ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-58/2021 от 16.03.2021 Енотаевского районного суда (Астраханская область)

№2а-58/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 г. село Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аджиглаевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черненко Александра Владимировича к Администрации муниципального образования «Енотаевский район» о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

Черненко А.В., в лице представителя по доверенности Черемухина А.Н., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивируя свои требования тем, что 23.10.2020 он обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Россия, Астраханская область, Енотаевский район, п. Промысловый, общей площадью 1200 кв.м, с разрешенным видом использования – садоводство. Постановление об утверждении схемы необходимо для дальнейшей постановки на кадастровый учёт и передачи в аренду испрашиваемого земельного участка. Данный участок был согласован с администрацией МО «Табун-Аральский сельсовет» Енотаевского района Астраханской области, на территории которого он непосредственно расположен, получены технические условия с коммунальных служб и т.д.

Данный отказ считает незаконным по следующим основаниям:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории;

- земельный участок сформирован на схеме кадастрового плана территории согласно действующим на момент подачи заявления, правилам землепользования и застройки, утвержденным Администрацией муниципального образования «Табун-Аральский сельсовет» Енотаевского района Астраханской области;

- общая площадь формируемого земельного участка не превышает максимального размера, установленного на территории муниципального образования «Табун-Аральский сельсовет» Енотаевского района Астраханской области;

- разрешённый вид использования соответствует классификатору, указанному в зоне СХ-1, не имеет вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

При формировании отказа не установлено, какая часть испрашиваемого земельного участка, находящаяся в зоне СХ-1, попадает в водоохранную зону и на какое расстояние. Генеральный план муниципального образования «Табун-Аральский сельсовет», утвержденный решением Совета Табун-Аральского сельсовета от 19.11.2014 №32, не содержит указаний на координаты границ территориальных зон, координат охранных зон, не имеет ссылок на адресные ориентиры. В период рассмотрения заявления, изменения в генеральный план не вносились, проекты планировки и межевания на кадастровом плане, не утверждались.

Водный кодекс не запрещает формировать земельные участки в береговой полосе с некоторыми ограничениями. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Государственный контроль по соблюдению режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохраной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Черемухин А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме, просит их удовлетворить, дополняет, что в указанной зоне сформированы земельные участки для иных граждан, в связи с чем, считает отказ незаконным.

Представитель ответчика – Васильева Г.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохраной зоне, что подтверждается письмом Службы природопользования и охраны окружающей среды, письмом ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», данный участок определяется в границах территорий, подверженных затоплению водным объектом протоки Енотаевка в период половодья. Садоводство подразумевает под собой использование химических веществ, которые могут попасть в водный объект и нанести ущерб водным биологическим ресурсам. Считает действия администрации законными, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Специалист по учету земель отдела земельных отношений Управления земельных, имущественных отношений и строительства администрации МО «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области Б.Л.Ю. в судебном заседании пояснила, что 23.10.2020 представитель истца Леонова В.А. обратилась в администрацию муниципального образования «Енотаевский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Россия, Астраханская область, Енотаевский район, п. Промысловый, общей площадью 1200 кв.м, с разрешенным видом использования – садоводство. В связи с поступлением данного заявлению ею были сделаны соответствующие запросы, после получения ответов на которые, установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохраной зоне, что подтверждается письмом Службы природопользования и охраны окружающей среды, письмом ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», данный участок определяется в границах территорий, подверженных затоплению водным объектом протоки Енотаевка в период половодья. В связи с чем, было отказано в предоставлении муниципальной услуги (утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что административный истец 23.10.2020 обратился в администрацию муниципального образования «Енотаевский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: Россия, Астраханская область, Енотаевский район, п. Промысловый, общей площадью 1200 кв.м, с разрешенным видом использования – садоводство.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории 30:00:000000 кадастрового квартала 30:03:130401 согласована главой администрации МО «Табун-Аральский сельсовет», иными техническими службами.

Уведомлением от 02.12.2020 Черненко А.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании пп.3 п.16 ст.11.10, п.п.4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Водный кодекс РФ от 03 июня 2006 г. №74-ФЗ устанавливает понятие водного объекта как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и пруды.

В силу ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, согласно которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Исходя из положений Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, к которым относятся водотоки (реки, ручьи, каналы), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

На основании п. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), согласно которому земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. п. 6, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Решением Совета муниципального образования «Енотаевский район» от 10.12.2019 №55 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Табун-Аральский сельсовет». Согласно п.3.9 «Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса» в отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п.1 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ограничениями запрещаются:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Согласно таблице 38 вышеназванного решения основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны сельскохозяйственного назначения (СХ-1) п. 1.5 включено садоводство.

Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе вышеназванных Правил землепользования и застройки, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в сельскохозяйственной зоне (СХ-1).

Статья 65 Водного кодекса РФ (части 1, 2, 4, 5, 15, 17) предусматривает, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах").

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Из совокупного анализа вышеприведенных положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации следует, что законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность гражданам земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны.

Материалами дела установлено, что протяженность протоки Енотаевка составляет 66,4 км.

Ширина её прибрежной защитной полосы в силу ч. 13 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Ширина водоохранной зоны водного объекта применительно к положениям п. 2 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет двести метров. Ширина береговой полосы реки на основании ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации составляет двадцать метров.

Из сообщения руководителя Федерального агентства по рыболовству Волго-Каспийского территориального управления следует, что в случае, если земельный участок, расположенный в водоохраной зоне водного объекта и заливается паводковыми водами, то он является потенциально нерестовой площадью и имеет рыбохозяйственное значение.

Земельный участок в запрашиваемых координатах попадает в 3 пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения для муниципального ремонтно-эксплуатационного коммунального предприятия муниципального образования «Средневолжский сельсовет» (водопроводная станция, расположенная севернее пос.Волжский, Енотаевского района Астраханской области).

ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития» от 10.03.2021 № 152 сообщает, что на данный момент границы зон затопления, подтопления для территории п. Промысловый Енотаевского района Астраханской области не установлены. По данным дистанционного зондирования земли, образованный представленными координатами земельный участок определяется в границах территорий, подверженных затоплению водным объектом пр.Енотаевка в период половодья. В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны для рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяжённостью: 1) до 10 км – в размере 50 м; от 10 до 50 км - в размере 100 м; 3) от 50 км и более устанавливается в размере 200 м. Протяженность водного объекта пр. Енотаевка составляет 66,4 км, следовательно, для данного водного объекта водоохранная зона устанавливается в размере 200 м. Согласно представленной в приложении к обращению схеме расположения земельного участка, расстояние от ЗУ до береговой зоны пр. Енотаевка составляет 16,5 м, соответственно, земельный участок определяется в границах водоохраной зоны.

Согласно ситуационному плану пространственного расположения объекта установлено частичное расположение спорного земельного участка в пр.Енотаевка (приложение 1).

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с учётом частичного нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохраной зоне, имеющей рыбохозяйственное значение, с разрешенным видом использования – садоводство предполагает распашку земель, что является нарушением п.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, таким образом, у истца, в силу закона отсутствуют правовые основания для образования ему земельного участка, таким образом, отказ администрации муниципального образования «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области в предоставлении муниципальной услуги образования земельного участка является обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Черненко Александра Владимировича к Администрации муниципального образования «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, в течение 1 месяца с момента вынесения решения суда, через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Судья Т.Ю. Сызранова.