из выписок из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> на основании запроса суда усматривается, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 05:09:000004:2298 составляет 4 788 786,35 руб., дата применения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание приведенные выше нормы законов, довод административного ответчика о том, что административным истцом при расчете налоговой базы для начисления суммы налога применена завышенная стоимость объекта налогообложения с кадастровым номером 05:09:000004:2298 в размере 9 112 715 руб., вместо 4 788 786,35 руб., суд находит несостоятельным, поскольку изменения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ и применение измененной кадастровой стоимости 4 788 786,35 руб. подлежит с ДД.ММ.ГГГГ

Расчет суммы задолженности, представленный истцом, основан на требованиях налогового законодательства, у суда сомнений не вызывает, поскольку расчет налогового органа содержит сведения о налоговом периоде 2018 года, о начисленном налоге за налоговый период (182 254 руб.) исходя из кадастровой стоимости в 2018 году с указанием такой стоимости в рублях (9 112 715 руб.), о налоговой ставке (2,0), а также о нормативно-правовых актах, которыми руководствовался налоговый орган (9112715*2/100*12/12), в том числе расчет начисленной пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Поскольку требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налога по данному объекту отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных инспекцией требований и взыскании недоимку по налогу и пени в заявленном размере.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ с ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета размере 4 864 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по РД к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 182 254 руб. и пени в сумме 931,02 руб. - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 182 254 (сто восемьдесят две тысячи двести пятьдесят четыре) рублей и пеню в размере 931,02 (девятьсот тридцать один) рублей 02 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 864 (четыре тысячи восемьсот шестьдесят четыре) рубля.

Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.Ф. Довлетханов