дело № 2а-591/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бойцовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кухаревой З.В.,
с участием представителя административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области, Лихачевой Т.В.,
представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь» Савиновой В.В.,
заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Дементьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Альтаир» и ООО «Коралл» к администрации Бежецкого района Тверской области о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков»,
у с т а н о в и л:
ООО «Альтаир», ООО «Коралл» (далее по тексту - административные истцы) обратились в суд с иском к администрации Бежецкого района Тверской области (далее по тексту – административный ответчик) о признании незаконным и недействующим постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков». В обоснование заявленных требований, с учетом последующего дополнения основания административного иска, указали следующее. ООО «Альтаир» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 29.03.2010 и является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, расположенных <адрес>. ООО «Коралл» является собственником земельных участков категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с кадастровыми номерами №, расположенных в <адрес>. В отношении вышеуказанных земельных участков администрацией Бежецкого района Тверской области 07.10.2021 вынесено постановление об установлении публичного сервитута в пользу АО «Газпром газораспределение Тверь» в целях размещения линейного объекта газоснабжения межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк - п. Максатиха» сроком на 10 лет. Полагают, что указанное постановление об установлении публичного сервитута вынесено без объективной необходимости обременения спорных земельных участков публичным сервитутом для размещения линейного объекта газоснабжения, им нарушаются положения п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ. После получения административными истцами сведений о месте проектирования проведения газопровода по принадлежащим им земельным участкам в адрес директора филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» ООО «Альтаир» письмом от 24.07.2020 №97 направлена схема альтернативного размещения прокладки газопровода, с учетом сохранения максимальной площади сельскохозяйственных пашен, пригодных для возделывания механизированным способом. Предложенная альтернативная трасса прокладки газопровода предлагается к размещению на участке между ПК 153 и ПК213 (согласно проектной документации раздела 163-20 П110), а также предложено внесение изменений в способ прокладки газопровода с открытого способа на способ наклонно-направленного бурения, что позволило бы избежать нарушения почвенно-растительного слоя на земельных участках ООО «Альтаир». Однако, предложение ООО «Альтаир» не было рассмотрено АО «Газпром газораспределение Тверь». Кроме того, ООО «Коралл» направило в адрес директора филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» письмо от 08.02.2021 №28/5/568 с приложением схемы альтернативного размещения прокладки газопровода. Согласно разделам 163-20 НПО (листы 29- 32) имеющейся в распоряжении ООО «Коралл» проектной документации прокладка газопровода от ПК242 до ПК269 предусматривается по земельным участкам, на которых расположены площадки свиноводческого комплекса ООО «Коралл», а также сети инженерно-технического обеспечения свиноводческого комплекса. В соответствии с п. 9.1.4. Таблица №4 п. 14 СП 36.13330.2012. «Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 №108/ГС (далее по тексту - СП 36.13330.2012) при проектировании пересечения участка магистрального трубопровода с трубопроводами различного назначения (нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы, аммиакопроводы, водопроводы, канализация, расстояние между ними в свету следует принимать не менее 350 мм, а пересечение выполнять под углом не менее 60° (за исключением трубопроводов бестраншейной прокладки). При прокладке трубопровода бестраншейными способами угол пересечения с другими трубопроводами, электрическими кабелями и кабелями связи должен составлять не менее 30° (при прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов угол пересечения не нормируется), при этом точки начала и конца участка бестраншейной прокладки должны располагаться за пределами охранной зоны пересекаемого действующего трубопровода. Расстояние между действующим и проектируемым трубопроводами должно составлять не менее 3,0 м в свету (при пересечении действующего магистрального газопровода - не менее 4,0 м в свету), а при прокладке трубопровода методом горизонтально-направленного бурения - не менее 5,0 м в свету. Пересечение участка магистрального трубопровода с другими сетями инженерно-технического обеспечения (водопровод, канализация, кабели и др.) следует проектировать в соответствии с СП 18.13330. Таким образом, предусмотренное п. 9.1.4 СП 36.13330.2012 расстояние между действующим и проектируемым трубопроводами не соблюдено. Такое отклонение повлечет нарушение функционирования как сетей инженерно-технического обеспечения свиноводческого комплекса, так и планируемого газопровода. На земельном участке ООО «Коралл» между ПК252 и ПК254 (лист 30 проектной документации) газопровод пересекает существующие кабельные сети 10 кВ, питающие свиноводческий комплекс, существующие сети газоснабжения, питающие мясоперерабатывающий комплекс, существующие слаботочные сети, которые не отображены на листе 30. В соответствии с таблицей №4 (и. 14) и таблицей №5 (п. 8 и 13) СП 36.13330.2012 минимальное расстояние от газопровода до кабелей междугородной связи и силовых электрокабелей должно быть не менее 300 метров; открытых распределительных устройств 35, 110, 220 кВ электроподстанций, питающих КС, НПС магистральных трубопроводов и других потребителей - не менее 100 метров; воздушных линий электропередачи высокого напряжения, напряжением до 20 кВ не менее 80 метров. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 №486 (пункты 3 и 4) установлены минимальные размеры земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ в размере площади контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли. Таким образом, газопровод спланирован не только с нарушением минимального расстояния, предусмотренного СП 36.13330.2012, но и без учета минимального размера земельного участка для установки опоры воздушной линии. На топографической съемке (лист 31 проекта газопровода) отсутствует существующая сеть напорной производственной канализации мясоперерабатывающего комплекса ООО «Коралл», которая также пересекается проектируемый газопроводом. С учетом отсутствия у АО «Газпром газораспределение Тверь» информации о точном планово-высотном положении существующих инженерных сетей, а также с учетом принятого в проектной документации открытого способа прокладки газопровода под существующими инженерными сетями, предполагающем «вывешивание существующих сетей, существует риск повреждения существующих инженерных сетей мясоперерабатывающего комплекса ООО «Коралл». Нарушение существующих инженерных сетей приведет к катастрофической ситуации, поскольку поставит под угрозу безопасность существующего поголовья свиней, составляющего свыше 220 000 голов. В письме от 08.02.2021 №28/5/568 ООО «Коралл» поставило в известность лицо, в отношении которого установлен публичный сервитут, о наличии инженерных коммуникаций в месте прохождения предполагаемого газопровода. Категории земельных участков ООО «Коралл» были переведены в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с целью размещения объектов капитального строительства агропромышленного комплекса. Установление сервитута на земельных участках ООО «Коралл» приведет к невозможности использовать такие участки по назначению, поскольку наличие газопровода предполагает установление охранной зоны газораспределительной сети. В соответствии подп. а п. 14 постановления Правительства РФ от 20.11.200 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» возведение производственных зданий запрещено. Таким образом, в результате установления публичного сервитута будут повреждены существующие инженерные коммуникации ООО «Коралл», ООО «Коралл» будет лишено возможности использовать свои земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием. Предложение по рассмотрению альтернативного места размещения газопровода ООО «Коралл» оставлено без рассмотрения. Прокладка газопровода по земельным участкам административных истцов и, соответственно, установление охранной зоны, лишит их возможности использовать свои земельные участки по назначению. Установление сервитута не должно нарушать разумного баланса интересов сторон, создавать существенные неудобства, причинять прямые убытки для собственников, обслуживающих земельные участки. Вместо того, чтобы найти альтернативный вариант размещения газопровода, без нанесения непоправимого ущерба двум сельхозпроизводителям Тверской области, АО «Газпром газораспределение Тверь» незаконно направило представителей ООО «Гамма» для проведения изыскательных работ на земельных участках административных истцов, о чем было вынесено соответствующее представление Бежецкой межрайонной прокуратурой. Административные истцы направили в адрес администрации Бежецкого района Тверской области заявления об учете возражений по установлению публичного сервитута со схемой альтернативного размещения газопровода по земельным участкам административных истцов. Однако, администрация не стала разбираться в обоснованностью установления публичного сервитута на спорных земельных участках при наличии свободных земель, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, администрация не разрешила вопрос с пересечением планируемого газопровода с существующими инженерными коммуникациями и с возникшими в результате установления публичного сервитута препятствиями в пользовании земельными участками административных истцов. В нарушении п. 3 ст. 39.39 Земельного кодекса РФ администрацией не установлено обоснование необходимости установления публичного сервитута на земельных участках административных истцов. Возведение газопровода по предложенному административными истцами местоположению предотвратит пересечение с существующими инженерными сетями ООО «Коралл» и позволит реализовать утвержденный проект расширения агропромышленного комплекса. Для ООО «Альтаир» изменение местоположения газопровода также позволит сохранить наиболее ценные пахотные земли сельскохозяйственного назначения, производить обработку почвы механизированным способом в необходимых для выращивания сельскохозяйственных культур местах. Предложенный административными истцами альтернативный вариант размещения газопровода является наименее обременительным для испрашиваемых земельных участков, соответствует требованиям п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ. Убеждены, что оспариваемое постановление об установлении публичного сервитута вынесено без объективной необходимости обременения земельных участков публичным сервитутом для размещения линейного объекта газоснабжения. Необходимость установления публичного сервитута для размещения линейного объекта газоснабжения в отношении земельных участков административных истцов отсутствовала. Проведение газопровода через данные земельные участки не является единственно возможным вариантом, кроме того, получается более обременительным для собственников спорных земель. Единственным обоснованием АО «Газопровод газораспределение Тверь» в установлении публичного сервитута на земельных участках административных истцов является экономическая выгода лица, в пользу которого установлен публичный сервитут, поскольку такое расположение газопровода является наиболее коротким, а, следовательно, наиболее дешевым. Отклонение альтернативных способов размещения газопровода свидетельствует о том, что оспариваемое постановление об установлении сервитута направлено не на обеспечение публичных нужд населения в природном газе, а на соблюдение интересов АО «Газпром газораспределение Тверь», связанных с экономией денежных средств на постройку газопровода. При отсутствии правовых оснований для установления сервитута, оспариваемый правовой акт противоречит нормам земельного законодательства, регулирующего правила установления сервитута. Значимым аспектом при решении вопроса об установлении публичного сервитута во всех случаях должен являться факт наличия интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. публичного интереса. Публичный сервитут устанавливался для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могли быть обеспечены каким-либо иным способом. В настоящем случае прокладка газопровода возможна без использования земельных участков административных истцов, поскольку имеются иные варианты прокладки газопровода. Установление публичного сервитута в целях размещения линейного объекта газоснабжения на земельных участках административных истцов по кратчайшему пути совершенно в интересах АО «Газпром газораспределение Тверь», т.е. отдельного круга лиц, что противоречит основаниям установления публичного сервитута, нормам действующего законодательства. Кроме того, сторона административных истцов полагает, что прохождение газопровода по частям спорных земельных участков не соответствует генеральному плану Шишковского сельского поселения Бежецкого муниципального района Тверской области, а, следовательно, противоречит ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. При этом, административные истцы отмечают, что земельные участки с кадастровыми номерами №, являются землями сельскохозяйственного назначения, для которых установлен особый правовой режим, направленных на охрану указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота. Установление в рассматриваемой ситуации публичного сервитута приведет к невозможности использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием либо создаст существенные затруднения в их использование в течение установленного законом срока. Технологический процесс строительно-монтажных работ по возведению подземного газопровода предполагает траншейный либо бестраншейный метод прокладки сетей газоснабжения, т.е. указанные действия предполагают снятие или уничтожение (нарушение) плодородного слоя почвы. Нарушенные сельскохозяйственные земли невозможно использовать в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием без проведения рекультивации земель. Как следует из положения Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, процесс рекультивации земель занимает длительное время (несколько лет), в течение которого невозможно использовать в сельскохозяйственных целях спорные земельные участки. Кроме того, охранная зона вдоль трасс наружных газопроводов определяется в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода. На земельных участках, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в том числе запрещено: строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра. Тот факт, что копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м запрещено является существенным ограничением по использованию земель сельскохозяйственного назначения. В современном агропромышленном комплексе для того, чтобы достичь высоких показателей урожая различных видов культур, необходимо использовать специальную сельскохозяйственную технику. В процессе выращивания выполняются сельскохозяйственные мероприятия с помощью специальной почвообрабатывающей техники. От глубины пахоты зависит урожайность, поскольку при мелкой вспашке, если она являлась основной или применялась систематически, растения часто испытывают недостаток во влаге, особенно в засушливое время, угнетаются сорняками и вредителями. Для пахоты и закладки удобрений используются плуги дизельные 4,5Н и 6ПГ с глубиной обработки от 45 см. до 60 см. Указанная глубина пахоты превышает допустимую правилами охраны газораспределительных путей глубину обработки почвы. После возведения газопровода на территории земельных участков сельскохозяйственного назначения их использование обществом по назначению будет невозможно ввиду недопустимости проведения сельскохозяйственных работ в охранной зоне газораспределительных сетей. Учитывая изложенное, а именно то, что собственник спорных земельных участков лишается возможности использовать свои земли в соответствии с разрешенным использованием, оспариваемое постановление об установлении публичного сервитута нельзя признать законным, оно противоречит ч. 10 ст. 23 Земельного кодекса РФ. Если АО «Газпром газораспределение Тверь» полагает, что спорные участки являются единственно пригодными для строительства газопровода, то применительно к п.10 ст. 23 Земельного кодекса РФ вопрос о предоставлении такого участка должен решаться после его изъятия у ООО «Альтаир» при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 49, 56.3 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного, ООО «Альтаир» и ООО «Коралл» просили признать незаконным и недействующим со дня принятия постановление администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков» в части установления публичного сервитута в отношении части земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №,
№, расположенных в <адрес>, и земельных участков категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровыми номерами №, расположенных в <адрес>
Определением судьи от 07.12.2021 к участию в деле для дачи заключения привлечен Бежецкий межрайонный прокурор.
Представители административных истцов ООО «Коралл» и ООО «Альтаир» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись судом заранее и надлежащим образом. Поданное представителем административного истца ООО «Альтаир» ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью его явки в судебное заседание и необходимостью предоставления обществу времени направить в суд другого представителя, оставлено без удовлетворения. Не усматривая оснований для отложения судебного разбирательства, суд исходил из того обстоятельства, что ООО «Альтаир» является юридическим лицом, не было лишено возможности и права направить в суд к назначенному времени иного представителя для участия в судебном заседании. При этом судом учтено, что по заявленным требованиям представитель административных истцов выразил свою позицию по иску в судебном заседании 23.12.2021, воспользовался наделенным законодательством правом по предоставлению письменных пояснений, включая подачу заявления о дополнении основания административного иска.
С учетом изложенного, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела данные, сроки рассмотрения подобной категории дел, судом было принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей административных истцов ООО «Коралл» и ООО «Альтаир». Каких-либо препятствий для разрешения заявленных требований в отсутствие не явившихся лиц после объявленного в процессе перерыва суд не усмотрел.
Представитель административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области, Лихачева Т.В. с административными исковыми требованиями ООО «Коралл» и ООО «Альтаир» не согласилась. Поддержала возражения на административный иск, где со ссылками на п. 1 ч.1 ст. 39.37, ч. 1,4 ст. 39.39, п.1 ч.1 ст. 39.40, ч. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса РФ указало следующее. В адрес администрации Бежецкого района Тверской области от АО «Газпром газораспределение Тверь» поступило ходатайство об установлении публичного сервитута на земельные участки, принадлежащие ООО «Коралл» и ООО «Альтаир», с приложением проекта строительства газопровода и распоряжения Правительства Тверской области от 16.07.2021 г. № 623-рп. Рассмотрев ходатайство, администрация не усмотрела препятствий в установлении публичного сервитута. Представленные ООО «Коралл» и ООО «Альтаир» заявления об учете возражений по установлению публичного сервитута ничем не подтверждены. Достаточные данные о том, что прокладка газопровода в соответствии с проектной документацией приведет к невозможности использования земельных участков по назначению, и то, что по указанным земельным участкам проходят какие-либо инженерные сети, не представлены. На основании изложенного, представитель административного ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области, просил в удовлетворении заявленных ООО «Коралл» и ООО «Альтаир» требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - АО «Газпром газораспределение Тверь», Савина В.В. полагала требования административных истцов необоснованными. Представила возражения на административное исковое заявление, в которых указано следующее. Постановлением Губернатора Тверской области от 13.02.2020 № 10-пг утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Тверской области на 2020-2024 гг., в соответствии с которой было предусмотрено строительство объекта «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк – п. Максатиха». Период строительства объекта - с 2021 г. по 2023 г. Строительство газопровода позволит газифицировать в п. Максатиха 4785 домовладений и квартир, 2 школы, центральную районную больницу, 5 детских садов, дома культуры. 16.07.2021 распоряжением Правительства Тверской области № 623-рп, в соответствии со ст.45 Гражданского кодекса РФ, ст. 5 Закона Тверской области от 24.07.2012 №77-ЗО «О градостроительной деятельности Тверской области» была утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха». От административных истцов не поступало возражений в отношении результатов публичных слушаний при рассмотрении документации по планировке территории и проекта межевания территории для строительства объекта «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха, содержащей, в том числе сведения о прохождении трассы газопровода по земельным участкам административных истцов. 26.07.2021 приказом АО «Газпром газораспределение Тверь» утверждена проектная документация по объекту «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк»- п. Максатиха». Общество, осуществляющее уставную деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, газификацию, вправе было обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с ч.1 ст. 39.40 Земельного кодекса РФ. Проект планировки территории и проект межевания относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации документов территориального планирования. Поэтому с ходатайством в уполномоченный орган обратился соответствующий заявитель с необходимым обоснованием для установления сервитута. Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. Административными истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о затруднении в использовании земельных участков. Их утверждения о нарушении права на использование земельных участков по назначению безосновательны, поскольку оспариваемым постановлением не наложен запрет на производство сельскохозяйственных работ, обременение участка сервитутом не лишает собственников прав владения, пользования и распоряжения этими участками. Ссылки на возможные нарушения прав административных истцов в связи с намерением в дальнейшем использовать земельные участки по назначению не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления и носят предположительный характер. Установленный срок сервитута соответствует ч.1 ст. 39.45 Земельного кодекса РФ. В силу ст. 39.46 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества, в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии, не засчитываются в счет платы за публичный сервитут и возмещаются независимо от такой платы правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении. В соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ, использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых на период осуществления строительства газопроводов, осуществляется без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Практика показывает, что при производстве сельскохозяйственных работ с помощью сельхозтехники нарушение земельного горизонта, как правило, составляет 0,2 -0,3 м. В состав сельскохозяйственных и других работ, проведение которых в соответствии с требованиями Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, необходимо согласовывать с организацией, эксплуатирующей газопровод, входят исключительно работы, связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 м. В соответствии с проектной документацией при подземной прокладке газопровода заглубление составит от 1,9 м до 2,15 м от верха трубы. Таким образом, представить себе сельскохозяйственные работы, которым может помешать подземный газопровод, оказывается весьма затруднительным. Наличие подземного газопровода не препятствует эксплуатации земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с его категорией. Доводы собственников земельных участков о том, что нахождение на принадлежащих им участках газопроводов будет препятствовать осуществлению планов по освоению и использованию участка, являются не подтвержденными. Дополнительно отмечает, что охранная зона газопровода представляет собой, как правило, незначительную часть от всего участка собственника (ведь речь идет об участках сельскохозяйственного назначения, площадь которых обычно очень значительна), и желание собственника производить какие-то масштабные работы именно в охранной зоне можно рассматривать как злоупотребление правом. Учитывая, что строящийся объект «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха» относится к линейной социальной инфраструктуре, посредством которого планируется обеспечение функциональной жизни и деятельности населения, коммунально-бытовых предприятий, представитель АО «Газпром газораспределение Тверь» просило в удовлетворении исковых требований ООО «Альтаир», ООО «Коралл» к администрации Бежецкого района Тверской области отказать полностью.
Изучив доводы административного иска и возражений на него, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, в частности заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск ООО «Коралл» и ООО «Альтаир» оставить без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное суд рассматривает настоящее дело в порядке главы 21 КАС РФ.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
В соответствии с п. 5, 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.
В силу положений ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее:
а) суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
б) общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 71 - 73 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы местного значения - в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" ).
Частью 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ закреплено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу ч. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях: размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Как следует из ч. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении (ч. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (ч. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на основании ходатайства организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).
В обоснование необходимости установления публичного сервитута могут предоставляться документы территориального планирования, проект планировки территории, предусматривающие размещение объекта, вызывающего необходимость установления публичного сервитута (подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления публичного сервитута в целях, указанных в п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, предусмотрен Главой V.7 названного кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО «Альтаир» является собственником земельных участков:
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
ООО «Коралл» является собственником земельных участков: категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с обремениеи в виде ипотеки:
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ограничение прав не зарегистрировано;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
-с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
Постановлением Губернатора Тверской области от 13.02.2020 № 10-пг ( в редакции постановления Губернатора Тверской области от 30.04.2021 № 31-пг) утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Тверской области на 2020 - 2024 годы, согласно Приложению к которой в плане мероприятий Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Тверской области на 2020 - 2024 годы, указаны мероприятия Программы – «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха», которое позволит газифицировать 4785 домовладений и квартир, 2 школы, центральную районную больницу, 5 детских садов, дома культуры.
