Дело №2а-58/2022 (2а-938/2021);
УИД 75RS0031-01-2021-001571-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре К.А. Черемисиновой,
с участием процессуального истца А.В. Минковой,
представителя административного ответчика председателя совета городского поселения «Оловяннинское» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах муниципального образования- городское поселение «Оловяннинское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края к совету городского поселения «Оловяннинское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в Устав,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оловяннинского района, действуя в защиту интересов муниципального образования- городское поселение «Оловяннинское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края к совету городского поселения «Оловяннинское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края обратился в Оловяннинский районный суд с требованиями признать бездействие Совета городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», выразившееся в неприведении Устава городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Совет городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» привести Устав городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения в Устав муниципального образования изменений и дополнений в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал следующее. Прокуратурой района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что Советом городского поселения «Оловяннинское» длительное время не принимаются меры по приведению Устава городского поселения «Оловяннинское» в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
Устав городского поселения «Оловяннинское» (далее – Устав) принят решением Совета городского поселения «Оловяннинское» от 29.03.2017 № 24. С момента принятия и до 11.12.2021 Устав в соответствие с Законом № 131-ФЗ не приводился.
Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.
Прокуратурой района неоднократно обращалось внимание на необходимость приведения Устава городского поселения «Оловяннинское» в соответствие с действующим законодательством.
С момента принятия Устава поселения (29.03.2021) до настоящего времени изменения не вносились, что является незаконным.
В соответствии с частью 9 статьи 44 Закона № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Забайкальского края от 10.07.2020 № 1826-ЗЗК «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае» уставы муниципальных образований и муниципальные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Закона края в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона края.
10.12.2021 в адрес прокуратуры района поступило уведомление о проведении сессии Совета городского поселения «Оловяннинское», назначенной на 13.12.2021. В повестке заседания отсутствует вопрос о рассмотрении проекта решения о внесении изменений в Устав городского поселения «Оловяннинское».
В судебном заседании помощник прокурора района Минкова А.В. требования поддержала, просила удовлетворить, по доводам указанным в иске.
Представитель административного ответчика председатель совета депутатов ГП «Оловяннинское» МР «Оловяннинский район» ФИО2 в судебном заседании с требованиями согласился, указал, что в устав изменения не внесены, на рассмотрение ближайшей сессии этот вопрос будет решен.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 43 и часть 3 статьи 44 указанного федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
01.05.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым внесены следующие изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ):- в статье 17 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, признан утратившим силу пункт 4.1 части 1, предусматривающий одним из полномочий органов местного самоуправления – регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
С 08.06.2019 вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» вносящий изменения в часть 7.1 статьи 40 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части уточнения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, которые должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, а также основания для прекращения их полномочий, в случае несоблюдения требований установленных законодательством о противодействии коррупции.
С 02.08.2019 вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий изменения в пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, которым расширен перечень вопросов местного значения городского поселения полномочием по выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского поселения.
С 05.07.2019 вступил в силу Закон Забайкальского края
от 21.07.2019 № 1734-ЗЗК «О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края», которым часть 5 статьи 1 Закона Забайкальского края от 24.12.2010 № 455-ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», закрепляющий перечень гарантий для депутатов дополнен положением на право депутата на обращение с депутатским запросом.
27.12.2019 вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», которым часть 7 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), устанавливающая запреты для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, изложена в новой редакции.
05.05.2020 вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий изменения, в том числе в часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым определено, что депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
С 22.06.2020 вступил в силу Закон Забайкальского края от 10.06.2020 № 1826-ЗЗК «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае» (далее – Закон Забайкальского края от 10.06.2020 № 1826-ЗЗК).
Частью 6 статьи 27 Закона Забайкальского края от 10.06.2020 № 1826-ЗЗК определено, что депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
20.11.2020 вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2020 № 370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым часть 2 статьи 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнена положением о возможности проведения сходов граждан по вопросам самообложения на части территории населенного пункта или поселения.
01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнен положениями, направленными на установление правовых основ внесения инициативной группой проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) в местную администрацию муниципального образования в целях активизации участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципального образования проблем, развитию общественной инфраструктуры за счет вовлечения граждан в решение вопросов социально-экономического развития территории муниципального образования, повышению эффективности и рациональности использования бюджетных средств, в том числе посредством участия граждан в определении приоритетных вопросов, решение которых осуществляется за счет местных бюджетов, а также путем их личного участия в разработке проектов инициативного бюджетирования и в последующем общественном контроле за их реализацией.
В том числе соответствующие изменения внесены в статью 27 «Территориальное общественное самоуправление», статью 29 «Собрание граждан», статью 31 «Опрос граждан» Федерального закона № 131-ФЗ.
23.03.2021 вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящий изменения в перечень вопросов местного значения городского поселения в части установления полномочия по участию в выполнении комплексных кадастровых работ.
Пункт 39 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в новой редакции:
«39) участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ».
01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» дополняющий часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ определяющую перечень прав органов местного самоуправления городского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городских поселений пунктом 19 закрепляющим за органами местного самоуправления право на осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
С 07.06.2021 вступили в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 411-ФЗ) и Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2021 № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».
Федеральным законом № 411-ФЗ в абзац первый части 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) внесено изменение, определяющее, что глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ.
01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в пункт 8 части 6 статьи 36, пункт 9 части 10 статьи 37, пункт 7 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения уточняющие перечень случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Так, полномочия главы муниципального образования, главы местной администрации, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
29.06.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющий часть 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ пунктом 40 определяющим, что к вопросам местного значения поселений относиться, в том числе, принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым уточнены отдельные вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.
Так, к вопросам местного значения городских поселений, закрепленным в пунктах 4.1, 5, 19, 27 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесен муниципальный контроль: за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения; за соблюдением правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Органы муниципального контроля в своей деятельности обязаны руководствоваться Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а не Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
С 12.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2021 № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым части 4, 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ дополнены положением, определяющим, что заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта может осуществляться также посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Одновременно органам местного самоуправления предоставлена дополнительная возможность при проведении публичного слушания или общественного обсуждения осуществлять вышеуказанные мероприятия путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или специальной информационной системы, определенной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно материалам дела в адрес административного ответчика прокуратурой Оловяннинского района было направлено требование об устранении нарушений и внесении изменений указанных в требовании в устав городского поселения «Оловяннинское».
Согласно уведомлению о проведении сессии Совета городского поселения «Оловяннинское» на 13.12.2021 в повестке заседания отсутствовал вопрос о рассмотрении проекта решения о внесении изменений в Устав ГП «Оловяннинское».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Суд считает, требования прокурора Оловяннинского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии п. ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом заявленных требований административным истцом, суд находит возможным установить административному ответчику срок исполнения решения суда на 3 месяца с момента вступления в законную силу.
Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Признать бездействие Совета городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», выразившееся в неприведении Устава городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным.
Обязать Совет городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» привести Устав городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения в Устав муниципального образования изменений и дополнений в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.01.2022
Судья Н.В. Набережнева