ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/20 от 03.03.2020 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-590/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2020 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд города Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Домниковой М.В.,

при помощнике судьи - Слоболюк Е.В.

с участием представителя административных истцов - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе административное дело по административному иску ФИО3, ФИО5 к Администрации <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, в котором просили суд: признать незаконным Постановление Администрации <адрес> «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО3, ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть по существу заявление ФИО3, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенном по адресу: <адрес> а; взыскать в равных долях с Администрации <адрес> и МКУ Департамент развития муниципальной собственности в пользу административных истцов судебные расходы в размере 35 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Декларации Инспекции ГАСК в АР Крым о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное под № КР14212191460, решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу . ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Администрацию <адрес> с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенном по адресу: <адрес> а. Письмом МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление от ДД.ММ.ГГГГ возвращено административным истцам по причине невозможности его рассмотрения. Вместе с тем, с таким ответом истцы не согласились и обратились в суд, решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований истцов было отказано, однако Апелляционным определением ВС РК от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, административный иск ФИО3, ФИО5 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> о признании действий незаконными, понуждении совершить определённые действия - удовлетворен частично, признано незаконным решение Администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о возврате заявления представителя ФИО4, ФИО3 по доверенности - ФИО7 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> а; на Администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление представителя ФИО4, ФИО3 по доверенности - ФИО7 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> а. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы повторно обратились в Администрацию <адрес> с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенном по адресу: <адрес> а, вместе с тем, административным ответчиком отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО3, ФИО5, о чем принято Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа послужило то, что право административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих возникновение права собственности на жилой дои до ДД.ММ.ГГГГ, а такое право зарегистрировано в 2018 году. Административные истцы с таким постановлением не согласны, считают его незаконным, поскольку право собственности у административных истцом на жилой дом возникло до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, обратились в суд с настоящим иском (л.д. 3-11).

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие не подавали.

В судебном заседании представитель административных истцов поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении иска.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, в адрес суда направил письменные возражения (л.д. 98-104), в котором просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика - МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие не подавал.

С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения представителя административных истцов, изучив доводы иска, изучив возражения представителя административного ответчика – Администрации <адрес>, исследовав материалы рассматриваемого дела, обозрев материалы гражданского дела , исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> считается принятой в ФИО1 с даты подписания настоящего Договора.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает иные сроки.

Так, судом установлено и из материалов дела следует, что согласно договору дарения доли дома, заключённого между ФИО8 и ФИО3, ФИО14 (Гайченя) Н.А., административными истцами приобретено право собственности в равных долях 86/100 долей двух жилых домов с соответствующей долей надворных построек, расположенных по адресу: <адрес> а (л.д. 15).

В соответствии с данными извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Симферопольским МБРТИ, на земельном участке 618 кв.м. расположены: два жилых каменных дома, обозначенных в плане по лит. «А», жилой площадью 16, 2 кв.м, лит. «В», жилой площадью 33,5 кв.м, сараи «З, Е, М», уборная «К», сооружения.

Согласно Декларации Инспекции ГАСК в АР Крым о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ № КР 14212191460 по адресу: <адрес> а произведена реконструкция дома литер «А», возведены постройки (л.д. 18-24).

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3 и ФИО5 выделено в натуре на принадлежащие им 86/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а кадастровый , а также гараж литер «О». Признано за ФИО3 и ФИО5 в равных долях за каждым право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а кадастровый , общей площадью 165,1 кв.м., жилой площадью 90,3 кв.м., гараж литер «О».

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 и ФИО5 зарегистрировано право собственности на жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> а, документ основание: Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 38-41).

Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 и ФИО5 зарегистрировано право собственности на гараж, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> а, документ основание: Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 42-45).

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы – ФИО5, Резников А..В., в лице представителей ФИО9, ФИО10, действующих на основании доверенности, обратились в Администрацию <адрес> с заявлением, в котором просили утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 542 кв.м., по адресу: <адрес> а, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, в целях его предоставления в долевую собственность (л.д. 13).

К указанному заявлению административными истцами приложено: копия документа, удостоверяющего личность заявителей либо представителя заявителя (копия паспорта ФИО5 (л.д. 109), копия свидетельства о заключении брака (л.д. 110), копия паспорта ФИО3 (л.д. 111), схема расположения земельного участка, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть предоставлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, сообщение заявителей, содержащие перечень всех зданий, сооружений, строений, расположенных на земельном участке, документ, подтверждающий полномочия представителей заявителей копия (доверенности (л.д. 112), копия паспорта ФИО9 (л.д. 113), копия паспорта ФИО10 (л.д.114).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО3, ФИО5», отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 542 кв.м., расположенного по <адрес> а, <адрес> (л.д. 12).

