ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-591/2022 от 02.08.2022 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-591/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 02 августа 2022 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

при секретаре Бабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия.

Требования административного истца мотивированы тем, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, по результатам которого установлено, что министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не реализуются полномочия по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, расположенной в Володарском муниципальном районе Нижегородской области.

Административный истец указал, что на территории Володарского муниципального района Нижегородской области расположен памятник природы регионального значения «Болото Варех и озеро Варех», созданный решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Паспортом на государственный памятник природы регионального (областного) значения «Болото Варех и озеро Варех», утвержденным распоряжением Губернатора Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 1391,9 га.

Административный истец указал, что в нарушение требований законодательства сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.

До настоящего времени Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области описание границ охранной зоны особо охраняемой территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Истец указал, что выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.

В связи с изложенным, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Болото Варех и озеро Варех», расположенного в границах Володарского муниципального района Нижегородской области.

Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:

1) описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Болото Варех и озеро Варех», расположенного в Володарском муниципальном районе , с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.

2) представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Болото Варех и озеро Варех», расположенного в Володарском муниципальном районе Нижегородской области.

В судебном заседании Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Круглов Д.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата картографии» по Нижегородской области (Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области), Министерство финансов Нижегородской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В силу ст.26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Володарского района Нижегородской области расположен памятник природы регионального (областного) значения: «Болото Варех и озеро Варех», созданный решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

Паспортом на государственный памятник природы регионального (областного) значения «Болото Варех и озеро Варех», утвержденным распоряжением Губернатора Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 1391,9 га.

Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, по результатам которого установлено, что сведения о границах охранной зоны вышеуказанной особо охраняемой природной территории в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 № 98-3 (ред. от 06.04.2017) «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции принимает решение о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 965, Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.

Министерство в соответствии с разделом 3 Положения участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Таким образом, в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области входит установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы.

Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области был дан ответ с перечнем ООПТ регионального значения, требующих установления охранных зон, а также с установленными, но не поставленными на кадастровый учет охранными зонами, в том числе памятник природы «Болото Варех и озеро Варех».

Вместе с тем, мер по постановке на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории – памятника природы регионального (областного) значения «Болото Варех и Озеро Варех» административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.

Суд, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов приходит к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.

Исходя из положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Определяя срок для исполнения административным ответчиком настоящего решения, суд находит разумным и достаточным срок в пределах 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу для совершения ответчиком действий по выполнению соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории – памятника природы регионального (областного) значения «Болото Варех и Озеро Варех», расположенного в границах Володарского муниципального района Нижегородской области.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области:

- описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории – памятника природы «Болото Варех и Озеро Варех», расположенного в Володарском муниципальном районе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны – минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах;

- предоставить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории – памятника природы «Болото Варех и Озеро Варех», расположенного в Володарском муниципальном районе Нижегородской области, в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев

Резолютивная часть объявлена 02 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2022 года