№ 2 а - 590/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Плешаново 18 декабря 2020 года
Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе судьи Быковой Н.В.,
при секретаре Бережновой А.А.,
с участием: представителя административного истца старшего судебного пристава Красногвардейского РОСП УФССП России по Оренбургской области ФИО1, действующего на основании доверенности,
заинтересованного лица, выступающего одновременно в качестве представителя административного ответчика - начальника отдела ЗАГС администрации Красногвардейского района Оренбургской области - ФИО2, действующего на основании доверенности от 18.11.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о признании бездействия незаконным,
с участием заинтересованных лиц: <данные изъяты> ФИО3, <данные изъяты> ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Красногвардейский РОСП УФССП России по Оренбургской области, УФССП России по Оренбургской области обратились в суд с административным иском к Отделу ЗАГС администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области, в котором просит признать незаконным бездействие отдела ЗАГС администрации Красногвардейского района по не предоставлению сведений о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в запросе судебного пристава-исполнителя от 23.09.2020 года <данные изъяты>
Обязать ответчика предоставить сведения о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в запросе судебного пристава-исполнителя от 23.09.2020 года <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <данные изъяты> ФИО3 23.09.2020 года в рамках исполнительных производств в отношении А.А.., Б.В., К.Р., Х.В.., Д.Н., П.Р., Ж.А.., Ф.А., К.Р., И.Н., С.А., Д.А., Г.А., В.А.., И.С., Е.А.., Б.А., С.А., Ц.В.., Д.А.., Л.Р.., К.М. в отдел записи актов гражданского состояния Администрации Красногвардейского района направлен запрос № <данные изъяты> о предоставлении сведений о смерти указанных граждан. Ответом от 03.10.2020 года <данные изъяты> ФИО2 отказано в предоставлении вышеуказанной информации. Полномочия судебного пристава-исполнителя направлены на отыскание имущества, на которое может быть обращено взыскание. Полагает не обоснованными доводы органа ЗАГС о том, что сведения государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются только по запросам ФССП России. Судебный пристав является самостоятельным процессуальным лицом, полномочия которого определены ФЗ «Об исполнительном производстве». Выбор определенных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с действующими нормами права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя. В настоящий момент прослеживается тенденция по бездействию судебных приставов-исполнителей в рамках исполнительных производств в том числе по не предоставлению ответов из органов ЗАГС.
Определением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 19 ноября 2020 года определен состав участников процесса: определен административный истец - Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, заменен ненадлежащий административный ответчик – отдел записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области на надлежащего административного ответчика – администрацию муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: <данные изъяты> ФИО2 и <данные изъяты> ФИО3
Представитель административного истца УФССП России по Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области, участвующая в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что с 01.10.2018 года порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется ст.13.2 ФЗ от 15.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Получение запрашиваемых сведений может быть реализовано только при взаимодействии ФССП с Федеральной с налоговой службой в порядке, установленном законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Закона об актах гражданского состояния (в ред. изм., внесенных ФЗ № 328 от 01.10.2019 года) орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте РФ либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ. Указанная норма пункт 3 статьи 13.2 Закона об актах гражданского состояния содержит исчерпывающий перечень субъектов, по запросам которых органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния. В данном перечне территориальные органы (их подразделения) ФССП не указаны, хотя указаны территориальные органы ФНС и МВД РФ. В соответствии с нормой статьи 6.1 ФЗ от 21.07.1997 года № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019 года) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» система принудительного исполнения РФ включает: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и его подразделения; территориальные органы ФССП и их подразделения; научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства РФ. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется только Законом об актах гражданского состояния. Единственным законным основанием для предоставления органами ЗАГС территориальным органам ФССП сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния является запрос должностного лица территориального органа ФССП, осуществляющего дознание по уголовным делам. В предмете запроса ссылка на уголовное дело обязательна. Запрос от 23.09.2020 года № 56019/20/30740 подготовлен судебным приставом-исполнителем Красногвардейского РОСП ФИО3 в целях исполнения требований исполнительного документа, а не в связи с осуществлением функции дознания. Отказ отдела ЗАГС администрации Красногвардейского района Оренбургской области в предоставлении сведений о государственной регистрации смерти граждан, указанных в запросе от 23.09.2020 года судебного пристава – исполнителя Красногвардейского РОСП ФИО3 полагает законными и обоснованными.
Руководствуясь частью 2 статьи 289 КАС РФ суд определил - рассмотреть дело с имеющейся явкой.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вышеуказанные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9 и в части 10 настоящей статьи на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Красногвардейского РОСП ФИО3 23.09.2020 года в рамках исполнительных производств в отношении А.А., Б.В.., К.Р., Х.В.., Д.Н.П.Р.., Ж.А.., Ф.А.., К.Р.., И.Н., С.А., Д.А., Г.А., В.В., И.С., Е.А.., Б.А.., С.А., Ц.В., Д.А., Л.Р.К.М. в Отдел ЗАГС администрации Красногвардейского района направлен запрос за № <данные изъяты> о предоставлении сведений о смерти указанных граждан.
Ответом от 03.10.2020 года за № <данные изъяты> ФИО2 отказано в предоставлении указанной информации.
Между сторонами по делу возник спор относительно наличия у судебного пристава – исполнителя полномочий запрашивать сведения о смерти в органах ЗАГС.
Согласно частям 2, 3, 8 статьи 13.2 Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в части сведений, необходимых для исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, нотариусам в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также избирательным комиссиям в части сведений, необходимых для осуществления полномочий, предусмотренных законодательством о выборах.
Орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Порядок предоставления указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При толковании части 3 статьи 13.2 Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», стороны применяют различное толкование закона. При этом, административный ответчик полагает, что указание на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц как лицо, имеющее право на получение сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния предполагает возможность получения таких сведений только руководителем федерального органа на том основании, что в тексте положений законе не указаны территориальные органы, поименованные при определении полномочий других государственных и муниципальных органов.
Такая позиция административного ответчика представляется неверной, нецелесообразной и противоречащей действующему законодательству в области исполнения судебных актов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами.
В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
На основании изложенного, следует, что судебный пристав является самостоятельным процессуальным лицом, полномочия которого определены ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 12 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в числе прочего: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
На основании части 2 статьи 12 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав-исполнитель имеет право в том числе: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 14 предусматривает, что информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения сотрудником органов принудительного исполнения служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию сотрудника органов принудительного исполнения в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.
Согласно пункту 3 статьи 14, информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, с согласия сотрудника органов принудительного исполнения может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.
Конкретные исполнительные действия осуществляются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, общий перечень которых установлен в статье 68 ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом выбор определенных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с указанными нормами права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя.
Из анализа совокупности приведенных положений закона, суд приходит к выводу о наличии у судебного пристава – исполнителя права на получение сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, поскольку запрос был произведен судебным приставом – исполнителем в рамках полномочий, установленных законом.
Как следует из материалов дела, судебный пристав – исполнитель ФИО3 Красногвардейского РОСП УФССП по Оренбургской области по находящимся в ее производстве исполнительным материалам направила запросы для проверки поступивших в ходе исполнительного производства сведений о смерти должников. Действия судебного пристава – исполнителя обусловлены необходимостью выполнения требований исполнительного документа.
В силу положений статьи 62 КАС Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 6 КАС Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Административным ответчиком доказательства наличия у судебного пристава – исполнителя возможности иным образом получить необходимую для своевременного исполнения по конкретным исполнительным производствам не представлено.
При таких обстоятельствах бездействие <данные изъяты> ФИО2 администрации Красногвардейского района Оренбургской области, выраженное в виде отказа в предоставлении судебному приставу – исполнителю сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в письме № 584 от 03.10.2020 года нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно положениям статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия), в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае с целью восстановления нарушенных прав необходимо возложить на административного ответчика обязанность предоставить запрашиваемые сведения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Красногвардейского района Оренбургской области по не предоставлению сведений о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в запросе <данные изъяты> ФИО3 от 23.09.2020 года № <данные изъяты>
Обязать администрацию Красногвардейского района Оренбургской области предоставить сведения о наличии записей в актах гражданского состояния о смерти должников, указанных в запросе <данные изъяты> ФИО3 от 23.09.2020 года № <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Оренбургской области.
судья Н.В. Быкова