Основанием для принятия указанного постановления послужило то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на жилой дом (кадастровый ) у граждан РФ ФИО3, ФИО5 возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно части 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.

В силу части 5 статьи 13 названного Закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом Министров Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики.

В пунктах 6 и 7 Порядка изложены содержание заявления о предоставлении земельного участка и перечень необходимых прилагаемых к заявлению документов.

Так, согласно п. 6 Порядка, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии);

4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона;

5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав;

6) цель использования земельного участка;

7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории, в границах которой расположен земельный участок (в случае если земельный участок расположен в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества);

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Пунктом 7 предусмотрено, что 7 к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:

1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина;

2) для юридических лиц:

копия устава, заверенная данным юридическим лицом;

копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом;

копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;

3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права;

4) копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона);

5) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта;

6) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (при подаче заявления представителем заявителя);

7) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии);

8) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5199 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Согласно п. 2.6.1 Административного Регламента, 2.6.1 для получения муниципальной услуги Заявителем предоставляются: заявление по форме согласно Приложению 2, в котором указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства Заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, контактный телефон (для физического лица - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина); наименование и место нахождения Заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если Заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения земельного участка, которое должно содержать сведения, позволяющие определить ориентировочные границы образуемого земельного участка на местности; площадь испрашиваемого земельного участка; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации или Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений"; вид права, на котором Заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с Заявителем; количество гаражей, расположенных на испрашиваемом земельном участке, и дата окончания их строительства в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу.

К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность Заявителя или его уполномоченного представителя; документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, в случае, если с Заявлением обращается представитель Заявителя; заверенный перевод на русский язык документов: а) о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо; б) удостоверяющих личность Заявителя, в случае, если Заявителем является иностранное физическое лицо; учредительные документы юридического лица; документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здания, сооружения, принадлежащие Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии зданий, сооружений на земельном участке);схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте территории - 10 экземпляров в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов на дату вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства; копия устава некоммерческой организации, созданной гражданами, заверенная в установленном порядке, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства; копия устава садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива), действовавшего до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка некоммерческой организации для ведения огородничества или садоводства, созданной гражданами, после вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; копия устава гаражного кооператива, заверенная уполномоченным лицом данного кооператива, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу; подготовленные гаражным кооперативом списки его членов с указанием номера гаража, используемого каждым из указанных членов (при наличии такого номера), с приложением (при наличии) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на гараж в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу; сообщение Заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве Заявителю.

Пунктом 2.11 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к которым относятся: схема расположения земельного участка, приложенная к Заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Так, отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 542 кв. м., расположенном по <адрес>. 32 а, в <адрес>, в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация <адрес> указала в качестве оснований отказа: на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на жилой дом (кадастровый ) у граждан РФ ФИО3, ФИО5 возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Как уже установлено судом, ФИО3, ФИО14 (Гайченя) Н.А., приобретено право собственности в равных долях 86/100 долей двух жилых домов с соответствующей долей надворных построек, расположенных по адресу: <адрес> а, на основании договора дарения доли дома; в соответствии с данными извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Симферопольским МБРТИ, на земельном участке 618 кв.м. расположены: два жилых каменных дома, обозначенных в плане по лит. «А», жилой площадью 16, 2 кв.м, лит. «В», жилой площадью 33,5 кв.м, сараи «З, Е, М», уборная «К», сооружения (л.д. 15).

Право собственности административных истцов на основании данного договора на указанную долю, было зарегистрировано за ФИО3, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, согласно действующего на момент регистрации законодательства, что подтверждается извлечением из регистрации права собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Кроме того, согласно Декларации Инспекции ГАСК в АР Крым о готовности объекта к эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ № КР 14212191460 по адресу: <адрес> а произведена реконструкция дома литер «А», возведены постройки (л.д. 18-24).

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3 и ФИО5 выделено в натуре на принадлежащие им 86/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а кадастровый , а также гараж литер «О». Признано за ФИО3 и ФИО5 в равных долях за каждым право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а кадастровый , общей площадью 165,1 кв.м., жилой площадью 90,3 кв.м., гараж литер «О».

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу что право собственности истцов на жилой дом, расположенный в <адрес> а, возникло до ДД.ММ.ГГГГ, а потому ссылка административного ответчика в оспариваемом решении на то, что право собственности на жилой дом зарегистрировано на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для отказа в предоставления муниципальной услуги, поскольку решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделана в натуре принадлежащие ФИО3, ФИО5 на праве собственности 86/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а, и прекращено право общей долевой собственности.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов в части признания Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО3, ФИО5» незаконным.

