Мотивированное решение составлено 17 июня 2021 года
66OS0000-01-2021-000118-43
Дело № 2а-590/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2021 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Думе Белоярского городского округа о признании незаконным решения от 20 августа 2020 года № 47,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3) первоначально обратился в Арбитражный суд Свердловской области суд с вышеуказанным исковым заявлением к Думе Белоярского городского округа, в котором просит признать незаконным решение Думы Белоярского городского округа, № 47 от 20 августа 2020 года о направлении на доработку проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части изменения территориальных зон в Правилах землепользования и застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>; возложить на Думу Белоярского городского округа в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, совершить действие, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: рассмотреть положения пункта 1.10 проекта решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа » (в редакции Решения Думы Белоярского городского округа от 21 декабря 2017 года № 92, от 27 марта 2019 года № 17, от 30 мая 2019 года № 47, с изменениями, внесенными Решениями Свердловского областного суда от 21 июня 2018 года по делу № 3а-240/2018, от 11 сентября 2018 года по делу № 3а-286/2018, от 11 сентября 2018 года по делу № 3а-324/2018), направленного главой Белоярского городского округа с приложенным к нему заключением от 07 октября 2019 года о результатах публичных слушаний.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии с Генеральным планом Белоярского городского округа земельные участки относятся к функциональной зоне Ж (жилая зона), в соответствии с Правилами землепользования и застройки к территориям, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются: СХУ-РЗ (сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием застройки). В соответствии с Генеральным планом Белоярского городского округа на земельных участках возможно осуществлять индивидуальное жилищное строительство, в отношении территории земельных участков постановлением главы Белоярского городского округа № 2156 от 11 декабря 2018 года утвержден проект планировки и межевания с выделением зон для застройки и территорий общего пользования.
В целях приведения Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - ПЗЗ) в соответствии с документами территориального планирования и возможности строительства на земельных участках, как это предусмотрено Генеральным планом Белоярского городского округа, административный истец обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, которое было рассмотрено 16 мая 2019 года ФИО4 по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа и принято решение о внесении изменений в ПЗЗ в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания.
По результатам общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.
Однако решением Думы Белоярского городского округа, оформленным протоколом № 49 от 07 ноября 2019 года отказано в утверждений изменений в ПЗЗ в части изменения территориальных зон в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории спорных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-1062/2020 решение указанное решение Думы Белоярского городского округа признано незаконным, на Думу была возложена обязанность принять одно из решение, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В результате исполнения решения суда Думой Белоярского городского округа принято решение № 47 от 20 августа 2020 года о направлении проекта внесения изменений в ПЗЗ в части спорных земельных участков, принадлежащих административному истцу на доработку главе Белоярского городского округа в связи с несоблюдением требований пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ИП ФИО3 считает указанное решение административного ответчика незаконным, не соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности, основания, основания для направления проекта на доработку отсутствуют. Каких-либо возражений о внесении изменений в ПЗЗ, предложенным административным истцом не имелось. Для решения о наличии или отсутствия правовых оснований для обращения заявителя с предложением о внесении изменений в ПЗЗ создана Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - Комиссия), которой было принято решение о необходимости внесения изменений в ПЗЗ по заявлению ФИО3 Дума Белоярского городского округа в данном случае подменяет полномочия Комиссии.
ПЗЗ не соответствуют Генеральному плану Белоярского городского округа, что нарушает права административного истца, который приобрел земельные участки в 2017 году с целью индивидуального жилищного строительства и редакция Генерального плана Белоярского городского округа допускала такую возможность.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2020 года указанное административное дело передано на рассмотрение в Свердловский областной суд для определения суда общей юрисдикции, к подсудности которого дело отнесено законом.
Определением Свердловского областного суда от 25 марта 2021 года указанное административное дело передано в Белоярский районный суд Свердловской области, которым указанное дело принято к производству.
Определением суда, изложенном в протоколе судебного заседания от 24 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Белоярского городского округа.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, требования административного искового заявления поддержала в полном объеме. Указала, что направление проекта изменений в ПЗЗ на доработку главе должно быть мотивировано и обосновано, однако оспариваемое решение Думы Белоярского городского округа таким требованиям не отвечает. ИП ФИО3 был соблюден порядок обращения с предложением о внесении изменений в ПЗЗ, административный истец присутствовал на Комиссии, на всех заседаниях Думы Белоярского городского округа, в связи с чем в процессе рассмотрения предложений административного истца ему могли быть заданы интересующие их вопросы, однако каких-либо вопросов к нему не имелось. ПЗЗ не соответствуют Генеральному плану Белоярского городского округа, что нарушает права административного истца на использование земельных участков в соответствии с целью их приобретения – под индивидуальное жилищное строительство.
Представитель административного ответчика Думы Белоярского городского округа – ФИО2, действующий на основании доверенности, с заявленными административными исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что при принятии оспариваемого решения депутаты посчитали, что одного желания административного истца для внесения изменений в ПЗЗ недостаточно, он должен указать причины обращения с предложением о внесении изменений в ПЗЗ. Деятельность ИП ФИО3 не связана со строительством, а связана с реализацией земельных участков. Глава не связан с решением Думы и Комиссии и вправе самостоятельно принимать решения. ИП ФИО3 не относится к субъекту, который вправе обратиться с предложением о внесении изменений в ПЗЗ, его права не нарушаются. Комиссия без учета всех документов подготовила изменения в ПЗЗ, приняв предложением административного истца при отсутствии на то оснований.
Представитель заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области, заявлений об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.
Поскольку указанное лицо, участвующее в деле было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ИП ФИО3 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: Свердловская область, Белоярский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования в качестве сельскохозяйственных угодий; для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Генеральным планом Белоярского городского округа земельные участки относятся к функциональной зоне Ж (жилая застройка), в соответствии с ПЗЗ к территориальной зоне СХУ-РЗ (сельскохозяйственные угодья с перспективным развитием застройки).
В отношении земельных участков постановление главы Белоярского городского округа от 11 декабря 2018 года № 2156 утвержден проект планировки и межевания, в соответствии с которым на земельных участках планируется индивидуальное жилищное строительство (л.д. 89).
19 февраля 2019 года административный истец ИП ФИО3 обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа.
Указанное заявление было рассмотрено комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа 16 мая 2019 года, на котором было принято предложение административного истца в части внесения изменений в ПЗЗ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, утвержденным Постановлением главы Белоярского городского округа от 11 декабря 2018 года № 2156 (л.д. 98-99).
Заключение Комиссии от 16 мая 2019 года было утверждено главой Белоярского городского округа.
Постановлением главы Белоярского городского округа от 27 мая 2019 года № 975 назначены общественные обсуждения по проекту решения Думы Белоярского городского округа «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 «Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа».
По результатам общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту решения не поступило, главе Белоярского городского округа рекомендовано направить проект решения Думы на рассмотрение Думой Белоярского городского округа.
По результатам заседания Думы Белоярского городского округа, оформленного протоколом № 49 от 07 ноября 2019 года, принято решение № 71 о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа. Вместе с тем в части пункта 1.10, касающегося внесения изменений в отношении земельных участков административного истца в указанном протоколе указано на наличие возражений. Соответствующие изменения не вошли в решение Думы Белоярского городского округа от 07 ноября 2019 года № 71 (л.д. 102-104).
Не согласившись с указанным решением Думы Белоярского городского округа, ИП ФИО3 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с административным исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 февраля 2020 года по делу № А60-1062/2020, административные исковые требования ИП ФИО3 удовлетворены, признано незаконным решение Думы Белоярского городского округа, содержащееся в протоколе от 07 ноября 2019 года № 49; на Думу Белоярского городского округа возложена обязанность на ближайшем заседании Думы Белоярского городского округа с момента вступления в законную силу решения суда, принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проекта изменений в ПЗЗ в части изменения территориальных зон в ПЗЗ в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков, принадлежащим административному истцу (л.д. 105-108).
Во исполнение вышеуказанного решения Арбитражного суда Свердловской области Думой Белоярского городского округа 20 августа 2020 года принято решение № 47 о направлении на доработку главе Белоярского городского округа представленный Администрацией Белоярского городского округа проект изменений в ПЗЗ в части изменения территориальных зон в ПЗЗ в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилось не соблюдение требований пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предложения о внесении изменений в ПЗЗ направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения ПЗЗ земельные участки и объекты капитального строительства используются неэффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Представленные проект изменений в ПЗЗ и прилагаемые к нему материалы не содержат сведений о том, что в результате применения действующих ПЗЗ земельные участки ИП ФИО3 используются неэффективно, причиняется вред их правообладателю, снижается стоимость земельных участков, не реализуются права и законные интересы ИП ФИО3
Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки содержатся в части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Одним из таких оснований является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений (пункт 1 части 2 указанного статьи).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Согласно Уставу Белоярского городского округа Дума является представительным органом Белоярского городского округа, обладающим правом представлять интересы населения района и принимать решения по вопросам своего ведения, то есть является органом, в компетенции которого находится утверждение Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа и внесение в них изменений.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, проверив процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44, суд приходит к выводу, что процедура, предусмотренная статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена.
На основании заявления предпринимателя ФИО4 по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части внесения изменений в отношении земельных участков заявителя в соответствии с утвержденным проектом панировки и проектом межевания; проведены публичные слушания по проекту и получено положительное заключение публичных слушаний. Проект решения направлен главой местной администрации на рассмотрение в Думу с приложением протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний.
Вместе с тем, решение Думы Белоярского городского округа от 20 августа 2020 года № 47 не может быть признано законным и обоснованным.
Действительно, в силу положений часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Дума Белоярского городского округа как представитель орган вправе была принять решение о направлении главе Белоярского городского округа на доработку проекта правил землепользования и застройки.
Территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
Согласно пункту 9 статьи 1 и статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является первичным документом по отношению к правилам землепользования и застройки, следовательно, правила землепользования и застройки должны утверждаться на основании генерального плана (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2009 года № 78-Г09-22, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 32-АПГ18-3, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года № 18-АПГ18-12, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2018 года № 59-АПГ18-7, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 09 августа 2018 года № 42-АПГ18-4).
Исходя из того, что Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа применительно к территории земельных участков, принадлежащих административному истцу, не соответствуют Генеральному плану Белоярского городского округа, а также с учетом того, что условия обращения и наличие правовых оснований для обращения заявителя в Комиссию по подготовке проекта изменений в Правила землепользования застройки Белоярского городского округа учитываются при принятии к рассмотрению предложений о внесении изменений в ПЗЗ, а также при рассмотрении их ФИО4, которой данные основания были проверены и предложение ИП ФИО3 признано обоснованными и главе Белоярского городского округа рекомендовано принять предложения административного истца, то правовые оснований для направления проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа на доработку главе Белоярского городского округа у административного ответчика отсутствовали.
Также суд полагает необходимым отметить, что наличие у ИП ФИО3 правовых оснований, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации для обращения в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа с предложением о внесении изменений в ПЗЗ, подтверждается фрагментами Генерального плана в отношении спорных земельных участков, Выписками из Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, письмом главы Белоярского городского округа от 16 сентября 2020 года № 01-16/6268, направленным председателю Думы Белоярского городского округа на поступившее решение № 47 от 20 августа 2020 года, письмом ИП ФИО3 главе Администрации Белоярского городского округа от 26 ноября 2020 года и письмом главы Белоярского городского округа от 254 декабря 2020года № 01-16/9232 о направлении проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа для повторного рассмотрения в Думу Белоярского городского округа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Дума Белоярского городского округа в отсутствие, установленных законом оснований приняла оспариваемое решение о направлении на доработку главе Администрации Белоярского городского округа проекта Правила землепользования и застройки в части предложения административного истца. И указанное, вопреки доводам административного ответчика влечет нарушение прав заявителя на эффективное использование принадлежащих ему земельных участков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Думы Белоярского городского округа от 20 августа 2020 года № 47 о направлении на доработку проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части изменения территориальных зон в Правилах землепользования и застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд полагает необходимым возложить на Думу Белоярского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца ИП ФИО3
При этом суд полагает разумным определить срок исполнения возложенной судом обязанности по устранению нарушенных прав административного истца - на ближайшем заседании Думы Белоярского городского округа с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО3 к Думе Белоярского городского округа о признании незаконным решения от 20 августа 2020 года № 47 – удовлетворить.
Признать незаконным решение Думы Белоярского городского округа, от 20 августа 2020 года № 47 о направлении на доработку проекта изменений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа в части изменения территориальных зон в Правилах землепользования и застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>.
Возложить на Думу Белоярского городского округа обязанность на ближайшем заседании с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть п. 1.10 Проекта решения Думы Белоярского городского округа о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44»Об утверждении проекта Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа» (в редакции Решения Думы Белоярского городского округа от 21 декабря 2017 года № 92, от 27 марта 2019 года № 17, от 30 мая 2019 года № 47, с изменениями, внесенными решениями Свердловского областного суда от 21 июня 2018 года по делу № 3а-240/2018, от 11 сентября 2018 года по делу № 3а-286/2018, от 11 сентября 2018 года по делу № 3а-324/2018) в части изменения территориальных зон в Правилах землепользования и застройки в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, направленного главой Белоярского городского округа 24 декабря 2020 года.
Об исполнении решения суда уведомить индивидуального предпринимателя ФИО3 и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области
Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко