ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/20 от 07.07.2021 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2021-000969-28

Дело № 2а-590/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием прокурора Хвалеева Т.В., представителей административного ответчика ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Зеи к главе города Зеи ФИО3 о досрочном прекращении полномочий главы города Зеи,

УСТАНОВИЛ:

Решением избирательной комиссии муниципального образования города Зеи от 10 сентября 2018 года <Номер обезличен> «Об установлении итогов голосования по выборам главы города Зеи» ФИО3 избран на должность главы города Зеи.

Прокурор Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Зеи обратился в суд с административным иском к главе города Зеи ФИО3 о досрочном прекращении полномочий главы города Зеи ФИО3 в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом заявления об уточнении требований просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Зейского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы г. Зеи ФИО3, в ходе которой выявлен факт неисполнения ФИО3 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», непринятия мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельного участка своей супруге ФИО7

03 сентября 2020 года супругой главы города Зеи ФИО7 в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сайте «Надальнийвосток.РФ» сформирован земельный участок площадью 1562 кв.м, с кадастровым номером: <Номер обезличен> и на основании ст. 4 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ в администрацию города Зеи 08 сентября 2020 года подано заявление о предоставлении данного земельного участка в безвозмездное пользование. Данное заявление рассмотрено администрацией города Зеи 01 октября 2020 года. Между администрацией города Зеи в лице главы города Зеи ФИО3 и ФИО7 заключен договор <Номер обезличен> безвозмездного пользования земельным участком площадью 1562 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес>, подписан акт приема-передачи указанного земельного участка. 08 октября 2020 года осуществлена государственная регистрация данного договора в отношении земельного участка за <Номер обезличен>.

23 ноября 2020 года от ФИО7 в адрес главы г. Зеи ФИО3 подано заявление об одностороннем отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и расторжении договора <Номер обезличен> от 01 октября 2020 года. 30 ноября 2020 года между главой города Зеи ФИО3 и ФИО7 подписано соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком от 01 октября 2020 года <Номер обезличен>. 07 декабря 2020 года произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования.

Таким образом, глава города Зеи ФИО3, состоящий в близком родстве с ФИО7, имея личную (имущественную) заинтересованность в предоставлении последней земельного участка для безвозмездного пользования, не исключил своего участия в качестве стороны договора безвозмездного пользования земельным участком и не принял мер по предотвращению сложившегося конфликта интересов. В связи с чем, прокурором Зейского района внесено представление <Номер обезличен> от 22 января 2021 года, которое было рассмотрено Зейским городским Советом народных депутатов 19 февраля 2021 года и вынесено решение <Номер обезличен>.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 19 марта 2021 года отказано в удовлетворении административного иска ФИО3 к прокурору Зейского района Петрову Е. К. о признании представления прокурора <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 22 января 2021 года не основанным на законе и не подлежащим исполнению.

Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 29 марта 2021 года <Номер обезличен> установлено провести закрытое заседание Зейского городского Совета народных депутатов, на котором подлежало рассмотреть вопрос «Об удалении в отставку главы города Зеи ФИО3». 29 марта 2021 года решение Зейским городским Советом народных депутатов об удалении главы в отставку не принято. 09 июня 2021 года Зейским городским Советом народных депутатов об удалении главы в отставку не принято.

Зейский городской Совет народных депутатов своими решениями о неудалении главы г. Зеи ФИО3 в отставку фактически исключил возможность наступления ответственности главы г. Зеи за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-Ф3 и Федеральным законом № 131-Ф3.

Принимая во внимание длительность периода времени, в течение которого не принималось решение об ответственности за непринятие ФИО3 мер по урегулированию конфликта интересов, недопустимость совершения повторного нарушения, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении административного иска настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представители административного ответчика главы города Зеи ФИО3 с административным иском не согласны, из объяснений и отзыва на иск следует, что исходя из конституционного принципа разделения властей у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для принятия решения об удовлетворения данного иска, т.к. вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования по указанным в административном исковом заявлении основаниям находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Полномочиями инициировать отставку главы муниципального образования прокурор не наделен, то есть прокурор по настоящему делу является ненадлежащим административным истцом. В качестве административного ответчика по настоящему административному делу прокурором Зейского района указан глава города Зеи. При этом административное исковое заявление, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 125 КАС РФ (ч. 6 ст. 125 КАС РФ), каких-либо требований к административному ответчику не содержит.

Решением Зейского районного суда от 19.03.2021 было подтверждено право прокурора Зейского района на внесение представления <Номер обезличен> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 22.01.2021 с одной стороны, и отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов главы города этим представлением, с другой. При этом суд апелляционной инстанции, оставляя решение Зейского районного суда без изменений, сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации указав, что представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает. При таких обстоятельствах решение Зейского районного суда от 19.03.2021 по делу № 2а-224/2021 может иметь преюдициальное значение по настоящему делу только в части подтверждения полномочий прокурора вносить представления в представительный орган. Доказательств наличия коррупционных правонарушений административным истцом не представлено.

Поскольку предметом настоящего иска не является бездействие представительного органа - Зейского городского Совета народных депутатов, выразившееся в непринятии решения об удалении главы города Зеи в отставку, то днем, когда административному истцу стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц (при наличии таковых), следует считать день внесения представления в Зейский городской Совет, то есть 22 января 2021 года. При таких обстоятельствах трехмесячный срок для обращения с настоящим административным заявлением прокурором Зейского района пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

Земельный участок площадью 1562 м2, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу <адрес>, в отношении которого был заключен договор безвозмездного пользования, явившийся основанием для вынесения прокурором Зейского района представления <Номер обезличен>, в настоящее время является объектом сделок в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что является дополнительным подтверждением отсутствия нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Поскольку порядок освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в городе Зее отсутствует, то в этих целях подлежит применению статья 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в котором участие судебных органов при рассмотрении данного вопроса не предусмотрено.

По решению суда физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы, только в случае, когда речь может идти исключительно о возможности применения к этому лицу такого вида наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое предусмотрено пунктом «б» статьи 44 УК РФ, поскольку в рамках применения иных, кроме уголовной видов юридической ответственности, наложение такой санкции именно судом действующим законодательством не предусмотрено.

Обращение решения суда к немедленному исполнению, в случае удовлетворения заявленных требований, повлечет нарушение прав административного ответчика на судебную защиту.

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, избранного большинством голосов избирателей города Зеи, за совершение действий, которые фактически не повлекли за собой нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, является явно несоразмерным совершенному деянию.

Представитель заинтересованного лица Зейского городского Совета народных депутатов исковые требования прокурора поддерживает, считает, что имеются основания для принятия судом решения о досрочном прекращении полномочий главы города Зеи.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 5, п. 20 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в частности, мероприятия по повышению ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Согласно части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 11 ст. 35.1 Устава города Зея глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 11 ст. 35.1 Устава города Зея полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 33 Устава города Зеи представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

В числе остальных, основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, каких-либо выгод (преимуществ) служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), с которыми служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и др.

В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

К иным категориям лиц относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Из материалов дела следует, что решением избирательной комиссии муниципального образования города Зеи от 10 сентября 2018 года <Номер обезличен> «Об установлении итогов голосования по выборам главы города Зеи» ФИО3 избран на должность главы города Зеи.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 35.1 Устава города Зеи является высшим должностным лицом города Зеи, замещающим муниципальную должность, избирается на срок пять лет.

В ходе проведения прокуратурой Зейского района проверки был установлен факт неисполнения главой города Зеи ФИО3 обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельного участка своей супруге ФИО7

Так, 03 сентября 2020 года супругой главы города Зеи ФИО7 в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сайте «Надальнийвосток.РФ» сформирован земельный участок площадью 1562 кв.м, с кадастровым номером: <Номер обезличен> и на основании ст. 4 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ в администрацию города Зеи 08 сентября 2020 года подано заявление о предоставлении данного земельного участка в безвозмездное пользование. Данное заявление рассмотрено администрацией города Зеи 01 октября 2020 года. Между администрацией города Зеи в лице главы города Зеи ФИО3 и ФИО7 заключен договор <Номер обезличен> безвозмездного пользования земельным участком площадью 1562 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес>, подписан акт приема-передачи указанного земельного участка. 08 октября 2020 года осуществлена государственная регистрация данного договора в отношении земельного участка за <Номер обезличен>.

23 ноября 2020 года от ФИО7 в адрес главы г. Зеи ФИО3 подано заявление об одностороннем отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и расторжении договора <Номер обезличен> от 01 октября 2020 года. 30 ноября 2020 года между главой города Зеи ФИО3 и ФИО7 подписано соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком от 01 октября 2020 года <Номер обезличен>. 07 декабря 2020 года произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования.

