ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5912/2023 от 15.11.2023 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД19RS0001-02-2023-007575-91 Дело № 2а-5912/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 15 ноября 2023 г.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Неткачева К.Н.,

при секретаре Колпаковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колмогорова Е.А. к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, МВД по Республике Хакасия, врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеев В.В. о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Колмогорова Е.А. через своего представителя Оськина А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Хакасия о признании действий незаконными. Свои требования мотивировала тем, что 04.01.2023 года истец обратилась в МРЭО ГИБДД МВД по РХ с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля LEXUSES300H, идентификационный номер . Данный автомобиль был постановлен на регистрационный учет под государственным регистрационным знаком . После совершения регистрационных действий сотрудниками ГИБДД в Государственный реестр транспортных средств были внесены соответствующие данные об автомобиле. При этом в графе «Мощность двигателя» указано, что мощность двигателя составляет 297,6 л.с. (218,9 кВт). В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального закона от 03.08.2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Государственный реестр транспортных средств подлежат внесению регистрационные данные транспортного средства, в том числе и данные о мощности двигателя. В соответствии с п. 1 ст. 14, п.п. 3,6,8 ч. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств при постановке транспортного средства на учет сведения о мощности и иных характеристиках двигателя вносятся в государственный реестр транспортных средств на основании соответствующих данных, содержащихся в паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства). Согласно электронному ПТС, мощность двигателя внутреннего сгорания, установленного на автомобиль LEXUS ES300H, идентификационный номер , составляет 130,9 кВт, т.е. 177,9 л.с. Таким образом, при регистрации автомобиля сотрудниками ГИБДД допущено внесение в Государственный реестр транспортных средств недостоверных сведений о мощности транспортного средства. 18.07.2023 года Е.А. Колмогорова обратилась в МРЭО ГИБДД МВД по РХ с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в части указания правильных данных в строке «Мощность двигателя». Рассмотрев данное заявление административный орган отказал истцу во внесении изменений в регистрационные данные, мотивировав это тем, что на автомобиле установлены два двигателя и мощность должна указываться суммарная. При этом, в качестве нормативного обоснования своего отказа ответчик сослался на письмо Министерства Финансов РФ от 02.02.2023 года №03-05-04-04/8694. Отказ оформлен в виде письма от 20.07.2023 года за №3/235409424045 за подписью врио начальника МРЭО В.В. Кичеева. Истец полагает, что отказ во внесении изменений в регистрационные данные автомобиля является незаконным. Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в сфере государственной регистрации транспортных средств, не содержит положений об указании в регистрационных документах автомобиля суммарной мощности установленных на нем двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. На основании изложенного, просит признать незаконными действия Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Госавтоинспекции МВД по Республике Хакасия, выразившееся во внесении в Государственный реестр транспортных средств недостоверных сведений о мощности двигателя автомобиля LEXUS ES300H, идентификационный номер ; признать незаконными действия Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Госавтоинспекции МВД по Республике Хакасия, выразившиеся в отказе во внесении в Государственный реестр транспортных средств достоверных сведений о мощности двигателя автомобиля LEXUS ES300H, идентификационный номер ; обязать Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Госавтоинспекции МВД по Республике Хакасия устранить нарушение прав Колмогоровой Е.А. посредством внесения в Государственный реестр транспортных средств достоверных сведений о мощности двигателя автомобиля LEXUS ES300H, идентификационный номер .

Определением Абаканского городского суда от 24.10.2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МВД по Республике Хакасия, врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеев В.В.

В судебное заседание административный истец Колмогорова Е.А. не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание направила своего представителя.

Представитель административного истца – адвокат Оськин А.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования при этом уточнил, что сторона административного истца оспаривает действия по внесению в Государственный реестр транспортных средств недостоверных сведений о мощности двигателя указанного автомобиля и ответ врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеева В.В. от 20.07.2023 об отказе во внесении в Государственный реестр транспортных средств достоверных сведений о мощности двигателя названного автомобиля.

Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Гончарук Е.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных требований, считая их необоснованными.

Административный ответчик врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеев В.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения административного иска, считая его несостоятельным.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает действия административного ответчика, выразившиеся в отказе во внесении в Государственный реестр транспортных средств сведений о мощности двигателя. Отказ во внесении в Государственный реестр транспортных средств сведений о мощности двигателя датирован 20.07.2023 г. С административным исковым заявлением административный истец обратился 01.10.2023, что следует из квитанции об отправке. Следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Материалами дела установлено, что 04.01.2023 года на административного истца зарегистрировано транспортное средство LEXUS ES300H, идентификационный номер , 2018 года выпуска, мощность двигателя 297,6 л.с. (218,9 кВт).

Не согласившись с указанным в регистрационных документах размером мощности двигателя, административный истец 18.07.2023 года обратилась в УГИБДД МВД по РХ с заявлением об устранении допущенных нарушений и внесении в свидетельство о регистрации правильных данных о мощности двигателя.

Письмом врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеева В.В. от 20.07.2023 года № 3/235409424045 Колмогоровой Е.А. отказано во внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратилась в суд.

Права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств регламентированы Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статьей 11 названного Федерального закона определено, что регистрационные данные транспортного средства – данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы (часть 1). К регистрационным данным транспортного средства относятся мощность двигателя транспортного средства (пункт 9 части 2).

Согласно выписке из электронного ПТС автомобиля LEXUS ES300H, он имеет параллельную гибридную установку, подзарядка от внешнего источника не предусмотрена, имеет три режима работы, посредством попеременного включения, отключения или совмещения работы (т.е. одновременной, параллельной работы) электродвигателя и/или двигателя внутреннего сгорания.

Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 г. №122 (далее – Порядок).

Пунктом 10 Порядка установлено, что электронный паспорт транспортного средства содержит сведения по перечню согласно приложению N 3, электронный паспорт шасси - согласно приложению N 4 и электронный паспорт машины - согласно приложению N 5.

Так, в перечень сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства, включаются описание гибридного транспортного средства, сведения о двигателе внутреннего сгорания, а также в показателе электродвигатель автомобиля указывается 30-минутная максимальная мощность (подпункты 23, 24, 30 п. 7 приложения №3 к Порядку).

Требования к структуре электронного паспорта транспортного средства в части структуры содержащихся в нем прикладных сведений утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 г. №81 (далее – Решение №81).

Реквизитный состав структуры электронного документа (сведений) «Электронный паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства, самоходной машины)» закреплен в таблице 3 к Решению №81.

Согласно таблице 3 к Решению №81 в электронного паспорте транспортного средства указываются информация о максимальной мощности двигателя внутреннего сгорания (п. 17.24.8) и информация о максимальной мощности электродвигателя (п. 17.26.5), под которой понимается максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.

Для автомобиля LEXUS ES300H, идентификационный номер максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода составляет 88 кВт, и двигателя внутреннего сгорания 130,9 кВт.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, в пункте 6 определяет понятия «гибридное транспортное средство», под которым понимается транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства; а также «энергетическая установка гибридного транспортного средства» как совокупность двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, генератора (функции двигателя и генератора могут выполняться одной электромашиной), устройства аккумулирования энергии, электропреобразователей и системы управления.

В соответствии с абз. 4 ст. 3 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (Заключено в г. Москве 15.08.2014), основные требования к единым формам паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, порядок их заполнения и порядок обмена сведениями о бланках паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники, а также сроки начала их применения утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 №100.

Согласно подпункту 15 п. 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, в паспорте в поле 15 - номинальная мощность двигателя (двигателей) (в киловаттах и в лошадиных силах). В случае применения в конструкции машины для приведения ее в движение более 1 двигателя указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей, которая может расходоваться одновременно.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59102-2020 «Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения», утвержденный Приказом Росстандарта от 09.10.2020 N 799-ст, устанавливает термины и определения в области стандартизации и сертификации автомобильных транспортных средств, в конструкции которых имеются тяговый электропривод и перезаряжаемая система хранения электрической энергии. Так, комбинированная энергоустановка параллельного типа (parallel hybrid power plant): Трансмиссия АТС с КЭУ, обеспечивающая единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и ДВС (п. 22). Комбинированная энергоустановка последовательного типа (serial hybrid powerp lant): КЭУ с тяговым электроприводом и ДВС, где ДВС не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции (п. 23).

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59089-2020 «Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Категории по параметрам энергоэффективности согласно выбросам CO2», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.10.2020 №781-ст., в подпункте 5.2.11 пункта 5.2 закрепляет, что в требованиях по заполнению листа технических характеристик автомобильного транспортного средства «Мощность тягового электропривода» указывают мощность номинальную/пиковую (кВт) тягового электродвигателя или суммарную мощность, если их несколько.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2023 года №03-05-04-04/8694 МВД России разъяснено, что при наличии в транспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 года № АКПИ23-240 письмо Министерства финансов РФ от 02.02.2023 №03-05-04-04/8694 признано соответствующим законодательству.

Таким образом, анализируя вышеперечисленные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком верно рассчитана мощность двигателя автомобиля LEXUS ES300H, идентификационный номер , принадлежащего административному истцу.

При таких обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Колмогорова Е.А. к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, МВД по Республике Хакасия, врио начальника МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичеев В.В. о признании решения незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий К.Н. Неткачев

Мотивированное решение изготовлено и подписано 29 ноября 2023 г.

Судья К.Н. Неткачев