ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5919/20 от 30.11.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-000215-29

Дело № 2а-5919/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 30 ноября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) о возложении обязанности провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий,

установил:

Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Индигирского, Колымского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сангарского, Сунтарского, Топмонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского, Якутского лесничеств. В обоснование своих доводов указал, что во исполнение задания прокуратуры Республики Саха (Якутия) от ____, пункта 4 плана работы Якутской природоохранной прокуратуры на ____ года в период с ____ по ____ Якутской природоохранной прокуратурой РС (Я) проведена проверка полноты, своевременности и эффективности осуществления Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, по результатам которой установлено, что Министерством вопреки требованиям лесного законодательства ненадлежащим образом организовано проведение на землях лесного фонда Республики Саха (Якутия) мероприятий по лесоустройству. Повторная таксация лесов с одновременным проектированием мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях указанных лесничеств, до настоящего времени не проведена.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, согласно которым просит признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не проведении мероприятий по планированию таксации лесов, расположенных на землях лесного фонда Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Индигирского, Колымского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сангарского, Сунтарского, Топмонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского, Якутского лесничеств с одновременным проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, устранению нарушений, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении прокурора об устранении нарушений законодательства от ____. Обязать Министерство принять в течение пяти лет, начиная с ____ года, меры по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В судебном заседании помощник Якутского природоохранного прокурора РС (Я) ФИО3 административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно указал, то на момент подачи иска в суд, Министерством, начиная с ____ по ____, не принято конкретных результативных действий, направленных на организацию проведения на землях лесного фонда указанных 18 лесничеств лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, также не приняты меры по исполнению представления Якутского природоохранного прокурора РС (Я) от ____, ответчик ограничился лишь направлением в адрес Федерального агентства лесного хозяйства писем от ____ и ____.

В судебном заседании представитель Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО8 с доводами административного иска Якутского природоохранного прокурора РС (Я) в части не проведения длительное время работы по лесоустройству согласился, пояснил, что обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных республике полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая лесоустройство, лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства РФ. На проведение лесоустроительных работ за счет субвенций из федерального бюджета предусмотрено ___ млн. рублей, однако выделенных денежных средств в указанном размере не хватает для проведения работ по лесоустройству в 18-ти лесничествах и в целом по всей республике в период с ____ года по ____ год. Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) является правопреемником Департамента по лесным отношениями РС (Я), Министерство правомочно проводить данные работы по лесоустройству, между тем субвенции выделяются общей суммой, без разделения по видам расходов, в связи с чем, Министерство в целях рационального использования федеральных средств дифференцирует объемы по лесоустройству по активности освоения лесов, также Министерство не может привлекать бюджетные средства из республики, а взысканная задолженность по арендной плате земель на основании судебных решений не поступает в бюджет Министерства, а поступает в бюджет Российской Федерации, после этого распределяется на общие цели. Лесной план был принят в ____ году, согласно которому запланировано проведение лесоустройств по 18 лесничествам. За ___ лет проведены работы по лесоустройству по 7 лесничествам. Просит отказать в удовлетворении иска, поскольку финансирование работ по лесоустройству относится к полномочиям Российской Федерации, а проведение работ зависит не от действий Министерства экологии, а от объема выделенных на соответствующие цели субвенций.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от ____-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации», лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и её субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральный закон от ____ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 3 к основным принципам охраны окружающей среды относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.

Также федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от ____ № 7-ФЗ).

Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено статьёй 67 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объём субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учётом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. В отношении них осуществляется установление расчётной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время лесоустроительная инструкция утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ____.

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчётной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов – 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов – 15 лет; для резервных лесов – 20 лет.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что вопреки требованиям лесного законодательства по состоянию на ____ в 18 лесничествах из 25 лесничеств Республики Саха (Якутия) (Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Индигирского, Колымского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сангарского, Сунтарского, Топмонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского, Якутского лесничеств) повторная таксация лесов с одновременным проектированием мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не проведена. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в данных лесничествах спроектированы на основании таксации лесов со сроком давности более ___ лет без учета Правил пожарной безопасности в лесах, устанавливающих единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, что не отвечает принципу сохранения лесов, установленному ст. 1 Лесного кодекса РФ.

Согласно отзыву на исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства «Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» от ____, Рослесхоз не уполномочен осуществлять лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Осуществление указанного полномочия возложено на Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от ____, Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации, в том числе, в области лесных отношений.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также главного распорядителя и получателя средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, а также лесных отношений. ( п. 1.8. Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)).

Министерство осуществляет функции главного администратора доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по закрепленным видам доходов (п. 1.9. Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)).

По итогам прокурорской проверки ____ Якутским природоохранным прокурором в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) направлено представление об устранении нарушений законодательства.

____ в адрес заместителя природоохранного прокурора РС (Я) Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) направлено письмо, в котором указано, что лесоустроительные работы ведутся в рамках выделенного финансирования из федерального бюджета. За последние ___ года проведено работ на ____ руб. на площади ___ га. В настоящий момент от имени руководителя Федерального агентства лесного хозяйства в адрес Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ направлено письмо от ____ о рассмотрении доработанного проекта Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части осуществления полномочий по лесоустройству». Также от имени Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) в адрес Рослесхоза направлено письмо от ____ о принятии мер по устранению нарушений в части проведения лесоустроительных работ на землях лесного фонда РС (Я).

Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства письмом от ____, адресованным в адрес Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), сообщил, что в рамках проведения защиты бюджетных проектировок Комиссией Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) согласованы все объемные и финансовые показатели финансирования на 2019 год в объеме ___ млн. рублей, на 2020 год – ___ млн. рублей, на 2021 год – ___ млн. рублей, в том числе в части выполнения лесоустроительных работ. В 2019 году лесоустройство запланировано на общей площади ___ га с объемом финансирования ___ тыс. рублей за счет средств субвенций из федерального бюджета. В 2020 году лесоустройство запланировано на общей площади ___ га с объемом финансирования ______ тыс. рублей за счет средств субвенций из федерального бюджета. В ____ году лесоустройство также запланировано на общей площади ___ га с объемом финансирования ___ тыс. рублей за счет средств субвенций из федерального бюджета. В целях устранения нарушения, выявленного природоохранной прокуратурой РС (Я), Рослесхоз рекомендовал Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) увеличить на проведение лесоустроительных работ объем средств из федерального бюджета, выделяемых ____ (Якутия) на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, привлечь средства регионального бюджета, а также провести таксацию лесов за счет средств лиц, использующих леса, что предусмотрено лесным законодательством РФ, в первую очередь предусмотреть проведение этих работ в отношении лесничеств, находящихся в зоне интенсивного использования лесов (Верхневилюйское и Ленское).

Из ответа заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) от ____, адресованного заместителю природоохранного прокурора, следует, что планы по проведению лесоустройству установлены до ____ года, из них ____ годы в Алданском лесничестве, ____ годы в Усть-Майском лесничестве, ____ годы в Олекминском лесничестве, ____ годы также в Усть-Майском лесничестве. За последние годы на территории Республики Саха (Якутия) проведены мероприятия по лесоустройству в течение ____ года на территории Алданского, Олекминского лесничеств на общей площади ___ га., стоимость работ составила – ___ руб. Из них на территории Олекминского лесничества на площади ___ га. Мероприятия по лесоустройству в течение ____ года проведены на территории земель лесного фонда Ленского лесничества на общей площади ___ га, стоимость работа – ___ руб. Мероприятий по лесоустройству в течение ____ года было осуществлено на территории Алданского лесничества, Учурского участкового лесничества на площади ___ га (в том числе на площади ___ га глазомерным способом по ___ лесотаксационному разряду, ___ га дешифровочным способом по ___ лесотаксационному разряду.

В судебном заседании по ходатайству представителя Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО9 в качестве свидетеля был допрошен ФИО1, ____, уроженец ____, который пояснил, что в настоящее время работает в Якутском филиале ФГБУ "Рослесинфорг", в обязанности которого входит непосредственное проведение работ по лесоустройству, до ____ года работал в отделе Департамента по лесным отношениям, данный отдел занимался организацией работы по лесоустройству. В ____ году работы по лесоустройству проводились в Мирнинском лесничестве, затем неоднократно направлялись различные обращения в Рослесхоз, Правительство РС (Я) о необходимости выделения субвенции на проведения указанных работ, необходимые субвенции выделялись в ____ году, работы были проведены на территории Алданского и ____ов. С ____ года по ____ годы были проведены работы по таксации лесов в Алданском, Ленском, Олекминском, Усть-Майском лесничествах. Стоимость расходов на проведение таксации исчисляли самостоятельно. Запросы на финансирование направляли через председателя Правительства РС (Я) либо через Главу РС (Я). В ____ году вносились изменения в лесной план Республики Саха (Якутия), в плане также указываются необходимые объемы по лесоустройству. Ранее лимиты бюджетных субвенций доводились по каждой статье отдельно, ежегодно формировали отчетность о давности проведения работ по лесоустройству, где указывались фактические года проведения работ по лесоустройству по всей республике и направляли в Рослесхоз. В ____ году был направлен запрос, сообщили о результатах фактически непроведенных работах по лесоустройству, попросили ___ млрд. рублей, по результатам запроса были запланированы работы по лесоустройству в отношении четырех лесничеств на период с ____ по ____ год, которые за исключением ____ года были проведены, поскольку в указанном году образовалась задолженность по тушению пожаров.

В судебном заседании по ходатайству представителя Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) ФИО10 в качестве свидетеля был допрошен ФИО2, ____ года рождения, который пояснил, что на период с ____ года и далее запланированы лесоустроительные работы по Усть-Майскому, Ленскому, Алданскому лесничествам. В этом году первый подготовительный этап сделан в Усть-Майском лесничестве, второй этап в Алданском лесничестве, также в ____ году планируется второй подготовительный этап Усть-Майского, Олекминского, Сунтарского лесничеств. В ____ году работы были проделаны на отдельном участке указанных лесничеств, лесоустроительные работы проводят по ___ тыс. га в каждом лесничестве и согласно лесному плану, по предыдущему плану запланированные лесоустроительные работы, начиная с ____ года частично выполнены.

Из представленных стороной ответчика документов в обоснование позиции о предпринимаемых Министерством экологии мерах по соблюдению законодательства в области лесоустройства и об осуществлении Министерством должным образом полномочий по охране лесов, переданных Российской Федерацией, судом установлено, что фактически работы по планированию лесоустройства в период с ____ года по ____ год (до проведения прокурором проверки) ответчиком не проводились.

Так, по запросу Главы Республики Саха (Якутия) в ____ году ответчиком были предоставлены сведения о необходимости проведения таксации лесов в лесничествах, расположенных в РС(Я), также представлен расчет стоимости необходимых работ.

Главой РС(Я) на основании полученной информации были запрошены денежные средства в виде субвенций из федерального бюджета на проведение таксации. По результатам переписки в ____ году, было запланировано проведение и финансирование мероприятий по лесоустройству в Алданском, Ленском, Олекминском, Усть-Майском лесничествах на период с ____ года по ____ год.

Как следует из пояснений свидетелей, запланированные работы, финансирование на которые было выделено, завершены только в Алданском лесничестве, в ____ году планируется второй подготовительный этап Усть-Майского, Олекминского, Сунтарского лесничеств.

В отношении планирования таксации лесов по другим лесничествам субъекта никаких мер в период с ____ года ответчиком не предпринималось, за исключением направления ежегодной отчетности установленной формы о сроках проведения таксации (предыдущей) по лесничествам.

Запрос финансирования начал осуществляться ответчиком только после проведения прокурором проверки и выдачи предписания.

Учитывая, что законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз при истечении сроков таксации 10 лет с одновременным проведением повторной таксации, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований ст. 83 ЛК РФ ответчиком не принимались в период с ____ года по ____ год достаточные меры по организации лесоустройства на территории Республики Саха (Якутия), следовательно, доводы прокурора о бездействии ответчика по исполнению переданных ему полномочий, обоснованы.

Доводы представителя ответчика о недостаточности финансирования судом во внимание не принимаются, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что производились действия, направленные на получение дополнительного финансирования как из федерального бюджета, так из бюджета субъекта и внебюджетных источников, о которых указано в письме Федерального агентства лесного хозяйства письмом от ____.

Устаревшие данные таксации не позволяют надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите, и воспроизводству лесов на землях лесного фонда с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах.

Тат факт, что таксация лесов устарела, ответчиком не оспаривается, таким образом, в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременным проведением таксации по указанным лесничествам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Якутского природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218 - 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в части принятия мер по выполнению требований п. 7 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 67, п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса <...> Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122, выразившихся в не проведении мероприятий по планированию таксации лесов, расположенных на землях лесного фонда Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Индигирского, Колымского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сангарского, Сунтарского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского, Якутского лесничеств, с одновременным проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, устранению нарушений, причин и условий, им способствовавших, изложенных в представлении Якутского природоохранного прокурора Республик Саха (Якутия) от ____ года.

Обязать Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) принять в течение пяти лет, начиная с ____ года, меры по устранению нарушений требований вышеперечисленных нормативно - правовых актов путем проведения на землях лесного фонда Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Индигирского, Колымского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сангарского, Сунтарского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Хангаласского, Якутского лесничеств мероприятий по планированию и проведению лесоустройства в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводства лесов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья ___ А.А. Кочкина

___

___

___

___

___

___