ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5906/2023 от 20.11.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-5906/2023

41RS0001-01-2023-008195-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 20 ноября 2023 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Плотникова А.И., при секретаре Пискуновой А.А., с участием административного истца ФИО4, его представителя ФИО6, представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО7, ФИО8, административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица КГБУ «Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края» ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края, министру ФИО2, экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, руководителю экспертной комиссии ФИО3 об оспаривании бездействия, решений, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края, экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, в котором с учетом принятого судом отказа от иска в части и последующего уточнения требований просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившееся в непроведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений, в том числе учет численности, в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по общедоступным угодьям «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в невнесении в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности и объемах изъятия в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по указанным общедоступным угодьям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края обязанность по проведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе учет численности, в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по всем общедоступным угодьям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по внесению в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности и объемах изъятия в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по всем общедоступным угодьям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством срок; признать незаконными заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам: «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ», приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 14 июня 2023 года № 142-П об утверждении названного заключения.

В обоснование указал, что он обращался в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края с заявлениями о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов лось и соболь на территории общедоступных охотугодий «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края, однако ему было отказано. При этом он узнал, что на сезон охоты 2023-2024 годы лимиты добычи лося и соболя на территории названных угодий утверждены не будут, поскольку в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания отсутствуют сведения о численности таких ресурсов на спорных угодьях. Полагал, что отсутствие таких данных в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, на которое возложена обязанность по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Камчатского края, нарушает его право на добычу охотничьих ресурсов. Также указал, что соответствующие материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на полное отсутствие в них данных о численности лося и соболя на территории общедоступных охотничьих угодий, получили положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Полагал, что неполнота проведения учетов численности охотничьих ресурсов, недостоверность и ограниченность представленных на экспертизу материалов свидетельствуют о незаконности соответствующего заключения, а также приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края об утверждении такого заключения.

Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены министр природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО2, руководитель экспертной комиссии ФИО3, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Дальневосточное Межрегиональное управление Росприроднадзора (правопреемник Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю), КГБУ «Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края».

Административный истец ФИО4 и его представитель ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании и представленных до судебного заседания письменных возражениях полагали заявленный административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указали на невозможность осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в отношении спорных угодий в связи с отсутствием необходимого финансирования со стороны федерального бюджета. Полагали, что правовых оснований для признания заключения государственной экологической экспертизы и приказа об её утверждении не имеется, поскольку экспертной комиссией каких-либо нарушений установленного законом порядка подготовки заключения допущено не было.

Административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленных до судебного заседания письменных возражениях полагал заявленный иск не подлежащим удовлетворению. В обоснование указал, что заключение государственной экологической экспертизы носит рекомендательный и разъяснительный характер, оно не порождает прав и обязанностей для кого-либо. Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, как заказчик экологической экспертизы, в соответствии с п.п. 9.1, 9.2 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды от 27 ноября 2020 года № 981, установило путем расчетов квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. При этом в случае отсутствия в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания сведений о численности охотничьих ресурсов в отношении какого-либо охотничьего угодья, в том числе общедоступного, квота добычи не устанавливается, что вытекает из смысла п. 13.5 указанного Порядка.

Административный ответчик руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ФИО3 в судебном заседании и представленном до судебного заседания письменных возражениях полагал заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению. В обоснование указал, что экспертная комиссии пришла к выводу о том, что в случае отсутствия в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности охотничьих ресурсов в отношении какого-либо охотничьего угодья, квота в отношении такого угодья не может быть установлена. Полагал, что действия экспертов, оценивших представленные материалы и сделавших определенные выводы, зафиксированные в заключении, основаны на требованиях действующего законодательства.

Административный ответчик экспертная комиссия государственной экологической экспертизы в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Дальневосточного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном до судебного заседания письменном отзыве указал, что в текущем году мероприятия по зимнему маршрутному учету охотничьих животных выполнены Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края лишь на 23 % участков общедоступных охотугодий края. В 2021 году Федеральной службой по надзору в сфере природопользования была проведена плановая выездная проверка Министерства, по результатам которой было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, в том числе в части исчисления лимита добычи охотничьих ресурсов и осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов.