В связи с изложенными обстоятельствами, прокурором Зейского района в адрес Зейского городского Совета народных депутатов было направлено представление <Номер обезличен> от 22 января 2021 года о привлечении главы города Зеи к установленной Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответственности.

Данное представление было рассмотрено Зейским городским Советом народных депутатов 19 февраля 2021 года и вынесено решение <Номер обезличен>, которым постановлено инициировать удаление главы города Зеи ФИО3 в отставку в связи с утратой доверия.

Проверка законности вынесения прокурором представления <Номер обезличен> от 22 января 2021 года являлась предметом судебного контроля по административному иску главы города Зеи ФИО3 к прокурору Зейского района о признании данного представления прокурора не основанным на законе и не подлежащим исполнению.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 19 марта 2021 года, вступившим в законную силу 27 мая 2021 года, установлено, что глава города Зеи ФИО3, состоящий в близком родстве с ФИО7, имея личную (имущественную) заинтересованность в предоставлении супруге ФИО7 земельного участка для безвозмездного пользования, в нарушение Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не исключил своего участия в качестве стороны договора безвозмездного пользования земельным участком и не принял мер по предотвращению сложившегося конфликта интересов, поэтому судом оспариваемое представление прокурора признано законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ данное судебное решение имеет преюдициальное значение, обстоятельства, установленные решением Зейского районного суда Амурской области от 19 марта 2021 года обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Таким образом, вопреки доводам представителя административного ответчика, при рассмотрении данного административного иска суд исходит из того, что факт непринятия главой города Зеи ФИО3 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при предоставлении земельного участка своей супруге ФИО7, стороной которого он является установлен, поэтому имеются основания для досрочного прекращения полномочий главы города Зеи в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что решением Зейского городского Совета народных депутатов от 29 марта 2021 года <Номер обезличен> постановлено провести закрытое заседание Зейского городского Совета народных депутатов, на котором подлежало рассмотреть вопрос «Об удалении в отставку главы города Зеи ФИО3».

Согласно протоколу закрытого заседания Зейского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 29 марта 2021 года решение об удалении главы города Зеи в отставку Зейским городским Советом народных депутатов не принято.

Согласно протоколу очередного заседания Зейского городского Совета народных депутатов <Номер обезличен> от 09 июня 2021 года решение об удалении главы города Зеи в отставку Зейским городским Советом народных депутатов не принято.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представительный орган муниципального образования фактически исключил возможность наступления ответственности главы города Зеи за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, имеются правовые и фактические основания для принятия судом решения о досрочном прекращении полномочий главы города Зеи в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопреки доводам представителя административного ответчика суд находит, что применение к главе города Зеи ФИО3 меры ответственности в виде удаления в отставку будет отвечать критериям справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния, поскольку такая мера ответственности в данном случае будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции.

Тот факт, что в настоящее время земельный участок по адресу <адрес>, в отношении которого был заключен договор безвозмездного пользования, в настоящее время является объектом сделок в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ, не свидетельствует о том, что главой города Зеи ФИО3 не было допущено нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и не были затронуты права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования г. Зеи.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о прекращении полномочий главы муниципального образования, поскольку требования прокурора, как следствие признания незаконным бездействия административного ответчика, направлены на защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования на реализацию принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.

Вопреки доводам представителя административного ответчика полномочия прокурора на обращение в суд с соответствующим административным иском, а у суда, как следствие, полномочия на его рассмотрение вытекают из взаимосвязанных положений части 6 статьи 11, части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частей 1, 2 статьи 39 КАС РФ.

По мнению суда, полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий главы города Зеи в данном случае не ущемляются, поскольку во внесудебном порядке решение по данному вопросу Зейским городским Советом народных депутатов не принято дважды.

Поскольку из материалов дела следует, что второе заседание Зейского городского Совета народных депутатов по вопросу досрочного прекращения полномочий главы города Зеи состоялось 09 июня 2021 года, решение не было принято, суд находит, что трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ст. 219 ч. 1 КАС РФ, соблюден.

Согласно ст. 188 ч. 2 КАС РФ суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Ходатайство прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению, т.к. решение об ответственности главы города Зеи за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не принималось длительное время (с января 2021 года).

Суд считает, что вследствие данного особого обстоятельства замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб публичным интересам.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Зеи удовлетворить.

Прекратить полномочия главы города Зеи ФИО3 досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 08 июля 2021 года

Судья О.Б. Ворсина