ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/19 от 19.06.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело№2а-590/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Костевской И.Д., при секретаре Володиной Е.В.,

с участием: административного истца Мизюк И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мизюк ФИО1 к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене решения от 28.02.2019 об отказе в регистрации транспортного средства, возложении обязанности осуществить регистрацию,

установил:

Мизюк И.Б. обратился в суд с административным иском к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене решения от 28.02.2019 об отказе в регистрации транспортного средства, возложении обязанности осуществить регистрацию. В обоснование требований указал, что 21.12.2018 нотариусом Смидовичского нотариального округа ЕАО ФИО2 наследнице Божок Н.С. было выдано свидетельство о праве на наследство , состоящее из самоходной машины марки Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, заводской номер машины . 20.02.2019 Божок Н.С. на правах собственника сняла с учета самоходную машину Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, с регистрационного учета в Инспекции гостехнадзора Смидовичского района, о чем свидетельствует запись в паспорте самоходной машины, и в свидетельстве о регистрации машины. 22.02.2019 между Божок Н.С. и Мизюк И.Б. заключен договор купли-продажи самоходной машины Yamaha VK540E, 2014 года выпуска. 26.02.2019 Мизюк И.Б. было подано заявление в управление государственного технического надзора Хабаровского края с просьбой зарегистрировать снегоход Yamaha VK540E, 2014 года выпуска. К заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации машины, регистрационный знак транзит, акт проведения сверки номерных узлов и агрегатов, чеки об уплате государственной пошлины. 05.03.2019 Мизюк И.Б. был получен отказ в регистрации снегохода за подписью заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Битюкова Е.М. В данном отказе указано, что предыдущий собственник обязан был поставить на регистрационный учет и снять с регистрационного учета снегоход, чего сделано не было. В паспорте самоходной машины отсутствует отметка о государственной регистрации снегохода на Божок Н.С. и о снятии его с регистрационного учета, что является нарушением п.1.5, 1.10 и 2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.1995. В связи с этим нарушен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, установленный правилами в Российской Федерации. С данным отказом Мизюк И.Б. не согласен, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», «Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.1995. Как указывает административный истец, на официальном сайте Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края указан перечень документов, предоставляемых заявителем при регистрации машины. Каких-либо указаний на то, что паспорт самоходной машины должен содержать сведения о каждом собственнике самоходной машины с отметками о постановке и снятии самоходной машины на учет, вышеприведенные нормативные акты не содержат. Неисполнение обязанности по постановке и снятию самоходной машины на регистрационный учет в регистрирующем органе прежним собственником не может являться условием для ограничения прав нового собственника, предоставившего в регистрирующий орган самоходную машину и все необходимые документы для постановки на регистрационный учет. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 28.02.2019 об отказе в регистрации снегохода Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, заводской номер машины ; обязать Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края осуществить регистрацию снегохода Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, заводской номер машины , без проведения дополнительного осмотра номерных узлов и агрегатов самоходной машины; обязать административного ответчика возместить понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением от 02.04.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Божок Н.С.

Согласно представленному заявлению, Божок Н.С. с доводами административного иска согласилась, просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Не согласившись с административным иском, административный ответчик Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в возражениях указал, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органа гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска …, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.

Согласно п. 1.5 Правил регистрации тракторов от 16.01.1995 собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехназора в течение срока действия государственного регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Данный порядок регистрации распространяется также на машины, временно ввезенные на территорию РФ на срок более 6 месяцев. Регистрация машин является обязанностью их владельцев.

Машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указаны в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

В соответствии с пунктом 2.8.6 Правил регистрации тракторов от 16.01.1995 регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при предъявлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

На зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак, а в паспорт машины заносится владелец или сведения об изменении владельца.

В силу п.5.1 Правил регистрации тракторов от 16.01.1995 владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случае прекращения права собственности на машины.

На основании норм действующего законодательства приказом комитета от 13.03.2018 №13-П утвержден Административный регламент предоставления комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.10 раздела 2 Административного регламента №13-П представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента №13-П, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации машины.

26.02.2019 от Мизюк И.Б. в комитет поступило заявление о постановке снегохода на регистрационный учет, к которому прилагались следующие документы: договор купли-продажи снегохода от 22.02.2019, заключенный между Мизюк И.Б. и Божок Н.С., с актом приема-передачи снегохода от 22.02.2019; свидетельство о праве на наследство от 21.12.2018; паспорт самоходной машины ТТ34485; свидетельство о регистрации машины СЕ 530837; регистрационный знак транзит 0996ЕА 79; акт проведения сверки номерных узлов и агрегатов самоходной машины от 19.02.2019; чеки об оплате.