Представитель заинтересованного лица КГБУ «Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края» ФИО10 в судебном заседании и в представленных до судебного заседания письменных возражениях указал, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П было предусмотрено проведение учетов зимнего маршрутного учета и специальный учет околоводных животных в период с 15 января по ДД.ММ.ГГГГ в границах общедоступных охотничьих угодий, в том числе охотничьих угодьях: «Рыбный» <адрес>, «Амалнен» <адрес>. Однако провести зимний маршрутный учет не представилось возможным по объективным обстоятельствам. Так участок «Рыбный» <адрес> расположен в 100 км от населенного пункта <адрес> в труднодоступной горной местности. Согласно штатному расписанию учреждения по <адрес> предусмотрена одна штатная единица инспектора. Привлечь для проведения учетных работ общественных инспекторов (волонтеров) не представилось возможным, а направление одного инспектора противоречит требованиям техники безопасности. В <адрес>, в котором расположен участок «Амалнен», по штатному расписанию предусмотрена также одна штатная единица. На момент проведения учетных работ у инспектора была неисправна снегоходная техника, поэтому учеты не были проведены.

Заинтересованные лица Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно п. 5 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 33 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по ведению государственного охотхозяйственного реестра на территории субъекта Российской Федерации и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. При этом средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации на основании методик и критериев, утвержденных Правительством Российской Федерации, исходя из: 1) площади среды обитания охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; 2) видов охотничьих ресурсов, средней численности охотничьих ресурсов на единицу площади или объема пространства среды обитания охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; 3) численности населения субъекта Российской Федерации.

В силу положений ст. 36 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)(ч. 1).

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за: 1) численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия (далее - учет охотничьих ресурсов); 2) распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам; 3) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов (ч. 2).

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (ч. 3).

Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона (ч. 4).

Учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия осуществляется в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1 ч. 5).

Учет охотничьих ресурсов, в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, осуществляется на основании научно обоснованных методик, не являющихся нормативными правовыми актами, рекомендованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и размещенными в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 7).

Данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, получаемые в соответствии с частью 5 настоящей статьи, представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов (ч. 9).

Регулярные наблюдения за распространением охотничьих ресурсов, их состоянием, динамикой изменения их численности по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 10).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (ч. 11).

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и должен включать в себя в том числе формы и сроки предоставления данных, включаемых в состав государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также следующие требования к осуществлению учета охотничьих ресурсов, предусмотренного частью 5 настоящей статьи: 1) срок принятия решения об осуществлении учета и срок осуществления учета охотничьих ресурсов; 2) обязанность определить лицо, ответственное за осуществление учета охотничьих ресурсов; 3) предварительное письменное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, о сроках проведения учета, планируемых к применению методиках (подходах) учета, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи; 4) осуществление учета охотничьих ресурсов совместно с представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, по предварительному запросу такого органа в сроки, запланированные лицом, осуществляющим учет; 5) хранение материалов учета охотничьих ресурсов и предоставление указанных материалов органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 12).

Приказом Минприроды России от 27 июля 2021 года № 512 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных.

Согласно положениям названного Порядка государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - Государственный мониторинг) осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 Закона об охоте (п. 2).

В рамках осуществления Государственного мониторинга проводится учет численности охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, который обеспечивается в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - иная территория), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган)(под. 4.1.1 п. 4).

Учет численности (планирование, полевые работы и расчет численности) охотничьих ресурсов, видов или групп видов охотничьих ресурсов осуществляется в сроки (периоды времени), предусмотренные методиками учета и (или) научными подходами учета (п. 7).

Ежегодно осуществляется учет численности, в том числе охотничьих ресурсов лось и соболь (п. 8).

