Дело№2а-828/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Лиманской В.А.,
при секретаре Марченко А.Г.
08 февраля 2019 года в г. Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Булычева Ю.М. к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления,-
установил:
Булычев Ю.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в обоснование требований, что он является собственником квартиры <адрес> общей площадью 52,5 кв.м. Кроме того, ему принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 58,4 кв.м. на 1 этаже по <адрес>, смежное с указанной квартирой. В целях увеличения пощади нежилого помещения путем его объединения с квартирой истец обращался в администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, на что постановлением от "."..г.№... ему было отказано со ссылкой не необходимость получения разрешения на условно-разрешенный вид использования.
Во исполнение указанного постановления, "."..г. Булычев Ю.М. обратился в администрацию городского округа-город Волжский с заявлением о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования смежной квартиры под магазин, с соответствующим комплектом документов, в том числе с предусмотренным подп. 5 п. 2 ст. 23 ЖК РФ проектом перепланировки жилого помещения под магазин путем объединения смежных помещений в порядке ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, выполненным ГБУ ВО «Волгоградоблтехинвентаризация».
Постановлением администрации от "."..г.№... принято решение о проведении с "."..г. по "."..г. общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования нежилого помещения по <адрес> общей площадью 52,5 кв.м. под магазин.
Согласно заключению о результатах общественных обсуждений от "."..г., основанного на протоколе общественных обсуждений от "."..г. граждане, участвовавшие в общественных обсуждениях, предложили предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения общей площадью 52,5 кв.м., расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>- под магазин.
Постановлением администрации от "."..г.№... Булычеву Ю.М. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения общей площадью 52,5 кв.м., расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>, под магазин в связи с тем, что не представлен расчет необходимого количества машино-мест для объекта торгового назначения.
Считает, что постановление администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... нарушает его права, как собственника, поскольку предусмотренный проектом вид работ предусматривает объединение двух нежилых помещений в одно, ему искусственно создано препятствие к осуществлению им права в законном порядке произвести перепланировку принадлежащих ему помещений и завершить процедуру перевода помещения из жилого в нежилое в соответствии со ст. 23 ЖК РФ.
Кроме того, указывает на то, что административным ответчиком в ходе проведения общественных обсуждений были нарушены нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующего порядок проведения общественных обсуждений. Указанный срок организатором общественных обсуждений нарушен: заявление было подано "."..г., постановление о проведении общественных обсуждений датировано "."..г., информация на сайте администрации размещена для всеобщего ознакомления "."..г., уведомление в его адрес о проведении общественных обсуждений датировано "."..г., заключение о результатах общественных слушаний датировано "."..г., Постановление администрации об отказе в предоставлении разрешения датировано "."..г..
Также необоснованным считает требование о предоставлении расчета на машино-места, поскольку при первоначальном отказе такого основания не заявлялось. Мнение общественных обсуждений было проигнорировано.
Просит суд признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения общей площадью 52,5 кв.м., расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>, под магазин в связи с тем, что не представлен расчет необходимого количества машино-мест для объекта торгового назначения; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения: вынести постановление о предоставлении Булычеву Ю.М. разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения общей площадью 52,5 кв.м., расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>, под магазин.
Административный истец Булычев Ю.М., будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Согласно заявления, имеющегося в материалах дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Сандырева Д.В.
Представитель административного истца Сандырев Д.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указав на то, что реконструкция жилого помещения проектом не предусмотрена, проект предусматривает объединение двух нежилых помещений в одно путем организации дверного проема между ними, для чего необходимо демонтировать гипсолитовые перегородки между помещениями №... и №.... Считает, что административным ответчиком создано препятствие Булычеву Ю.М. к осуществлению ими права в законном порядке произвести перепланировку принадлежащих ему помещений и завершить процедуру перевода помещения из жилого в нежилое в соответствии со ст. 23 ЖК РФ, поскольку вопрос о расчете необходимого количества машино-мест для объекта торгового назначения у администрации не возник ни при переводе предыдущим собственником квартиры №... в нежилое помещение, которое в последствии было приобретено Булычевым Ю.М., уже как готовое нежилое помещение с отдельным входом, ни при первоначальном отказе ему в переводе квартиры №... в нежилое помещение.
Представитель административного ответчика администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, являющаяся также представителем заинтересованного лица управления архитектуры и градостроительства, Султанова О.Н. административный иск не признала, мотивируя тем, что действующим законодательством прямо установлено, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения является исключительной компетенцией органа местного самоуправления- в данном случае администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области. При этом закон не обязывает орган местного самоуправления безоговорочно согласиться с заключением общественных обсуждений и рекомендациями комиссии. Нарушение срока принятия решения об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства не повлекло за собой существенного нарушения прав и законных интересов заявителя. Просила отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствие со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством - статьями 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления на основании документов, предоставляемых собственником соответствующего помещения, перечень которых определен частью 2 данной статьи: заявления о переводе помещения; правоустанавливающих документов на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Статьей 6 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (ч. 1 п. 24).
В судебном заседании установлено, что Булычев Ю.М. является собственником квартиры <адрес>. Кроме того, ему принадлежит на праве собственности нежилое помещение <адрес> смежное с указанной квартирой, что подтверждается выписками из ЕГРН от "."..г..
"."..г. Булычев Ю.М. обратился в администрацию городского округа-город Волжский с заявлением о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования смежной квартиры под магазин, с соответствующим комплектом документов, в том числе с предусмотренным подп. 5 п. 2 ст. 23 ЖК РФ проектом перепланировки жилого помещения под магазин путем объединения смежных помещений в порядке ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, выполненным ГБУ ВО «Волгоградоблтехинвентаризация».
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30, статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Постановлением главы администрации городского округа-город Волжский от "."..г.№... назначено проведение общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования нежилого помещения, расположенного по <адрес> под магазин с "."..г. по "."..г., о чем сообщено Булычеву Ю.М. письмом от "."..г.№... от "."..г. информация о проведении публичных слушаний размещена на официальном интернет-сайте администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области и опубликовано в Волжском муниципальном вестнике №... от "."..г..
Общественные обсуждения по вышеуказанному вопросу состоялись "."..г., о чем был составлен протокол публичных слушаний, в протокол включены выступления, предложения и заявления участников, высказанные в ходе выступлений и поступившие в период проведения публичных слушаний и в установленный срок после их окончания.
Согласно протоколу проведения общественных обсуждений по указанному вопросу от "."..г., в обсуждениях принимали участие 16 жителей г. Волжского. Принимающие участие в общественных обсуждениях граждане города Волжского выразили согласие с изменением вида условно разрешенного использования объекта капитального строительства. По результатам общественных обсуждений принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения по <адрес>, под магазин, в связи с тем, что не представлен расчет необходимого количества машино-мест для объекта торгового назначения.
"."..г. комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа-город Волжский направила главе городского округа-город Волжский Волгоградской области рекомендацию об отказе Булычеву Ю.М. в предоставлении истребуемого им разрешения.
Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... в соответствии со ст. 16 Устава городского округа-город Волжский Волгоградской области, городским положением от "."..г.№...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа-город Волжский Волгоградской области», положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в городском округе-город Волжский Волгоградской области, решением Волжской городской Думы Волгоградской области от "."..г.№... решением Волжской городской Думы Волгоградской области от "."..г.№..., Булычеву Ю.М. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного нежилого помещения, расположенного по <адрес>- под магазин, постановление опубликовано в Волжском муниципальном вестнике №... от "."..г..
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из того, что оспариваемое постановление главой администрации принималось с учетом заключения о результатах общественных обсуждений по спорному вопросу, рекомендации комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа-город Волжский Волгоградской области.
Поскольку результаты общественных обсуждений и рекомендации по их результатам носят рекомендательный характер, а жильцы дома по <адрес><адрес>, чьи интересы разрешением на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства затрагиваются в большей степени, своего мнения по этому поводу не выразили, отказ администрации в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства является обоснованным и закону не противоречит.
Суд, учитывает, что Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Положения ст. 39 Градостроительного кодекса РФ регламентируют проведение общественных обсуждений по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направленные на обеспечение комплексного учета интересов населения.
В силу норм закона глава администрации не связан с позицией, изложенной в заключении по результатам общественных обсуждений и рекомендациях, результаты общественных обсуждений носят для органа местного самоуправления рекомендательный характер.
Основанием к отказу в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования нежилого помещения органом местного самоуправления указано на не предоставление Булычевым Ю.М. расчета необходимого количества машино-мест для объекта торгового назначения.
Городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 N 480-ВГД (принято постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 09.10.2009 N 68/4) в разделе 11.2.1 содержит указание на то, что расчет минимального количества машино-мест для индивидуального автотранспорта на территории земельных участков выполнять в соответствии с таблицей 2.
Пунктом 11.2.2. Городского положения установлено, что в случае совмещения на земельном участке двух и более видов использования минимальное количество машино-мест для индивидуального автотранспорта определяется на основе долей каждого из видов использования в общей площади земельного участка.
В силу п. 11.2.3. Городского положения, во всех территориальных зонах количество машино-мест, требуемое согласно Правилам, на одну расчетную единицу по видам использования для наземных стоянок должно быть обеспечено на территории земельного участка, в границах которого производится градостроительное изменение.
Согласно таблице 2, приведено количество машино-мест исходя из назначения здания, сооружения, в том числе, для магазинов-складов (мелкооптовой и розничной торговли, гипермаркеты), специализированных магазинов по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы, объектов торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной группы, то есть в отношении объектов торгового назначения.
Таким образом, суд признает обоснованным основание, послужившее отказом в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования нежилого помещения в постановлении администрации городского округа – город Волжский Волгоградский области от "."..г.№..., поскольку соответствующего расчета количества машино-мест для объекта торгового назначения истцом не представлено.
При этом суд не соглашается с доводами стороны истца о том, что отсутствие указанного расчета не предусмотрено административным регламентом в качестве основания к отказу.
Действовавшим на момент принятия оспариваемого решения Постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от "."..г.№... "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" устанавливался порядок предоставления муниципальной услуги, стандарт предоставления муниципальной услуги, который в данном случае нарушен не был.
Само же принятие решение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования регламентируется приведенными выше нормами градостроительного законодательства РФ и принятыми в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления нормативными правовыми актами.
В то же время суд, считает обоснованными и доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением сроков установленных п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и п. 7 Городского Положения.
Действительно, в силу ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Между тем, нарушение главой администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области срока принятии решения об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства не повлекло за собой существенного нарушения прав и законных интересов административного истца, ввиду чего не может являться основанием к удовлетворению административного иска.
Таким образом, поскольку отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования встроенного помещения соответствует действующему законодательству, регулирующему данные правоотношения, принят в пределах предоставленных главе администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном нормативными правовыми актами, нарушения прав и законных интересов истца установлено не было, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска о признании постановления администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от "."..г.№... незаконным и его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,-
Решил:
Булычева Ю.М. в удовлетворении административного иска к администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления №... от "."..г. об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: <...>
<...>
<...>