Дело №2А-58/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Новониколаевский 21 февраля 2018 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи - Федорченко Т.В.
при секретаре - Малаховой М.В.
с участием:
представителя административного истца Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - ФИО1
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - ФИО2
представителя заинтересованного лица Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав,
установил:
Администрация Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав в отношении автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости в отношении автомобильной дороги по <адрес>.
В ходе рассмотрения дела исковые требования административным истцом были уточнены, он просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости - автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований и уточнённых исковых требований административный истец указал, что на основании Закона Волгоградской области от 14.12.2006 года №1359-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальным образованием Новониколаевского муниципального района и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями» администрация Новониколаевского муниципального района передала, а администрация Новониколаевского городского поселения приняла имущество: грунтовая дорога, инвентарный №, расположенная по адресу: <адрес>, в соответствии с актом № приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, во исполнение поручения Губернатора Волгоградской области на №01-03/47182 от 27.12.2016 года по результатам проверки в сфере дорожной деятельности в Волгоградской области, проведённой аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации, направил в их адрес справку о результатах проверки в сфере дорожной деятельности в Волгоградской области, проведённой аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, в которой говорится, что показатель по наличию грунтовых дорог регионального и местного значения один из худших среди регионов Южного федерального округа. Их обустройство твёрдым покрытием осуществляется незначительными темпами, что создает угрозу нарушения транспортных коммуникаций сельских населённых пунктов и свидетельствует о ненадлежащей реализации на территории области Транспортной стратегии Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 года №1734-р в части развития в сельской местности автодорог с твёрдым покрытием, обеспечивающих населённые пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования. Администрация Новониколаевского городского поселения ведёт работы по постановке на кадастровый учет дорог местного значения в установленном законом порядке как с грунтовым, так и асфальтным покрытием, для учета и надлежащего содержания. Для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости: автомобильная дорога, №, расположенная по адресу: Россия, <адрес>, были поданы документы ДД.ММ.ГГГГ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел уведомил их о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на три месяца, начиная с 23.10.2017 года на основании п.19 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрации прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Дорога по <адрес> включает в себя следующие элементы: непосредственно дорога - являющаяся неоднородной по своему типу, участок грунтовой дороги - протяженностью 258 метров, участок дороги с переходным типом (железобетонные плиты) протяженностью 246 метров, обочина - полоса грунта, пролегающая по всей длине дороги, и отличающаяся от дороги типом покрытия, кювет - водоотводные каналы, расположенные по всей длине дороги. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета было обжаловано администрацией Новониколаевского городского поселения в административном порядке путём направления в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета от 23.11.2017 года №3104. Апелляционной комиссией на основании ч.9 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости в отношении автомобильной дороги считают неправомерным. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасного дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения. В соответствии с Положением о порядке формирования и использования муниципального дорожного фонда Новониколаевского городского поселения, утверждённого Решением №4-РС от 18 октября 2013 года «О создании муниципального дорожного фонда Новониколаевского городского поселения и утверждении Положения о порядке формирования и использования муниципального дорожного фонда Новониколаевского городского поселения», средства дорожного фонда имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с дорожной деятельностью. Поскольку на содержание указанной дороги выделяются средства из бюджета Новониколаевского городского поселения, необходимо оформить право собственности на неё, как объект недвижимости. В противном случае расходование бюджетных средств на содержание данной дороги является нецелевым. В связи с тем что стали известны новые обстоятельства по делу: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел получен отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, заявленные административным истцом исковые требования подлежат уточнению, а именно, признание незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав в отношении автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, подлежит замене.
Определением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 29 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области».
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области», извещался судом своевременно и надлежащим образом.