По результатам изучения документов, приложенных к заявлению от 26.02.2019, комитетом установлено, что прежний собственник снегохода Божок Н.С. в нарушение пункта 3 Постановления №938, пунктов 1.5, 1.1, 2.1, 2.8.6, 2.12, 5.1 Правил регистрации тракторов от 16.01.1995 не поставила снегоход на регистрационный учет и не сняла данный снегоход с регистрационного учета. В паспорте самоходной машины ТТ 34485, приложенном к заявлению от 26.02.2018, имеется отметка о предыдущем собственнике снегохода Божок Н.С., вместе с тем, отсутствуют отметки о постановке данным собственником снегохода на регистрационный учет и снятии данным собственником снегохода с регистрационного учета, чем нарушен установленный законодательством единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним.

Таким образом, по мнению административного ответчика, представленный Мизюк И.Б. в комитет паспорт самоходной машины ТТ 344885 не соответствует требованиям законодательства (пункт 3 Постановления №938, пункты 1.5, 1.10, 2.1, 2.8.6, 2.12, 5.1 правил регистрации тракторов от 16.01.1995), не может быть принят комитетом в качестве надлежащего документа.

На основании изложенного, административный ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании административный истец Мизюк И.Б. заявленные требования поддержал, просит удовлетворить по вышеприведенным основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что доводами, приведенными ответчиком в письменном отзыве, не согласен, данные доводы фактически дублируют те основания, которые были указаны ответчиком в оспариваемом им решении об отказе в регистрации самоходной машины, он не может отвечать за действия собственника, который не осуществил постановку на учет самоходной машины. Кроме того, полагает, что регистрации должна быть произведена ответчиком без повторного осмотра транспортного средства, т.к. оно было осмотрено 19.02.2019, что подтверждается актом осмотра, приобщенном к материалам дела. В летний период времени представить снегоход на осмотр является технически невозможным, в том числе и в связи с его нахождением в тайге. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика, заинтересованное лицо Божок Н.С. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, Божок Н.С., согласно представленному заявлению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель административного ответчика причину неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения административного истца Мизюк И.Б., исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что 21.12.2018 нотариусом Смидовичского нотариального округа ЕАО ФИО2 наследнице Божок Н.С. было выдано свидетельство о праве на наследство , состоящее из самоходной машины марки Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, заводской номер машины (л.д.7).

20.02.2019 Божок Н.С. на правах собственника сняла с учета самоходную машину Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, с регистрационного учета в Инспекции гостехнадзора Смидовичского района, о чем свидетельствует запись в паспорте самоходной машины, и в свидетельстве о регистрации машины (л.д.8-9).

При этом в Паспорте самоходной машины сведения о Божок Н.С., как о новом собственнике, внесены 21.12.2018 (л.д.8).

Как следует из материалов дела, 22.02.2019 между Божок Н.С. и Мизюк И.Б. заключен договор купли-продажи самоходной машины Yamaha VK540E, 2014 года выпуска (л.д.11).

На основании акта приема-передачи от 22.02.2019 вышеуказанная самоходная машина передана от продавца Божок Н.С. покупателю Мизюк И.Б. (л.д.12).

26.02.2019 Мизюк И.Б. было подано заявление в управление государственного технического надзора Хабаровского края с просьбой зарегистрировать снегоход Yamaha VK540E, 2014 года выпуска. К заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации машины, регистрационный знак транзит, акт проведения сверки номерных узлов и агрегатов, чеки об уплате государственной пошлины (л.д.13).

Письмом заместителя председателя Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края №09-24-4606 от 28.02.2019 Мизюку И.Ю. отказано в государственной регистрации снегохода Yamaha VK540E, поскольку предыдущий собственник обязан был поставить на регистрационный учет и снять с регистрационного учета снегоход, чего сделано не было. В паспорте самоходной машины отсутствует отметка о государственной регистрации снегохода на Божок Н.С. и о снятии его с регистрационного учета, что является нарушением п.1.5, 1.10 и 2.8.6 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.1995. В связи с этим нарушен единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, установленный правилами в Российской Федерации.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, в редакции 26 июня 2014 г. (далее - Правила).

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).

Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 были введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, и пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 3 этого же Постановления предусмотрена разработка и утверждение определенными органами федеральной исполнительной власти Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники.

Согласно пункту 1.5 утвержденного и введенного в действие указанного выше Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (далее - Положение) наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. В разделе 3 этого Положения определен порядок заполнения паспортов на самоходные машины и другие виды техники, в том числе при продаже указанной техники и приобретении ее новым собственником (пункты 3.22.1, 3.22.2).

В соответствии с п. п. 3.22, 3.22.1, 3.22.2 раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При продаже, (передаче) "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О. владельца машины" и "Адрес". Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.

Если отсутствуют необходимые документы, государственная инспекция Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины (пункт 2.5 названного выше Положения).

Пунктами 2.1, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995, также предусмотрено, что регистрация техники производится за владельцами при представлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.

В силу пункта 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п.2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

2.8.6.1. Выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться - машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС- 1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

2.8.6.2. документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п.2 ст.161 Гражданского кодекса РФ гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.