Кроме того, согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5199 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории» и о внесении изменений в постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 356 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере регулирования земельных отношений».

Из пункта 2.2 Административного регламента следует, что Муниципальная услуга предоставляется Администрацией. Ответственным исполнителем по предоставлению муниципальной услуги является Департамент.

Пунктом 2.11 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к которым относятся: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; земельный участок не соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам, установленным в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, градостроительным регламентом; земельный участок, на который не распространяется действие градостроительных регламентов или в отношении которого градостроительные регламенты не устанавливаются, не соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами; границы земельного участка пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости; обременения (ограничения), сохраняемые в отношении образуемых путем раздела, перераспределения или выдела земельных участков, не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами; границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Однако в Постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не приведены основания для отказа ФИО3, ФИО5 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, что также позволяет сделать суду вывод о незаконности такого постановления.

Кроме того, учитывая положения ч. 9 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия, принимая во внимание положения пункта 2.2 Административного регламента, из которого следует, что Муниципальная услуга предоставляется Администрацией; ответственным исполнителем по предоставлению муниципальной услуги является Департамент, суд полагает необходимым обязать Администрацию <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, в пределах предоставленных полномочий повторно рассмотреть заявление ФИО3, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 542 кв.м., по адресу: <адрес> а, с учетом установленных фактических обстоятельств, а также, суд полагает необходимым обязать Администрацию <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> сообщить суду и гражданам ФИО3, ФИО5 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Кроме того, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований административных истцов в части взыскания в равных долях с Администрации <адрес> и МКУ Департамент развития муниципальной собственности судебные расходы в размере 35 000 рублей, исходя из следующего.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ООО «Юридическая компания «ВВК» был заключен договор о предоставлении юридических услуг (л.д. 48-51), согласно которого исполнитель обязать оказать заказчику юридические услуги по сопровождению дела в суде первой инстанции по признанию незаконным Постановления Администрации <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 1.2 Договора); стоимость услуг по Договору составляет 35 000 рублей (п. 3.1 Договора).

ФИО13 представлял интересы в суде ФИО3, ФИО5 на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).

Факт оплаты услуг по указанному Договору подтверждается квитанцией об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

Факт оказания юридических услуг по указанному Договору подтверждается материалам административного дела, в частности представителем административных истцов – ФИО13 составлено и подано исковое заявление в суд, представитель административных истцов принимал участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными протокола судебного заседания (л.д. 84-85), которое было отложено в связи с истребованием доказательств по делу (продолжительность судебного заседания 20 минут), и участвовал в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ – при рассмотрении дела по существу, что также подтверждается данными протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.07.2007г. N 382-О-О, часть 1 статьи 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителей.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статье 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указывает на то, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13).

С учетом изложенного, принимая во внимание изложенное, а также учитывая активную роль стороны истца в процессе рассмотрении дела судом первой инстанции, а также участия в судебных заседаниях, с учетом п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом средних цен по региону за оказание подобных услуг, изложенных в Решении Совета адвокатской палаты Республики Крым, утвержденного Советом Ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями), находящиеся в открытом доступе в сети «Интернет» http://ap-rk.com/,суд приходит к выводу, что сумма судебных расходов, понесенных административных истцом ФИО5 на услуги представителя составляет 16 рублей, из которых 6000 рублей за составление искового заявления, 10 000 рублей за участие в судебных заседаниях в Железнодорожном районном суде <адрес> (4000 рублей – участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, 6000 рублей – участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, а также принимая во внимание, что договор о предоставлении юридических услуг заключен между ФИО5 и ООО «Юридическая компания «ВВК», суд приходит к выводу о взыскании с Администрации <адрес> в пользу ФИО5 судебных расходов в размере 16 000 рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в данной части.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Административными истцами при подаче настоящего административного иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанциями (л.д. 1). (л.д. 2).

Таким образом, принимая во внимание, что суд пришел к выводу о незаконности постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и удовлетворению требований истцов, то суд полагает необходимым взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей с Администрации <адрес> в пользу ФИО3, а также о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей с Администрации <адрес> в пользу ФИО5

На основании изложенного, руководствуясь 227-228 КАС Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3, ФИО5 - удовлетворить частично.

Признать незаконным Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО3, ФИО5».

Обязать Администрацию <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, в пределах предоставленных полномочий повторно рассмотреть заявление ФИО3, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 542 кв.м., по адресу: <адрес> а, с учетом установленных обстоятельств по делу.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО5 расходы на оплату услуг представителя в размере 16 000 (шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3, ФИО5 – отказать.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО5 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек.

Обязать Администрацию <адрес> сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданину ФИО3 и ФИО5 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 марта 2020 года.

Судья Домникова М.В.