Суд, учитывая положения ст.150 КАС РФ, мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, так как в его отсутствие возможно выяснение всех обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала уточнённые исковые требования и пояснила, что считает, что Росреестр отказал им незаконно в регистрации прав по <адрес>. Автомобильная дорога грунтовая является недвижимым имуществом, неотъемлемо связаны между собой грунтовая дорога и железобетонные плиты, а также обочина, предназначенная для стоянки, для движения пешеходов, водоотводных каналов, которые служат для отвода талых и грунтовых вод. Считает, если какой-то из элементов убрать, то сама автомобильная дорога теряет своё назначение, в связи с этим, автомобильная дорога является недвижимым имуществом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ФИО2, действующий на основании доверенности, не согласился с исковыми требованиями и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в филиал по работе с заявителями Новониколаевского района Волгоградской области ГКУ ВО «МФЦ» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, обратилась администрация Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района (на основании технического плана и акта-приема передачи муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального Закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При проведении правовой экспертизы установлено, что объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлены заявления, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на который осуществляется в соответствии с Законом о регистрации, а именно, не обладает критериями недвижимого имущества, установленными ст.130 Гражданского кодекса РФ (автомобильная дорога с грунтовым покрытием не является объектом государственного кадастрового учета). Кроме того, замощение из щебня или гравия и других твёрдых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твёрдую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличии от зданий, строений и сооружений твёрдое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраивают путём россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землёй, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. Данные обстоятельства явились основаниями для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п.19 ч.1 ст.26 Закона о регистрации на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, до 22 января 2018 года, о чем заявителю было направлено соответствующие уведомление. В уведомлении о приостановлении государственным регистратором перечислены причины, препятствующие постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав. За указанный период приостановления заявителем подано заявление об обжаловании решений о приостановлении в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав, по итогам открытого голосования которой принято решение об отклонении заявления главы администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО4 об обжаловании решений о приостановлении. В течении срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права никаких дополнительных документов, устраняющих препятствия в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации, заявителем не представлено. В связи с чем, по истечении строка приостановления, ввиду не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности, в соответствии со ст.27 Закона о регистрации заявителю было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости - автомобильной дороги по адресу: <адрес>, документы на который были представлены, о чем направлено соответствующее уведомление. Административным истцом не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов в результате действий Новониколаевского отдела Управления Росреестра. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала уточнённые исковые требования административного истца и пояснила, что автомобильная дорога, это комплекс конструктивных элементов, это дорожное полотно и покрытие, а также часть земельного участка. Полагает, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связано с землей, при этом нарушение связи приведёт к разрушению объекта. Дорога это сложный элемент. Требования администрации законны. Это позволит им законно тратить денежные средства на реконструкцию своих дорог.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Как установлено ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что для признания действий (бездействия) должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону и нарушение ими прав и законных интересов административного истца. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом на должностного лица указанной службы обязанности по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав административного истца.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административного искового заявления, по делу не установлено.
В силу положений п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено в ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Материалами рассматриваемого дела установлено, что по акту № приёма-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новониколаевского муниципального района передала, а Администрация Новониколаевского городского поселения приняла поименованное в акте имущество, в том числе, грунтовую дорогу инвентарный номер №, расположенную по адресу: <адрес>.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Новониколаевское городское поселение Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, утверждённый Постановлением Главы Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области ФИО5 №226 от 24 июля 2017 года, включает в себя грунтовую дорогу <адрес> протяженностью 200 м, инвентарный №.
Согласно техническому плану сооружения, «автомобильная дорога» по <адрес> (железобетонное покрытие) состоит из 2 обособленных контуров. Сооружение расположено в границах кадастрового квартала №. Контуры сооружения проходят по земельному участку с кадастровым номером №, год завершения строительства заказчиком не указан. Общая протяженность сооружения составляет 504 м, в том числе: автомобильная дорога с покрытием из железобетонных плит протяженностью 246 м, ширина покрытия автодороги 3,0 м., автомобильная дорога с грунтовым покрытием, протяженностью 258 м., ширина автодороги 3,0 м.