В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.

Из паспорта самоходной машины усматривается, что прежним собственником снегохода Божок Н.С. осуществлены регистрационные действия по снятию с учета самоходной машины Yamaha VK540E, о чем в регистрационных документах отражены соответствующие сведения.

При этом, паспорт самоходной машины содержит информацию о переходе права на указанную самоходную машину по наследству на имя Божок Н.С., однако ею не были осуществлены регистрационные действия, регистрационные знаки на снегоход не получены.

Вместе с тем, данное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии права собственности на снегоход у Божок Н.С. и незаконности заключенной сделки с Мизюк И.Б., поскольку в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющимся на транспортные средства, в том числе самоходные машины, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.

Таким образом, выводы гостехнадзора о том, что прежний собственник не приобрел право собственности на снегоход, поскольку не зарегистрировал его в органах Гостехнадзора, а договор купли-продажи не является законным и не может служить основанием для постановки на учет снегохода, основаны на неправильном толковании закона. Кроме того, переход права собственности от Божок Н.С. к административному истцу Мизюк И.Б. ни сторонами сделки купли – продажи, ни иными лицами в установленном законом порядке не оспаривалось и не оспорено.

Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены пунктом 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) в Архангельской области, утвержденного Постановлением Гостехнадзора Архангельской области от 29 мая 2014 года N 2, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 938.

Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.

Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 3 Постановления Правительства РФ N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ").

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства N 938 регистрация транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 3.1, 3.22 - 3.22.2 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, регистрации в паспортах не допускаются подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова, цифры и иные неоговоренные исправления, записи карандашом. Текст должен быть написан ясно и четко, наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их жительства. Подписи заверяются печатями с четко различными наименованиями организаций.

Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки "Наименование (Ф.И.О.) нового собственника", "Адрес", "Дата продажи (передачи)", "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О.) владельца машины" и "Адрес". Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.

Учитывая, что снегоход предыдущим собственником не ставился на регистрационный учет в связи с заключением указанной сделки купли-продажи, то отсутствие печати органа Гостехнадзора в паспорте самоходной машины не могло являться основанием для отказа в регистрации снегохода, в случае предоставления заявителем на регистрацию самоходной машины и необходимых для первичной регистрации документов.

Принимая во внимание, что отсутствие сведений о постановке снегохода на регистрационный учет прежним собственником являлось единственным основанием для отказа в регистрации снегохода, при наличии сведений, что ранее данное транспортное средство стояло на регистрационном учете в гостехнадзоре и в установленном порядке, было снято с такого учета, произведен его осмотр, что подтверждается актом сверки номерных узлов и агрегатов самоходной машины от 19.02.2019 (недостоверность данного акта в ходе рассмотрения дела, а также ранее административным ответчиком не оспаривалась), а также иными доказательствами, представленными административным истцом в дело, а также в Комитет документами, суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемого отказа, обоснованности заявленных административным истцом требований и наличии оснований для их удовлетворения

Кроме того, неисполнение обязанности по постановке снегохода на регистрационный учет и снятии снегохода в регистрирующем органе прежним собственником самоходной машины, не может являться условием для ограничения прав нового собственника данной самоходной машины, предоставившего в регистрирующий орган как само транспортное средство, так и все необходимые документы для предоставления ему государственной услуги по постановке данного транспортного средства на регистрационный учет.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

При установленных обстоятельствах, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов административного дела следует, что административным истцом понесены расходы в виде уплаты госпошлины в сумме 300 рублей, что подтверждено чеком по операции от 14.03.2019 (л.д.16)

Из изложенных выше процессуальных норм, регулирующих вопросы, связанные с судебными расходами по административным делам, следует, что государственные органы, выступающие в качестве административных истцов либо административных ответчиков по делам, рассматриваемым в соответствии с административным процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, освобождаются только от уплаты госпошлины в соответствующий бюджет при совершении ими юридически значимых действий, либо при взыскании с них госпошлины в доход бюджета в установленных процессуальным законодательством случаях. При этом вопросы, связанные с возмещением сторонам судебных расходов, понесенных ими при рассмотрении административных дел, налоговым законодательством не регулируются.

Положениями главы 10 "Судебные расходы" КАС РФ возможность освобождения государственных органов от уплаты судебных расходов, понесенных сторонами по делу, не предусмотрена.

В связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил :

Административный иск Мизюк ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и подлежащим отмене решение Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 28.02.2019 об отказе в регистрации снегохода Yamaha VK540E, 2014 года выпуска, заводской номер машины .

Возложить на Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края обязанность осуществить государственную регистрацию указанной самоходной машины, принадлежащей Мизюк ФИО1.

Взыскать с Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в пользу Мизюк ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 июня 2019 года.

Судья / подпись /

Копия верна: судья И.Д. Костевская