ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-590/2023 от 21.09.2023 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-590/2023

25RS0030-01 -2023-001430-11

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2023 года пгг. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Швецовой И.С.

при секретаре Трегубенко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по административному иску Кутенкова Юрия Игоревича к администрации Хасанского муниципального округа <адрес> о признании незаконным отказа в изменении вида разрешённого использования земельного участка, выразившем в письме от 12.05.2023 года , возложении обязанности,

установил:

Кутенков Ю.И. обратился в суд с настоящими требованиями, в обоснование которых указывает, что с 2020 года неоднократно обращался в администрацию Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района <адрес> с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером расположенного примерно в 10 метрах по направлению на юго-запад от <адрес> в <адрес> края.

В связи с реорганизацией органов местного самоуправления в Хасанском районе Приморского края, в начале февраля 2023 года, он обратился с аналогичным заявлением в администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края.

В марте 2023 года им был получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ за из которого следовало, что согласно Правилам землепользования и застройки Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в которой отсутствует вид разрешенного использования - для организации пляжного отдыха. Ему было предложено подать заявление о смене вида разрешенного использования указанного участка.

В начале апреля 2023 года в соответствии с ответом от 15.03.2023 года за № 1517 он обратился в администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования с «для организации пляжного отдыха» на «для ведения личного подсобного хозяйства».

В мае 2023 года от администрации Хасанского муниципального округа получен ответ (от ДД.ММ.ГГГГ за исх.), согласно которому ему было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , поскольку, земельный участок будет использоваться администрацией Хасанского муниципального округа для исполнения полномочий в соответствии с 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Считает отказ незаконным, поскольку отказывая в изменении вида разрешенного использования земельного участка, администрация Хасанского муниципального округа Приморского края не указала конкретное правовое основание для отказа, а сослалась лишь на необходимость исполнения полномочий в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как указывает истец, полномочии органов местного самоуправления указаны в главах 3, 4 указанного закона, для каких именно целей необходим спорный земельный участок, в отказе, не разъяснено, между тем, отказ должен быть мотивированным и основанным на законе.

Просит признать отказ администрации Хасанского муниципального округа Приморского края от 12.05.2023 г. за - незаконным; обязать администрацию Хасанского муниципального округа <адрес> принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного примерно в 10 метрах по направлению на юго-запад от <адрес> в <адрес> края на «для ведения личного подсобного хозяйства».

В судебном заседании административный истец Кутенков Ю.И. настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, представил дополнительные пояснения по иску, в которых указал, что направление заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка было обусловлено ответом администрации Хасанского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим предложение о направлении свободной форме заявления о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в случае его заинтересованности в предоставлении указанного земельного участка с иным видом разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки Зарубинского городского поселения для территориальной зоны Ж-1.

По мнению истца, в противном случае складывается ситуация, при которой он вынужден обращаться с последующими заявлениями о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренда земельного участка с кадастровым номером и о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером соответствующего территориальной зоне Ж-1, несмотря, с одной стороны, на включение его в реестр заявителей по проведению аукциона на право заключения аренды земельного, участка с кадастровым номером находящегося в государственной или муниципальной собственности письмом администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 вх. от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по земельному участку, находящемуся на территории муниципального образования Зарубинское городское поселение» и с другой, на сам ответ администрации Хасанского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном случае противоречие действий (бездействия) администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района и его правопреемника администрации Хасанского муниципального округа <адрес>, является недопустимым как направленное на ущемление его (ФИО1) субъективных прав на проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренда земельного участка с кадастровым номером , находящемуся в муниципальной собственности, в рамках земельных правоотношений с государством в лице органов местного самоуправления, влекущее дисбаланс частных и публичных интересов, в том числе в сторону третьих лиц, подтверждением чему является следующее.

Согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером площадью 139456+/-131 кв.м., предоставлен на праве аренды ООО «Одиссей» (договор аренды земельного участка от 26.08.2019 года. Заключая договор аренды земельного участка с кадастровым номером , стороны договора не могли не знать об отсутствии проезда к указанному земельному участку.

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером от 28.06.2023 года спорный земельный участок находится в водоохранной зоне. Проход к указанному земельному участку имеется, что следует из данных публичной кадастровой карты Российской Федерации и документов согласно приложению.

По мнению истца, ссылаясь на то, что «администрацией было принято решение изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым на «земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично- дорожной сети, автомобильных дорог м пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства муниципальных парков)» администрация фактически подтвердила нарушение норм градостроительного законодательства.

На официальном сайте администрации Хасанского муниципального округа информация о проведении общественных обсуждений по проекту решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером отсутствует, как следует из выписки из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 21.05.2023 года с видом разрешенного использования названного земельного участка на дату ответа от 12.05.2023 г. за , значился «для организации пляжного отдыха».

Согласно ответу администрации Зарубинского городского поселения от 18.05.2021 г. за спорный земельный участок был расположен в границах зоны Р-2 - зона пляжей. В ответе администрации Хасанского муниципального округа от 15.03.2023 года за указано, что согласно Правилам землепользования и застройки Зарубинского городского поселения земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Из отзыва представителя ответчика следует, что вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен на «земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства муниципальных парков)» в том числе с целью беспрепятственного доступа к водному объекту, что противоречит фактическому положению.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Пушкарева Д.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, указанные в ранее представленном представителем отзыве на иск, в котором указано, что 15.02.2023 года Кутенков Ю.И. в администрацию подал заявление о подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером

Ответом от 15.03.2023 года исх. № 1517 администрация, со ссылкой на п. п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, указала истцу, что Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательств, основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно Правилам землепользования и застройки Зарубинского городского поселения земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в которой отсутствует вид разрешенного использования - для организации пляжного отдыха.

В связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не соответствует Правилам землепользования и застройки Зарубинского городского поселения провести аукцион на право заключения договора аренды указанного участка в настоящее время не представляется возможным.

В случае заинтересованности в предоставлении земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для организации пляжного отдыха» администрация сообщила, что Кутенков Ю.И. вправе в свободной форме подать заявление в администрацию Хасанского муниципального округа о том, чтобы при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хасанского муниципального округа для земельного участка с кадастровым номером предусмотрели функциональную и территориальную зоны позволяющие использовать указанный участок с видом разрешенного использования «для организации пляжного отдыха».

Кроме того, в случае заинтересованности в предоставлении земельного участка с кадастровым, номером с иным видом разрешенного использования, предусмотренным Правилами землепользования и застройки Зарубинского городского поселения для территориальной зоны Ж-1, Кутенков Ю.И. в праве в свободной форме подать заявление о смене вида разрешенного использования указанного участка.

06.04.2023 года Кутенковым Ю.И. было подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером

Изменение позиции администрации по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером было вызвано всесторонним изучением ситуации, развернувшейся вокруг земельного участка с кадастровым номером

Информация о проблемах проезда/прохода через земельный участок с кадастровым номером к земельному участку с кадастровым номером стала известна администрации после получения требований прокуратуры <адрес> и подготовки ответов на данные требования.

По мнению представителя ответчика, ответ администрации от 12.05.2023 года исх. является законным и обоснованным, поскольку проезд к земельному участку с кадастровым номером возможен только через земельный участок с кадастровым номером а также для беспрепятственного доступа к водному объекту, администрацией было принято решение изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на «земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства муниципальных парков)».

Кроме того, как указала в судебном заседании представитель административного ответчика, постановлением Главы администрации Хасанского муниципального округа от 04.08.2023 года спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Хасанского муниципального округа Приморского края с разрешенным использованием – земельные участка (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства, муниципальных парков), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесены соответствующие сведения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований пунктов 1 и 2 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В части 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.

На основании части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что административный истец обратился с заявлением в администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края, которая является правопреемником администрации Зарубинского городского поселения, о принятии своевременных мер по обращению в орган регистрации прав с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности на территории муниципального образования Зарубинское городское поселение, с кадастровым номером относящегося к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с «для организации пляжного отдыха» на «для ведения личного подсобного хозяйства», установленного для соответствующей территориальной зоны Правилами землепользования и застройки Зарубинского городского поселения.

Письмом от 12.05.2023 года администрация Хасанского муниципального округа сообщает истцу, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером принято не будет, поскольку земельный участок будет использоваться администрацией округа для исполнения полномочий в соответствии со ст. 131 –ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1 ст. 2 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в ведении органов местного самоуправления находится, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Исходя из содержания вышеуказанных норм права, решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Хасанского муниципального округа входит в компетенцию администрации Хасанского муниципального округа.

Давая оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, суд принимает во внимание, что истец не обращался в администрацию с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка, а обратился с заявлением, в котором указал, что администрация должна принять меры для обращения в орган регистрации прав с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Суд приходит к выводу, что у администрация в силу своих полномочий, имелись основания сообщить истцу, что решение об изменения вида разрешенного использования земельного участка принято не будет, поскольку данный участок будет использоваться администрацией для исполнения полномочий в соответствии с 131-ФЗ, в данном случае, про мнению суда нарушений не допущено, оспариваемые действия административного ответчика соответствовали требованиям действующего законодательства, обращение административного истца было рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом, на обращение дан ответ по существу поставленного вопроса с соблюдением предусмотренных законом сроков, прав и законных интересов административного истца, который не является ни арендатором, ни собственником спорного земельного участка данным ответом не нарушено.

Несогласие Кутенкова Ю.И. с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий административного ответчика.

Также в судебном заседании из пояснений представителя административного ответчика установлено, что в дальнейшем, проанализировав сложившуюся ситуацию со с спорным земельном участком после получения требований прокуратуры Хасанского района Приморского края, администрация приняла решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на «земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства, муниципальных парков)».

Как установлено в судебном заседании, постановлением Главы администрации Хасанского муниципального округа № 1358 от 04.08.2023 года спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Хасанского муниципального округа Приморского края с разрешенным вышеуказанным использованием, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесены соответствующие сведения, то есть спорный земельный участок в настоящее время находится в пользовании администрации округа, данное постановление не оспорено в установленном законом порядке.

Вышеуказанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения по настоящему административному иску.

Таким образом, суд полагает, что оснований для признания ответа администрации Хасанского муниципального округа от 12.05.2023 года не имеется, в связи с чем и оснований для удовлетворения требований в части возложения на администрацию обязанностей принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ

решил:

Кутенкову Юрию Игоревичу в удовлетворении административных исковых требований к администрации Хасанского муниципального округа Приморского края о признании незаконным отказа в изменении вида разрешённого использования земельного участка, выразившееся в письме от 12.05.2023 года № 3317, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья