УИД 39RS0011-01-2022-000854-52
Ад. дело № 2а-588\2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 мая 2022 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сайбель В.В.
при секретаре Кислицыной Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Левицкой Ирины Анатольевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области о признании незаконным и не действующим распоряжения
установил:
Истица Левицкая И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области о признании незаконным и недействующим распоряжения от 29 марта 2022 года.
В обосновании своих требований указала, что в соответствии с распоряжением Теруправления Росимущества в Калининградской области от 28.01.2021 за № 32-р « О предоставлении в аренду за плату Левицкой И.А. земельного участка с КН № общей площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>а» ей был предоставлен вышеуказанный земельный участок. На основании данного распоряжения между Теруправлением и Левицкой И.А. был заключен договор аренды земельного участка, который прошел государственную регистрацию. При этом площадь предоставленного истцу земельного участка соответствует фактической площади земельного участка, используемого для эксплуатации двухэтажного жилого дома, площадью 170,8 кв.м, здания гаража, котельной, и хозяйственных построек, а так же инженерного оборудования, необходимого для обслуживания жилого дома и строений- двух канализационных колодцев, столба для подачи электричества с электрощитом и электрическими кабелями. После обращения истца в суд с заявлением о признании незаконным отказа в согласовании межевого плана в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с КН № и возложении обязанности на ТУ Росимущества в Калининградской области по утверждению схемы расположения земельного участка, последнее предоставило суду распоряжение от 29 марта 2022 года № 123-р « О внесении изменений в распоряжение от 28.01.2021 за № 32-Р « О предоставлении в аренду за плату Левицкой И.А. земельного участка с КН №, находящегося в собственности РФ» и дополнительное соглашение от 01.04.2022 к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ от 298.01.2021 № ФС-2021/01-4. Считая данное распоряжение незаконным, нарушающим ее права, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании административный истец Левицкая И.И. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, поскольку перед предоставлением земельного участка ответчик проверил площадь участка, согласовал эту площадь с Москвой, после чего заключил договор аренды. Исправляя оспариваемым распоряжением техническую ошибку ответчик, тем не менее, не представил доказательств соблюдения процедуры по исправлению ошибки, при этом ухудшил ее положение по фактическому пользованию земельным участком, на котором кроме жилого дома, расположены хозпостройки, инженерные сети.
Представитель истца Жевнерова Г.М., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Калининградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, возражений на иск не представили.
Выслушав истца, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Полномочиями по управлению государственным имуществом в Калининградской области наделено Территориальное управление Росимущества.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса), отнесены к землям, изъятым из оборота.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Теруправления Росимущества в Калининградской области от 28.01.2021 за № 32-р Левицкой И.А., как собственнику индивидуального жилого дома, площадью 170.8 кв.м с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, а так же на основании государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с КН № площадью 600 кв.м, в соответствии со ст. ст. 6, 9, 17, 22, 39.6, 39.8, 39.20, 65 ЗК РФ был предоставлен в аренду земельный участок с КН №, площадью 1200 кв.м расположенный в <адрес>, с разрешенным использованием- под усадьбу, для объектов жилой застройки.
В этот же день между Теруправлением и Левицкой И.А. был заключен договор № ФС-2021/01-4 аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ, согласно которого Левицкой И.А. был передан в аренду земельный участок с КН № площадью 1200 кв.м, расположенный в пос. <адрес>, со сроком действия до 27.01.2070.
Договор аренды был зарегистрирован в ЕГРН.
С целью определения границ земельного участка с КН №7, площадью 1200 кв.м, истица обратилась в Теруправление Росимущества в Калининградской области с межевым планом.
Ответом от 12.11.2021 Теруправление отказало в согласовании межевого плана, указав, что на кадастровом учете земельный участок с КН № имеет площадь 600 кв.м, границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и согласованию не подлежат.
Не согласившись с таким ответом ответчика, Левицкая И.А. обратилась в суд.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 20.04.2022 заявленные Левицкой И.А. требования были удовлетворены в части, а именно был признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 12.11.2021 № 39-АК-04/6824 в согласовании межевого плана по уточнению границ земельного участка с КН № на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Левицкой И.А. о согласовании межевого плана по уточнению границ земельного участка с КН № от 20.09.2021.
Решение суда в законную силу не вступило.
В процессе рассмотрения спора, Теруправление Росимущества в Калининградской области представило распоряжение от 29 марта 2022 за № 123-р « О внесении изменений в распоряжение Теруправления Федерального агентства по управлению госимуществом в Калининградской области от 28.01.2021 за № 32-р «О предоставлении в аренду за плату Левицкой И.А. земельного участка с КН № и дополнительное соглашение от 01.04.2022, в котором заменило площадь земельного участка с 1200 кв.м. на 600 кв.м.
Не согласившись с таким распоряжением ответчика Левицкая И.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Левицкая И.А. наделена правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных истцом требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Согласно п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Как уже указано выше, в Распоряжении ТУ Росимущества в Калининградской области за № 32-р от 28.01.2021 в качестве основания предоставления земельного участка с КН № указано на государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок с КН № площадью 600 кв.м, и государственную регистрацию права собственности Левицкой И.А. на жилой дом, площадью 170,8 кв.м с КН №
Согласно п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если в результате уточнения сведений о площади земельного участка такая площадь будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из материалов дела, площадь земельного участка с КН № в ЕГРН указана как 600 кв.м, на дату вынесения распоряжения от 28.01.2021 в Зеленоградском городском округе не были приняты Правила землепользования и застройки, которыми были установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков в границах НП «Куршская коса», следовательно, земельный участок с КН № при межевании мог быть увеличен только на 10% от площади, т.е. на 60 кв.м.
Однако при принятии ответчиком распоряжения о предоставлении Левицкой И.А. земельного участка с КН № в январе 2021 года его границы не уточнялись, следовательно, площадь участка до 1200 кв.м увеличена быть не могла, и поскольку право на земельный участок было зарегистрировано только на 600 кв.м., указание в распоряжении и договоре аренды площади в 1200 кв.м. являлось явно ошибочным.
При этом, Теруправление Росимущества в Калининградской области в рамках предоставленных в силу закона полномочий вправе исправлять допущенные в принятых распоряжениях и заключенных на их основаниях договорах аренды земельных участков путем заключения дополнительных соглашений технических ошибках, в том числе и в отношении земельного участка с КН № с исправлением площади земельного участка на 600 кв.м, как она зарегистрирована за Российской Федерацией.
При этом доводы истца о том, что такое исправление ошибки нарушает ее права, суд обоснованными не находит.
Как следует из представленного истцом в материалы дела технического паспорта по состоянию на 05.08.2003, на домовладение <адрес>, площадь земельного участка под обслуживание жилого дома по документам составляет 600 кв.м, по фактическому землепользованию – 683 кв.м, из них застроенной 182 кв.м. и незастроенной 501 кв.м.
В территорию домовладения входит кроме двухэтажного жилого дома, гараж-котельная, и ограждение.
Никаких доказательств, что предоставленной площади в 600 кв.м. земельного участка недостаточно для обслуживания жилого дома, истцом в материалы дела не представлено.
Линии электропередач, и канализационные колодцы могут располагаться и за границами предоставленных земельных участков.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, что она обращалась в Теруправление Росимущества в Калининградской области с заявлением об увеличении площади земельного участка, и такое решение по ее обращению ответчиком было принято.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое истом распоряжение принято в пределах предоставленных ответчику полномочий и прав истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Левицкой Ириной Анатольевной к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области требований о признании незаконным и недействующим распоряжения от 29 марта 2022 года за № 123-р- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2022.
Судья подпись Сайбель В.В.
Копия верна:
Судья Зеленоградского районного суда
Калининградской области: Сайбель В.В.