Таким образом, как следует из представленных доказательств, согласно техническому плану общая протяженность сооружения более чем в два раза превышает протяженность по перечню автомобильных дорог, кроме того, согласно перечню указанная дорога является грунтовой, а согласно техническому паспорту, сооружение включает в себя не только грунтовую дорогу, но и покрытие из железобетонных плит, при этом, каких-либо доказательств того, что указанное сооружение является объектом транспортной инфраструктуры, представлено не было.
06 октября 2017 года специалистом по работе с заявителями Филиала по работе с заявителями Новониколаевского района ГКУ ВО «МФЦ» от Муниципального образования Новониколаевского городское поселение Новониколаевского муниципального района Волгоградской области были приняты документы для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества - сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящие из заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, доверенности, технического плана и оптического компакт-диска.
23 октября 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел в адрес Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав №, в котором Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел уведомило заявителя о приостановлении начиная с 23 октября 2017 года сроком на три месяца осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости в отношении автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, документы на которую им были представлены, в связи с тем, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведённой в соответствии с Законом о регистрации, установлено следующее: в соответствии с п.19 ч.1 ст.26 объект, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлены заявления, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на который осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. Сооружение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на который представлено заявление, не обладает критериями недвижимого имущества, установленными статьей 130 Гражданского кодекса РФ (объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), в связи с чем, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (автомобильная дорога с грунтовым покрытием не является объектом государственного кадастрового учета). Кроме того, замощение из щебня или гравия и других твёрдых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твёрдое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путём россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. Данные обстоятельства являются основаниями для приостановления кадастрового учета в соответствии с п.19 ч.1 ст.26 Закона о регистрации. Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости приостановлено до 22 января 2018 года, разъяснено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
По убеждению суда, указанное решение не противоречит требованиям закона, исходя из того, что принято в соответствии с п.19 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, выводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел о том, что сооружение, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на который представлено заявление, не обладает критериями недвижимого имущества, являются обоснованными и заслуживающими внимания.
Как объект транспортной инфраструктуры, дорога должна включать в себя в том числе земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги. Для признания объекта автомобильной дорогой общего пользования местного значения необходимо решить вопрос об отводе земельного участка, по которому проходит дорога, для муниципальных нужд, изменить целевое назначение земельного участка (категорию) и разрешенное использование в соответствии с зонированием территории (ст.7 Земельного кодекса РФ), провести паспортизацию дороги как объекта недвижимости.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Новониколаевский отдел, изучив представленные документы, установив, что спорная дорога представляет собой грунтовое основание, а также грунтовое основание, покрытое железобетонными плитами, тем самым, сооружение не является объектом недвижимости, правомерно приостановило осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости, разъяснив на необходимость устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 23 октября 2017 года, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, было обжаловано Администрацией Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено по тем основаниям, что автомобильная дорога (грунтовая дорога) не обладает критериями недвижимого имущества, в связи с чем, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в адрес Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области направлено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав №, согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости - автомобильной дороги по адресу: Россия, <адрес>, документы на который были представлены с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, было приостановлено на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, до 22 января 2018 года. За указанный период заявителем подано заявление об обжаловании решений о приостановлении в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав, по итогам открытого голосования которой принято решение об отклонении заявления главы администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района ФИО4 об обжаловании решений о приостановлении. На основании изложенного и в соответствии со ст.27 Закона о регистрации заявителю отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости - вышеуказанной автомобильной дороги. Разъяснено, что отказ в государственном кадастровом учете не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету или государственной регистрации прав.
На основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что в срок, установленный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области для устранения недостатков, до 22 января 2018 года, имеющиеся недостатки представленных Администрацией Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов не были устранены, административным ответчиком было обоснованно и в соответствии с требованиями закона принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что представленные документы технического учета содержат общее описание спорного объекта, но не свидетельствуют об отнесении дороги к недвижимому имуществу. Оспариваемое решение не препятствует административному истцу повторно обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. На основании изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Новониколаевский отдел) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости - автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: