ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-591/20 от 09.12.2020 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-591/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2020 года Северский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Масликовой А.Л.,

помощнике судьи Лавриненко А.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административных ответчиков Администрации ЗАТО Северск Томской области, Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск Томской области - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северске Томской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ЗАТО Северск Томской области, Комитету архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Администрации ЗАТО Северск Томской области от 02.12.2019 № **, обязании Администрации ЗАТО Северск Томской области рассмотреть заявление ФИО1 от 31.10.2019 № ** по существу в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании судебной неустойки,

установил:

ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 06.03.2018, реестр. № **, сроком на три года, обратился в суд с указанным административным иском к Администрации ЗАТО Северск Томской области, Комитету архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск Томской области (далее - КАиГ Администрации ЗАТО Северск Томской области), в котором просит признать незаконным решение Администрации ЗАТО Северск Томской области от 02.12.2029 № **; обязать Администрацию ЗАТО Северск Томской области рассмотреть заявление ФИО1 от 31.10.2019 № ** по существу в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу; взыскать с Администрации ЗАТО Северск Томской области в пользу ФИО1 судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда.

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание, кадастровый номер **, общей площадью 201 кв.м, расположенное по [адрес], находящееся на земельном участке, кадастровый номер **, общей площадью 1 000 кв.м, расположенном по [адрес]. Истцом было принято решение и проведены работы по оборудованию нежилого здания в жилой дом. Оборудованное здание отвечало и отвечает необходимому уровню безопасности при его эксплуатации в качестве жилого дома. Истцом получены заключения соответствующих организаций, подтверждающих отсутствие нарушений прав третьих лиц при использовании нежилого здания в качестве жилого дома и соответствие нежилого здания техническим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым домам. Согласно заключению ООО «Ремстройпроект» по результатам обследования нежилого здания по [адрес], сделан вывод о том, что возможна эксплуатация нежилого здания как жилого одноквартирного отдельно стоящего дома (индивидуального жилого дома). Согласно заключению ООО «Ремстройпроект» технических решений по обеспечению пожарной безопасности указанное нежилое здание не противоречит требованиям норм и правил пожарной безопасности и пригодно для эксплуатации как жилой одноквартирный дом. Согласно заключению ООО «Проект Томск» по результатам обследования здания был сделан вывод, что здание соответствует государственным санитарным правилам и нормам. 31.10.2019 истец обратился в Администрацию ЗАТО Северск Томской области с заявлением о признании нежилого здания жилым и пригодным для проживания. Обращение было направлено для ответа в КАиГ Администрации ЗАТО Северск Томской области. 09.12.2019 истцом был получен ответ Администрации ЗАТО Северск Томской области, датированный 02.12.2019 № **, подписанный Д., в котором указано, что у Администрации ЗАТО Северск Томской области отсутствуют основания для признания нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 **. В качестве основания отказа было указано, что требования Положения применимы только к находящимся в эксплуатации жилым помещениям. Административный истец не согласен с решением, поскольку при рассмотрении заявления о признании дома жилым и пригодным для проживания со стороны административного ответчика была нарушена как административная процедура (рассмотрена не тем структурным подразделением и специалистом), так и форма решения (принято решение не по результатам комиссионного рассмотрения). Указанное решение является незаконным и нарушающим права административного истца на оказание надлежащей муниципальной услуги, препятствует реализации его права на самостоятельное распоряжение своим имуществом в виде определения нежилого здания жилым и использованию его в качестве жилого. Административный истец также полагал возможным установить астрент в отношении ответчика за неисполнение решения в части рассмотрения его заявления в семидневный срок уполномоченным органом (структурным подразделением) Администрации ЗАТО Северск.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не представил доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности от 06.03.2018, реестр. № **, сроком на три года, имеющий высшее юридическое образование (диплом регистрационный номер № **, выданный 09.11.2007 Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Томский экономико-юридический институт» г. Томск), в судебном заседание поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, а также в письменных возражениях на отзыв ответчика, в которых указал, признание жилищного права в виде признания нежилого здания жилым домом может быть совершено только в отношении здания, которое не относится к жилищному фонду, поскольку при отнесении его к жилищному фонду оно автоматически получит статус жилого дома и признание его в качестве такового не будет требоваться. Разрешение вопроса по признанию нежилого здания жилым домом происходит межведомственной комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления. К участию в комиссии с правом совещательного голоса привлекается собственник. В настоящем случае собственником было подано заявление в орган местного самоуправления (Администрацию ЗАТО Северск Томской области) о признании нежилого здания, расположенного по [адрес], жилым домом и пригодным для проживания. Поскольку заявление было адресовано Администрации ЗАТО Северск, разрешение вопросов о том, какому из его органов должно быть адресовано исполнение, лежит на административном ответчике. К заявлению были приложены документы, подтверждающие соответствие задания санитарным, пожарным, строительным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Административным ответчиком был дан обжалуемый ответ (решение) за подписью Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области, который не является ни председателем, ни членом комиссии. Реализация прав административного истца была связана с прохождением административной процедуры и получением соответствующего административного акта (заключения). Дополнительно пояснил, что право административного истца нарушено, поскольку его заявление не рассмотрено уполномоченным органом, а именно Межведомственной комиссией.

Представитель административных ответчиков Администрации ЗАТО Северск Томской области, КАиГ Администрации ЗАТО Северск Томской области - ФИО3, действующая на основании доверенности от 19.12.2019 № **, сроком по 31.12.2020, имеющая высшее юридическое образование (диплом регистрационный номер № **, выданный 30.06.2015 Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» г. Томск), в судебном заседание поддержала доводы, изложенные в возражениях на административный иск, в которых указано, что истец адресовал свое обращение в Администрацию ЗАТО Северск Томской области. Ответ был дан за подписью Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области. Администрация ЗАТО Северск Томской области уполномочена на принятие оспариваемого истцом решения. Согласно резолюции Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области ответ на обращение подготовлен КАиГ, уполномоченным структурным подразделением Администрации ЗАТО Северск Томской области. В Администрацию ЗАТО Северск Томской области на имя Главы Администрации ЗАТО Северск 31.10.2019 поступило заявление ФИО1 о признании нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания. Администрацией ЗАТО Северск Томской области ФИО1 выдавалось разрешение на строительство объекта капитального строительства (далее - ОКС) по указанному адресу - нежилое здание закусочной на 25 мест. По окончанию строительства Администрацией ЗАТО Северск Томской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию ОКС по указанному адресу - нежилого здания закусочной на 25 мест. Согласно Правилам землепользования и застройки ЗАТО Северск Томской области, утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 18.03.2010 № 94/4, земельный участок, на котором расположено указанное нежилое здание, относится к территориальной зоне: ландшафтно-рекреационная зона, зона ЛP-2 (зона городских лесов), которая не допускает размещение жилых домов в данной зоне. Заявление ФИО1 Администрацией ЗАТО Северск Томской области согласно требованиям действующего законодательства рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Муниципальная услуга, в результате оказания которой возможно признание нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания, отсутствует. Данная услуга не предусмотрена Перечнем типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р, а также не предусмотрена Перечнем муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Администрацией ЗАТО Северск Томской области, а также услуг, предоставляемых муниципальными организациями ЗАТО Северск, подлежащих включению в Реестр муниципальных услуг городского округа ЗАТО Северск Томской области, и Перечнем муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия, утвержденным Распоряжением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 12.12.2019 № 1370-р. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Администрацией ЗАТО Северск разработан административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории городского округа ЗАТО Северск, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск от 31.10.2014 № 2822 (далее - Административный регламент). Истцом заявление от 31.10.2019 было подано на имя Главы Администрации ЗАТО Северск по форме, не предусмотренной указанным регламентом. Основания для рассмотрения данного заявления исключительно в рамках муниципальной услуги, указанной истцом в иске, у Администрации ЗАТО Северск отсутствовали. Заявленное истцом требование о рассмотрении заявления от 31.10.2019 по существу Администрацией ЗАТО Северск было выполнено при первоначальном обращении истца с указанным заявлением. Истцу был дан ответ от 02.12.2019 № **, полученный истцом 09.12.2019.

Представитель заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области - ФИО4, действующая на основании доверенности от 30.12.2019 № **, сроком по 31.12.2020, имеющая высшее юридическое образование (диплом регистрационный номер № **, выданный 27.04.2003 Томским государственным университетом г. Томск), надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не представила доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. Представила отзыв на административный иск, в котором указала, что постановлением Администрации ЗАТО Северск от 16.02.2018 № 231 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области. Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией ЗАТО Северск в лице Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск. Предоставление муниципальной услуги осуществляется в отношении жилого (нежилого) помещения, расположенного на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, находящегося в федеральной, муниципальной или частной собственности. Заявителями являются собственники помещений - физические или юридические лица. От имени собственника помещения может выступать уполномоченное собственником помещения лицо, полномочия которого оформлены в установленном законом порядке. Для предоставления муниципальной услуги заявитель обращается в КАиГ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением и соответствующими документами, указанными в регламенте. Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 31.10.2014 № 2822 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области. Муниципальная услуга предоставляется Администрацией ЗАТО Северск Томской области в лице Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 23.12.2019 № 2834. Основанием для предоставления муниципальной услуги является заявление физического, юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Комиссию, поданное заявителем лично либо через представителя в письменной форме либо направленное почтовым отправлением по электронной почте, через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Результатом предоставления услуги является принятие Комиссией одного из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Административный истец обратился в Администрацию ЗАТО Северск Томской области с заявлением о переводе нежилого здания в жилое, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по [адрес]. Поскольку выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области относится к компетенции КАиГ, то заявление административного истца было адресовано в указанный структурный орган Администрации ЗАТО Северск. В свою очередь КАиГ, рассматривая заявление административного истца, отказал в удовлетворении заявления, поскольку административный истец в обосновании своих требований сослался на Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, который не является основанием для предоставления муниципальной услуги, связанной с выдачей разрешения о переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение. Считала, что административным ответчиком вынесено правильное и обоснованное решение по заявлению административного истца, в связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению. Административному истцу необходимо обратиться за разрешением вопроса о переводе нежилого здания в жилое в рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 16.02.2018 № 231, в КАиГ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением и соответствующими документами, указанными в регламенте. Просила административное исковое заявление рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 того же Кодекса если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании такого решения суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты а-в пункта 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункта 4).

На основании части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу статьи 227 того же Кодекса для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, о принятом решении заявитель ФИО1 был извещен 09.12.2019, с административным исковым заявлением обратился в Северский городской суд Томской области 02.03.2020, таким образом, административный истец обратился в суд в пределах установленного законом срока.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание, кадастровый номер **, общей площадью 201 кв.м, расположенное по [адрес], находящееся на земельном участке, кадастровый номер **, общей площадью 1 000 кв.м, расположенном по [адрес], что подтверждается выписками из ЕГРН от 16.02.2018 № **, от 16.02.2018 № **, свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2001 № **.

ФИО1 обратился с заявлением от 20.05.1998 в Администрацию ЗАТО Северск Томской области, в котором просил разрешения на выделение ему земельного участка под строительство пункта обслуживания населения горячим питанием экспресс-методом и торговле продовольственными товарами.

Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области от 13.07.1998 № 1491 выдано разрешение частному предпринимателю ФИО1 на проведение проектно-изыскательских работ по установке экспресс-кафе по [адрес], согласно схеме инв. № **.

Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области от 07.08.2001 № ** ФИО1 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию экспресс-кафе на 25 мест, расположенного по [адрес].

Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец указывает, что 31.10.2019 ФИО1 в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», обратился в Администрацию ЗАТО Северск Томской области с заявлением о признании вышеуказанного нежилого здания жилым и пригодным для проживания.

На данное заявление ФИО1 09.12.2019 получен ответ Администрации ЗАТО Северск Томской области от 02.12.2019 № **, в котором указано, что у Администрации ЗАТО Северск Томской области отсутствуют правовые основания для признания нежилого здания, расположенного по [адрес], жилым домом и пригодным для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в связи со следующим. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение) принято во исполнение требований части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

В соответствии с пунктом 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 42 Положения определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с пунктом 45 Положения заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, обозначенные в указанном пункте, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.

Пунктом 47 Положения определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из перечисленных в указанном пункте решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания принимается при отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, требования Положения применимы только к находящимся в эксплуатации жилым помещениям.

Согласно пункту 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в том числе, определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 6); признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 8).

Согласно частям 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно статье 1 названного Положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с пунктом 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что жилым помещением признается квартира, комната, а также жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления (в случае федеральной собственности и муниципального жилищного фонда), и проводится на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в указанном Положении требованиям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Администрацией ЗАТО Северск разработан административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории городского округа ЗАТО Северск, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 31.10.2014 № 2822 (далее - Административный регламент).

Пунктом 6 Административного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга - признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставляется Администрацией ЗАТО Северск в лице Межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 12.07.2012 № 1988(далее - Комиссия).

Согласно пункту 11 Административного регламента основанием для предоставления муниципальной услуги является заявление физического, юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Комиссию (далее - заявление), поданное заявителем лично либо через представителя в письменной форме либо направленное почтовым отправлением, по электронной почте, через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru). К заявлению прилагается пакет документов, предусмотренный пунктом 11 Административного регламента.

Распоряжением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 05.05.2016 № 685-рутвержден Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Администрацией ЗАТО Северск, а также услуг, предоставляемых муниципальными организациями ЗАТО Северск, подлежащих включению в Реестр муниципальных услуг городского округа ЗАТО Северск Томской области, и Перечень муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно части 1 статьи 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Административным истцом ФИО1 31.10.2019 было подано заявление на имя Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области по форме, не предусмотренной регламентом предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на территории городского округа ЗАТО Северск, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 31.10.2014 № 2822.

На указанное заявление ФИО1 Администрацией ЗАТО Северск Томской области за подписью Главы Администрации дан ответ от 02.12.2019 № **, в котором указано, что у Администрации ЗАТО Северск Томской области отсутствуют правовые основания для признания нежилого здания, расположенного по [адрес], жилым домом и пригодным для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Как прямо следует из пунктов 1 и 2 названного Положения, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Положении конкретизированы объекты, на которые распространят свое действие Положение - это жилые помещения. Законодателем не предусмотрено применение данного Положения к нежилым зданиям.

Пунктом 47 Положения определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Положением не предусмотрена возможность принятия Комиссией решения о признании нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания.

В связи с изложенным, основания для рассмотрения данного заявления в рамках муниципальной услуги, указанной административным истцом в административном иске, у Администрации ЗАТО Северск Томской области отсутствовали.

Довод административного истца о возможности применения постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» к отношениям по признанию нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания основан на неправильном толковании административным истцом норм материального права.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав административного истца.

Полномочия органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, подтверждаются Уставом городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, принятым решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1.

В силу пункта 1 статьи 40 Устава Администрация ЗАТО Северск Томской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Северск, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск федеральными законами и законами Томской области.

Согласно статье 24 Устава Администрация ЗАТО Северск Томской области рассматривает обращения граждан и их объединений, в том числе юридических лиц, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как следует из заявления ФИО1 о признании здания жилым и пригодным для проживания от 31.10.2019, административный истец адресовал свое обращение в Администрацию ЗАТО Северск Томской области.

Ответ от 02.12.2019 № ** на указанное обращение был дан за подписью Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Д.

Согласно резолюции Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области, КАиГ Администрации ЗАТО Северск Томской области являлся исполнителем по заявлению ФИО1 от 31.10.2019.

В связи с вышеизложенным суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что указанное решение является незаконным, принятым с нарушением административной процедуры и формы решения, нарушающим права административного истца на оказание надлежащей муниципальной услуги, препятствует реализации его права на самостоятельное распоряжение своим имуществом в виде определения нежилого здания жилым и использованию его в качестве жилого.

Суд считает необходимым отметить, что само по себе требование административного истца о возложении на Администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанности рассмотреть заявление ФИО1 от 31.10.2019 № ** по существу в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу в порядке оказания муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» очевидно, не подразумевает обязанности Межведомственной комиссии по принятию, рассмотрению и даче заключения по существу ставящегося ФИО1 вопроса. В данном случае административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, нарушение которого до принятия того или иного решения уполномоченным органом, носит предположительный характер и, соответственно, не может свидетельствовать о наличии спора как такового. Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

В период производства по настоящему делу представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 07.10.2020 обратился в Межведомственную комиссию по признанию жилых домов (помещений) пригодными для проживания, в котором просил провести оценку соответствия нежилого здания и нежилых помещений входящих в его состав, расположенных по [адрес], требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47; признать нежилое здание и нежилые помещения, входящие в его состав (состоящее из нежилых помещений) соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; привлечь к работе в комиссии с правом совещательного голоса собственника (представителя собственника) (п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»).

На данное заявление ФИО2 получен ответ Первого заместителя Мэра ЗАТО Северск Томской области от 06.11.2020 № 850-20 (являющегося председателем Межведомственной комиссии), в котором указано, что в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и в Административном регламенте конкретизированы объекты, на которые распространяет свое действие Положение и Административный регламент - это жилые помещения. Нормы Положения и Административного регламента не применимы к нежилым зданиям. Положением не предусмотрено принятие Комиссией решения о признании нежилого здания жилым домом и пригодным для проживания. Основания для проведения Комиссией оценки состояния нежилого здания, расположенного по [адрес], и помещений входящих в его состав, отсутствуют.

При этом требования о признании указанного решения незаконным административным истцом не заявлялись.

Судебный иск не может быть использован с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых (реконструированных) недвижимых вещей соответствующего назначения. Представленные административным истцом доказательства того, что, по мнению административного истца, оборудованное здание отвечает необходимому уровню безопасности при его эксплуатации в качестве жилого дома, не заменяют решение уполномоченного органа, принятого в установленном законом порядке, и не свидетельствуют о возможности признания данного объекта жилым домом в порядке, указанном в иске административным истцом.

Фактически требования иска направлены на перевод нежилого здания в жилое, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в установленном законом порядке.

Постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 16.02.2018 № 231 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» на территории городского округа ЗАТО Северск Томской области.

С учетом изложенных обстоятельств и доказательств в их совокупности, положений закона, суд приходит к выводу о том, что заявление административного истца ФИО1 от 31.10.2019 рассмотрено надлежащим лицом, в пределах его компетенции в установленные законом сроки с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем, административные исковые требования ФИО1 к Администрации ЗАТО Северск Томской области, КАиГ Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Администрации ЗАТО Северск Томской области от 02.12.2019 № **, обязании Администрации ЗАТО Северск Томской области рассмотреть заявление ФИО1 от 31.10.2019 № ** по существу в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании судебной неустойки не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Администрации ЗАТО Северск Томской области, Комитету архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Администрации ЗАТО Северск Томской области от 02.12.2019 № **, обязании Администрации ЗАТО Северск Томской области рассмотреть заявление ФИО1 от 31.10.2019 № ** по существу в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу, взыскании с Администрации ЗАТО Северск Томской области в пользу ФИО1 судебной неустойки в размере 1 000 (Одной тысячи) рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий И.Н. Кокаревич

УИД 70RS0009-01-2020-000597-25