Уполномоченный орган обязан: определить должностных лиц, ответственных за учет охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, указанных в подпункте 4.1.1 пункта 4 настоящего Порядка (п. 14.1); принять решение о применении одной или нескольких методик учета и (или) научных подходов учета, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, и сроках осуществления учета охотничьих ресурсов до 31 декабря года, предшествующего году осуществления учета численности охотничьих ресурсов (п. 14.2); обеспечить сбор материалов учета численности охотничьих ресурсов, предусмотренных применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета (далее - данные учета)(п. 14.3); определить должностных лиц уполномоченного органа, принимающих участие в осуществлении учета численности охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий, указанных в подпункте 4.1.2 пункта 4 настоящего Порядка (п. 14.4); обеспечить хранение данных учетов численности охотничьих ресурсов в течение не менее 6 лет (п. 14.5); включить сведения о численности охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в данные Государственного мониторинга (п. 14.6).

Данные Государственного мониторинга формируются уполномоченным органом ежегодно, по состоянию на 1 апреля, и применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Данные Государственного мониторинга об объемах изъятия охотничьих ресурсов в целях ведения государственного охотхозяйственного реестра формируются уполномоченным органом ежегодно, по состоянию на 31 июля (п. 16).

Уполномоченный орган ежегодно предоставляет данные Государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок до 15 мая (п. 17).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обобщает предоставленные уполномоченными органами данные Государственного мониторинга и хранит их на постоянной основе (п. 20).

Данные Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для формирования Единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), государственного охотхозяйственного реестра и иных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов и среды их обитания, охотничьих угодий (п. 21).

Постановлением Правительства Камчатского края от 31 марта 2023 года № 182-П утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, согласно которому данное Министерство является исполнительным органом Камчатского края, уполномоченным, в том числе, в сфере экологической экспертизы, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Камчатского края, постановлений Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края самостоятельно принимает приказы: об организации и проведении государственной экологической экспертизы регионального уровня и составе экспертной комиссии; об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Министерство ведет государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира в пределах Камчатского края, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами, и государственный кадастр объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; ведет государственный охотхозяйственный реестр на территории Камчатского края и осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Камчатского края, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось административными ответчиками, Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края не осуществляются мероприятия государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь на территории общедоступных охотничьих угодий «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края.

Вместе с тем, полагая соответствующие требования истца не подлежащими удовлетворению, представители Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края указали на невозможность осуществление такого мониторинга в связи с отсутствием необходимого финансирования со стороны федерального бюджета. При этом пояснили, что Министерством направлялись необходимые заявки о дополнительном финансировании.

Так, согласно представленному в материалы дела письму Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ обращалось в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой рассмотрения вопроса об увеличении размера ежегодной субвенции Камчатскому краю

В обоснование указало, что выполнение уполномоченным органом переданных полномочий в части государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды из обитания неизбежно влечет за собой существенные финансовые расходы, сама реализация мероприятий по учетам возможна только при условии надлежащего обеспечения исполнителей и их фактического присутствия на исследуемых территориях. В настоящее время имеющегося объема субвенций на осуществление переданных полномочий и софинансирования из краевого бюджета на территории Камчатского края едва хватает на проведение мероприятий по осуществлению государственного охотничьего надзора. Главным образом вследствие этого в текущем году мероприятия по зимнему маршрутному учету охотничьих животных выполнены Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края лишь на 23 % участков общедоступных охотугодий края. Причиной этого, в том числе, стало то, что в восьми из одиннадцати муниципальных районов отсутствуют должностные лица, уполномоченные в области охоты и охраны охотничьих ресурсов, либо их количество недостаточно для осуществления мероприятий по мониторингу охотресурсов в полном объеме. Так на территории <адрес> Камчатского края площадь общедоступных охотугодий составляет 6 622,885 тыс.га. При этом действующее штатное расписание Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края на территории указанного района при существующем размере субвенции не предусматривает ни одной должности. Вследствие изложенного, квоты на добычу объектов животного мира, учитываемые методом зимнего маршрутного учета, на большей части общедоступных охотугодий края установлены быть не могут. Данная ситуация существенным образом ограничивает право на охоту местного населения, вызывая справедливые нарекания с его стороны. Для исправления сложившейся ситуации необходимо увеличение финансирования в виде субвенций из федерального бюджета на сумму порядка 25 млн.руб. помимо выделяемых ежегодно. Эта сумма включает в себе обеспечение увеличения штатной численности государственных инспекторов на территории муниципальных районов края на 13 единиц, а также предусматривает закупку и ежегодное содержание техники и оборудования, необходимых для исполнения служебных обязанностей, в основном – выполнения установленных нормативами объемов зимнего маршрутного учета в общедоступных охотугодьях.