Основными нормативными актами, определяющими порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, применительно к охранным зонам газопроводов, являются Земельный кодекс Российской Федерации (Глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий»), Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Указанные выше нормативные правовые акты официально опубликованы для всеобщего сведения, размещены в справочных правовых системах, в сети Интернет.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16.07.2021 № 623-рп утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк – п. Максатиха».
С ходатайством об установлении публичного сервитута обратилось АО «Газпром газораспределение Тверь» - надлежащее лицо, предусмотренное п. 1 ст. 39.40 Земельного кодекса РФ.
Ходатайство АО «Газпром газораспределение Тверь» об установлении публичного сервитута от 23.08.2021 оформлено в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542, и содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.41 Земельного кодекса РФ, в частности указаны: цель установления публичного сервитута – для размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, которые необходимы для организации газоснабжения населения; испрашиваемый срок публичного сервитута – 10 лет; срок, в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на них объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) – с 01.11.2021 по 31.12.2022; обоснование необходимости установления публичного сервитута – региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Тверской области на 2020-2024 годы, утв. постановлением Губернатора Тверской области от 30.04.2021 № 31-пг, инвестиционная программа АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2021 г., документация по планировке территории для размещения объекта «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха», утв. распоряжением Правительства Тверской области от 16.07.2021 № 623; указаны кадастровые номера земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.
Установление публичного сервитута в заявленных в ходатайстве целях предусмотрено пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ и соответствует им.
В соответствии с требованиями ст.39.42 Земельного кодекса РФ администрацией Бежецкого района Тверской области обеспечено выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута.
Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено в газете «Бежецкая жизнь» от 26.08.2021, т.е. опубликовано в средствах массовой информации.
Обоснованием установления публичного сервитута явилась утвержденная документация по планировке территории.
В ходатайстве об установлении публичного сервитута, сообщении о возможности установления публичного сервитута, решении об установлении публичного сервитута также должна содержаться информация об инвестиционной программе субъекта естественных монополий (п. 3 статьи 39.41, пп. 1 и 2 п. 7 статьи 39.42, пп. 7 п. 4 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ).
Реализация объекта – «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха», предусмотрена инвестиционной программой АО «Газпром газораспределение Тверь» на 2021 год.
Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 установлен в пользу АО «Газпром газораспределение Тверь» в целях линейного объекта газоснабжения «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха», его неотъемлемых технологических частей публичный сервитут сроком на 10 лет в отношении земельных участков:
- части земельного участка из категории земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 1585 кв.м (обозначение части: №) площадью 337 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 47005 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 2523 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 230003 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 610 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 78997 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 1104 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 7004 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 802 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 49994 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 886 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 30006 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 236 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 5008 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 2203 кв.м (обозначение части: №), площадью 655 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 257005 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 98 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 5065 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 195 кв.м (обозначение части: №), площадью 867 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 63940 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером:: №, местоположение: <адрес>, площадью 1770 кв.м обозначение части: №) от общей площади земельного участка 75877 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 198 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 4010 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: <адрес>, площадью 350 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 8006 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 1500 м по направлению на юго-запад от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 478 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 249993 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 1800 м по направлению на юг от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 381 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 510004 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 600 м по направлению на юг от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 4510 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 514993 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 400 м по направлению на юг от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 937 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 51992 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 500 м по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 1736 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 187992 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 900 м по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 3028 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 336999 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 900 м по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 2068 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 393996 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 1100 м по направлению на север от ориентира; почтовый адрес ориентира; <адрес>, площадью 3265 кв.м (обозначение части: № от общей площади земельного участка 386000 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 900 м по направлению на юго-запад от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 2959 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 389001 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 600 м по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 357 кв.м (обозначение части: №), площадью 1612 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 258000 кв.м;
- части земельного участка из категории земель — земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно и примыкает по направлению на юг от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 1500 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 64993 кв.м;
- части земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1325 кв.м. (обозначение части №), площадью 600 кв.м. (обозначение части №), площадью 2325 кв.м. (обозначение части №), площадью 6622 кв.м. (обозначение части №), площадью 2382 кв.м. (обозначение части №) от общей площади земельного участка 12778884 кв.м;
- части земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 701 кв.м (обозначение части: №) от общей площади земельного участка 6879 кв.м.
Утверждены границы публичного сервитута в соответствии с координатами характерных точек.
При этом, в п. 3 указанного постановления администрации Бежецкого района Тверской области АО «Газпром газораспределение Тверь» предупреждено об обременениях земельных участков и ограничениях их использования, в частности отмечено, что часть земельных участков находится в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства; часть – в придорожной полосе.
Решение об установлении публичного сервитута содержит всю информацию, предусмотренную статьей 39.43 Земельного кодекса РФ, принято органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными пп. 5 ст. 39.38 Земельного кодекса РФ. Требования п. 1 ст. 39.45 Земельного кодекса РФ о сроке публичного сервитута соблюдены.
Принят оспариваемый нормативно-правовой акт в срок, предусмотренный пп. 2 ч. 1 ст. 39.43 Земельного кодекса РФ, а именно 07.10.2021, т.е. в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута (23.08.2021) и прилагаемых к ходатайству документов, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута (26.08.2021).
С целью соблюдения требований п. 7 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ постановление администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков» опубликовано в газете «Бежецкая жизнь» за 14.10.2021 № 40 (16862), размещено на официальном сайте администрации Бежецкого района в сети Интернет. Копии постановления направлены собственникам земельных участков, в том числе ООО «Альтаир» и ООО «Коралл» письмами 11.10.2021 за № 5273 и от 11.10.2021 за № 5274, факт получения которых стороной административных истцов не оспаривался.
Учитывая, что публичный сервитут установлен решением уполномоченного органа местного самоуправления в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, проектом планировки и проектом межевания территории, инвестиционной программой субъекта естественных монополий (АО «Газпром газораспределение Тверь»), суд приходит к выводу о том, что условия и процедура установления публичного сервитута соблюдены; оспариваемое постановление полностью соответствуют нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит им.
Доводы административного истца о том, что проектируемый газопровод спланирован с нарушением норм действующего законодательства, поскольку пересекает существующие кабельные сети, сети газоснабжения и слаботочные сети ООО «Коралл», ничем объективно не подтверждены, являются предположением, фактически сводятся к несогласию собственника спорных земельных участков с установленным в отношении них (земельных участков) публичным сервитутом.
Необоснованными находит суд и утверждения административных истцов о том, что установление публичного сервитута не соответствует генеральному плану Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области. Доказательств несоответствия установленного сервитута утвержденному Генеральному плану не представлено. Заключение специалиста в качестве такового рассматриваться не может, поскольку не отвечает критериям допустимости, относимости и достоверности, является субъективным мнением специалиста.
Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца ООО «Альтаир» ссылается также на то обстоятельство, что в результате установления публичного сервитута общество будет лишено возможности использовать принадлежащие ему земли сельхозназначения по целевому назначению, т.к. в связи с прокладкой газопровода будут установлены ограничения в использовании принадлежащих ему земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети (на земельных участках, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей запрещается в том числе, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра). Учитывая, что для пахоты и закладки удобрений используются плуги чизельные 4,5Н и 6ПГ с глубиной обработки от 45 см до 60 см, после возведения «Межпоселковый газопровод ГРС «Бежецк» - п. Максатиха» на территории земельных участков сельскохозяйственного назначения их использование ООО «Альтаир» по назначению будет невозможно ввиду недопустимости проведения сельскохозяйственных работ в охранной зоне газораспределительных сетей. В связи с изложенным, ссылаясь на ч. 10 ст. 23 Земельного кодекса РФ, представитель ООО «Альтаир» полагает, что размещение спорного газопровода на принадлежащих обществу земельных участках сельскохозяйственного назначения на условиях публичного сервитута не может быть осуществлено.
Суд с такой позицией инициатора иска не соглашается и отклоняет приведенные доводы как несостоятельные.
В соответствии с п. 10 ст. 23, пп. 4 п. 1 ст. 39.44 Земельного кодекса РФ в установлении сервитута должно быть оказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.
Пунктом 11 ст. 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
По выпискам из ЕГРН спорные земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО «Альтаир», являются землями сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу ч.1, ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения. На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Таким образом, содержание предусмотренных федеральным законом в охранной зоне газопровода ограничений применительно к землям сельскохозяйственного назначения и входящим в них сельскохозяйственным угодьям не влечет возникновение дополнительных ограничений хозяйственной деятельности, которые могут рассматриваться как повлекшие невозможность использования или существенное затруднение в использовании спорных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств того, что установление публичного сервитута для размещения газопровода и ограничение хозяйственной деятельности ООО «Альтаир» в охранных зонах газораспределительных сетей повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании принадлежащих обществу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, в материалы дела стороной административного истца не представлено.
Кроме того, как следует из возражений представителя АО «Газпром газораспределение Тверь», в соответствии с проектной документацией при подземной прокладке газопровода заглубление составляет от 1,9 м до 2,15 м от верха трубы.
Таким образом, принимая во внимание изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что обременение спорных земельных участков публичным сервитутом не лишает собственника этих участков прав владения, пользования и распоряжения ими в установленном законом порядке. Принятие решения об установлении публичного сервитута обусловлено исключительно необходимостью обеспечения публичного интереса. Права административного истца на использование земельных участков, на часть которых установлен публичный сервитут, не нарушены. Доказательств обратного суду не представлено.
Ходатайства представителя административных истцов о необходимости назначения по делу ряда судебных экспертиз в обоснование заявленных требований, суд счел неубедительными.
По смыслу положений ч.2 ст. 59, ч.2 ст. 82 КАС РФ заключение экспертов является одним из видов доказательств по делу, для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении административного дела о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В связи с изложенным, назначение экспертизы для проверки законности оспариваемого административными истцами нормативно-правового акта администрации Бежецкого района - постановления от 07.10.2021 № 324, не является необходимым.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что публичный сервитут установлен в отношении лишь части спорных земельных участков, что, по мнению суда, с учетом всей пощади земли, займет незначительную часть каждого объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Коралл» и ООО «Альтаир», в отношении которого установлен публичный сервитут.
При этом, в силу ст.39.48 Земельного кодекса РФ административные истцы не лишены права обращения с требованием выкупа земельных участков по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, если осуществление публичного сервитута приведет к невозможности или существенному затруднению использования принадлежащих им земельных участков (их частей) в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный пп. 6 п. 4 ст. 39.43 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, административные истцы могут использовать механизм защиты своих прав, предусмотренный п.п.10,11 ст.39.46 Земельного кодекса РФ, согласно которой убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии) возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.
Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что пунктом 7 постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков» на обладателя публичного сервитута – АО «Газпром газораспределение Тверь», возложена обязанность привести части земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием после завершения размещения объекта, в сроки, предусмотренные п. 8 ст. 39.50 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о соблюдении административным ответчиком при принятии оспариваемого акта положений п. 8 ст.39.50 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что публичный сервитут в отношении части земельных участков, принадлежащих административным истцам, установлен для обеспечения муниципальных нужд согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, соответствует целям, определенным ст. 23 Земельного кодекса РФ. Процедура принятия оспариваемого нормативного акта и правила введения его в действие административным ответчиком не нарушены.
Учитывая, изложенное, а также то, что несоответствия постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ООО «Альтаир» и ООО «Коралл» к администрации Бежецкого района.
Выявленное Бежецкой межрайонной прокуратурой нарушение, а именно проведение в целях реализации региональной программы газификации изыскательских работ на земельных участках административных истцов без согласия последних, юридического значения для разрешения возникшего спора не имеет, основанием признания незаконным постановления администрации Бежецкого района от 07.10.2021 не является.
Вместе с этим суд отмечает, что оспариваемым нормативно-правовым актом в отношении части заявленного в административном иске земельного участка с кадастровым номером №, публичный сервитут не устанавливался.
При этом суд учитывает, что строящийся объект газопровода относится к линейной социальной инфраструктуре, посредством которого планируется обеспечение функциональной жизни и деятельности населения п. Максатиха, его коммунально-бытовых предприятий (организаций).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ООО «Альтаир» и ООО «Коралл» к администрации Бежецкого района Тверской области о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления администрации Бежецкого района Тверской области от 07.10.2021 № 324 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков» в части установления публичного сервитута в отношении части земельных участков:
- сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, расположенных в <адрес>,
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель специального назначения с кадастровыми номерами №, расположенных в <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.
Решение в окончательной форме принято 14 января 2022 года.
Председательствующий
дело № 2а-591/2021