Согласно ответу на указанное обращение, в ходе подготовки проекта федерального бюджета на 2024 год Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии установленной методикой определило необходимый объем средств субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в размере 8,6 млрд.руб, из них для Камчатского края – 146 098,8 тыс.руб. При этом по вопросу увеличения соответствующей субвенции необходимо обращаться в Министерство финансов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края издан приказ № 2-П «О проведении учетов численности объектов животного мира на территории Камчатского края в 2023 году», в соответствии с которым на КГБУ «Служба по охране животного мира» возложена обязанность по организации проведения зимнего маршрутного учета и специальных учетов, в том числе, в следующих общедоступных охотничьих угодьях: № 3 «Рыбный» <адрес>, № 40 «Амалнен» <адрес>.

Согласно объяснениям представителя КГБУ «Служба по охране животного мира», требования названного приказа в отношении общедоступных охотничьих угодий № не были реализованы в связи с отдаленностью таких угодий, неисправностью снегоходной техники, отсутствием в штате необходимого количества сотрудников.

С настоящим административным иском ФИО11 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

В обоснование заявленных требований об оспаривании бездействия и возложении обязанности истец указал, что является охотником, имеет охотничий билет серии <адрес>, при этом бездействие административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившееся в непроведении государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории общедоступных охотничьих угодий «Рыбный», «Алманен» в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь привело к тому, что квоты добычи на указанные ресурсы в названных угодьях не были установлены, в связи с чем нарушено его право на добычу таких охотничьих ресурсов.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края допущено противоречащее приведенным положений Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» бездействие, выразившееся в неосуществлении мероприятий государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь на территории общедоступных охотничьих угодий «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края, которое нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем такое бездействие подлежит признанию незаконным с возложением на Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края обязанности по осуществлению указанных мероприятий в названных угодьях.

При этом суд не усматривает правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по осуществлению мероприятий государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории всех общедоступных охотничьих угодьях Камчатского края, поскольку предметом настоящего иска являлось только соответствующее незаконное бездействие на территории угодий «Рыбный» и «Алманен».

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание требования разумности, сохранения баланса прав, обязанностей и законных интересов сторон, а также то, что в силу п. 17 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных уполномоченный орган ежегодно предоставляет данные государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок до 15 мая, суд полагает необходимым установить Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края срок для выполнения возлагаемой на него обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку невнесение в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности и объемах изъятия в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по указанным общедоступным угодьям обусловлено отсутствием таких сведений в связи с незаконным бездействием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по неосуществлению мероприятий государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, суд, учитывая, что нарушенные права истца в указанной части будут в полной мере восстановлены исполнением возложенной на ответчика обязанности по осуществлению такого мониторинга, приходит к выводу о том, что требование истца о признании незаконным бездействия по невнесению соответствующих сведений не подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца об оспаривании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а также приказа об её утверждении, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1 ст. 20 Федерального закона «О животном мире» обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (п. 1).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (п. 5).

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона (п. 7).

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об экологической экспертизе» назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу.

Согласно названному Порядку уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля (включительно): устанавливает на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях квоту добычи каждого вида охотничьих ресурсов, в том числе количество особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги) в общедоступных охотничьих угодьях, на иных территориях, в особях; рассчитывает на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях максимально возможную квоту добычи для закрепленных охотничьих угодий и сопоставляет ее с планируемой квотой добычи охотничьих ресурсов, указанной в заявке на добычу, представленной охотпользователями.

Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке на добычу охотпользователя, превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, то устанавливается максимально допустимая квота добычи охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, о чем в трехдневный срок с момента поступления заявки уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомляет охотпользователя с указанием причины изменения (снижения) планируемой квоты добычи.

Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке на добычу охотпользователя, не превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом Российской Федерации в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, то устанавливается квота добычи охотничьих ресурсов на основании заявки на добычу.

Квота добычи каждого вида охотничьих ресурсов не устанавливается в случае отсутствия в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия в отношении охотничьего угодья, иной территории (п. 13.5).

До 15 апреля (включительно) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет лимит добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года как сумму устанавливаемых квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, (без разделения по полу и возрасту) и в общедоступных охотничьих угодьях, иных территориях, (с указанием количества особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги), в особях.

До 15 мая (включительно) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.

Как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ с период с 10:30 до 12:15 проведены общественные слушания по объекту государственной экологической экспертизы: «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ» (включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности), результаты слушаний оформлены соответствующим протоколом.

Приказом министра природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П образована экспертная комиссия для проведения государственной экологической экспертизы по объекту: «Материалы, обосновывающие объем (лимит, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ», определено задание экспертной комиссии, установлен срок проведения экспертизы.

В соответствии с названным заданием, экспертной комиссии поручено проведение государственной экологической экспертизы по вышеуказанному объекту и установление: - достаточности представленных материалов для проведения государственной экологической экспертизы; экологической обоснованности реализации объекта экспертизы; - полноты выявления прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемых решений, экологической обоснованности допустимости ее реализации; - соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно заключению государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, на рассмотрение экспертной комиссии были представлены следующие материалы: - проект лимитов добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких лимитов в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; - проект квот добычи охотничьих ресурсов, за исключением таких квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, для Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; - окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду по результатам исследований по оценке воздействия на окружающую среду; - документы согласований и материалы общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, включая: протокол общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными претензиями заказчика и замечаниями НП «Ассоциация Камчатских охотпользователей», обращения и согласования Глав МР, публикаций в СМИ, переписку заказчика с организаторами, журнал учета замечаний и предложений общественности, согласования и заключения Агентства по ветеринарии Камчатского края, Агентства лесного хозяйства Камчатского края, территориального органа Росприроднадзора; - документы государственного мониторинга (отчеты): численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и хозяйственного использования (в составе материалов обоснования объёмов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), включая: итоговую ведомость расчета численности зверей в субъекте Российской Федерации, ведомости расчета численности норки и выдры, формы федеральной статистической отчетности, формы государственного мониторинга охотничьих ресурсов, отчет по авиаучету снежного барана на территории Камчатского края в 2019-2020 годах, отчет по камеральной обработке полученных данных по результатам проведенного авиаучета бурого медведя на территории Камчатского края (2016); - заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов, уведомления о причинах снижения квот добычи в адреса 10 охотпредприятий; - научный отчет «Мониторинг охотничьих ресурсов (соболь, речная выдра, рысь, росомаха, каменный глухарь) в Камчатскому крае и рекомендации по их рациональному использованию в сезон 2023/2024 г.», выполненный КФ ТИГ ДВО РАН.

Из заключения следует, что учет и расчет численности охотничьих ресурсов (лось, соболь, рысь) производился в соответствии с Методикой учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета, утвержденной приказом ФГБУ «ФНИЦ Охота» от ДД.ММ.ГГГГ. В ряде охотничьих угодий учет численности методом зимнего маршрутного учета в текущем году не произведен, соответственно, квоты добычи в этих угодьях на виды охотничьих ресурсов, учитываемых методом зимнего маршрутного учета, не устанавливались. Так в шести охотничьих угодьях из десяти в Олюторском муниципальном районе и в четырнадцати охотничьих угодьях из девятнадцати в Пенжинском муниципальном районе зимний маршрутный учет не производился, что безусловно повлекло занижение численности лося в материковой части Камчатского края. При этом анализ использования квот за последние десять лет показывает, что средний процент освоения выделяемых квот на лося в среднем составляет 63,02 %, в сезон 2022-2023 годы процент освоения квот составляет 54,5 %.

По результатам проведенного анализа и экспертной оценки представленных материалов комиссия пришла к следующим выводам, приведенным в главе 5 заключения.

Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, содержат достаточный объем сведений и соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Камчатского края в области охраны окружающей среды. В обосновывающих материалах содержится оценка воздействия на окружающую среду, которой предусмотрены природоохранные мероприятия в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду в связи с реализацией объекта государственной экологической экспертизы. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) соответствуют требованиям приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (п. 5.1 заключения).

Процедура определения лимита добычи для каждого вида охотничьих ресурсов по Камчатскому краю на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответствует действующему законодательству в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитывалась численность охотничьих ресурсов и размещение их в среде обитания, состояние охотничьих ресурсов, при этом расчет максимально возможной квоты добычи для закрепленных охотничьих угодий осуществлялся на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов. Определение квот и лимитов изъятия производилось на основании заявок охотпользователей на установление квот добычи охотничьих ресурсов. При отсутствии заявок квоты добычи не устанавливались (п. 5.2 заключения).

В результате освоения установленных объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ воздействие на окружающую среду комиссия считает допустимым, а реализация объекта экспертизы – возможной (п. 5.3 заключения).

Приказом министра природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов: «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно положениям ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1).

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 4).

Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным (п. 5)

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (п. 8).

Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2020 года № 1796 утверждено Положение о проведении государственной экологической экспертизы, которое устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Положению государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (п. 2).

Экспертная комиссия определяет: а) соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды; б) полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическую обоснованность возможности ее осуществления; в) достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала (п. 18).

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения (п. 26).

Заказчик, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, несогласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 30).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению егоо прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Административное процессуальное законодательство исходит из того, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. В отсутствие хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения права, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В обоснование требований об оспаривании заключения и приказа административный истец указал, что соответствующие материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на полное отсутствие в них данных о численности лося и соболя на территории общедоступных охотничьих угодий, получили положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. При этом полагал, что неполнота проведения учетов численности охотничьих ресурсов, недостоверность и ограниченность представленных на экспертизу материалов свидетельствуют о незаконности такого заключения, а также приказа о его утверждении заключения. Ссылаясь на то, что по итогам реализации соответствующих процедур не были установлены квоты добычи на лося и соболя в общедоступных угодьях, указал на нарушение его права на добычу охотничьих ресурсов.

Оценив установленные по делу обстоятельства с учетом вышеизложенных доводов ФИО4, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми решениями непосредственно его прав, свобод и законных интересов, тогда как обязанность по доказыванию названного обстоятельства была возложена не него.

Делая данный вывод, суд также учитывает, что заключение государственной экологической экспертизы по спорному объекту может быть положительным или отрицательным, при этом отсутствие в данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия в отношении конкретного охотничьего угодья не является основанием для подготовки отрицательного заключения. Отсутствие таких сведений в силу п. 13.5 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 года № 981, влечет неустановление соответствующих квот добычи. В данном случае экспертная комиссия произвела анализ представленных заказчиком материалов на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и пришла к выводу о допустимости предложенного воздействия на окружающую среду и возможности, в связи с этим, реализации объекта экспертизы.

Таким образом, положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края об утверждении названного заключения, не затронули права, свободы и законные интересы ФИО4 как охотника.

Таким образом, поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не была установлена необходимая совокупность предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ оснований для признания незаконными заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и приказа об её утверждении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований истца.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края в пользу ФИО4 подлежат взысканию его расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края, министру ФИО2, экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, руководителю экспертной комиссии ФИО3 об оспаривании бездействия, решений, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившееся в неосуществлении мероприятий государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь на территории общедоступных охотничьих угодий «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить на территории общедоступных охотничьих угодий «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края мероприятия государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь.

В остальной части в удовлетворении требований об оспаривании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам: «Материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П об утверждении названного заключения, оспаривании бездействия по невнесению в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания сведений о численности и объемах изъятия в отношении охотничьих ресурсов лось и соболь по общедоступным угодьям «Рыбный» <адрес> Камчатского края и «Амалнен» <адрес> Камчатского края, возложении обязанности отказать.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края в пользу ФИО4 расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись А.И. Плотников

Копия верна

Председательствующий А.И. Плотников