ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5920/2021 от 22.11.2021 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-5920/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего Осколковой А.Н.,

при секретаре Понкратовой А.О.,

22 ноября 2021 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки» о ликвидации организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки» о ликвидации организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование административного иска указано, что "."..г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> принято решение о государственной регистрации Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки». Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц "."..г. за номером ОГРН <...> Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес><адрес>, руководитель ФИО3 Организационно-правовая форма организации – общественная организация. В результате изучения материалов учетного дела организации Управлением установлено, что организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 13.09.2010г., положения которого не в полной мере отвечают требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 123.5 ГК РФ установлено, что Устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности. Уставом некоммерческой организации должны быть исчерпывающе определены: цель и предмет деятельности (совокупность видов деятельности, которые осуществляет организация для достижения уставных целей); перечень осуществляемых видов приносящий доход деятельности. Пункты 2, 4 раздела V11 Устава организации, предполагают осуществление приносящей доход деятельности, однако перечень видов приносящий доход деятельности в Уставе отсутствует. Пункт 2 раздела 11 Устава определяет задачи деятельности организации. Указанные задачи фактически являются видами ее деятельности, в связи с чем целесообразно переименовать указанный подраздел Устава. В нарушение п.3 ст.29 Закона № 7-ФЗ в исключительной компетенции высшего органа управления, перечисленной в пункте 2 раздела V1 Устава организации, отсутствует рассмотрение следующих вопросов: определение порядка приема в состав членов организации и исключения и числа членов организации, принятие решений о создании других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. В соответствии с пунктом 2 ст. 123.7 ГК РФ в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п), кроме того в соответствие со ст. 65.3 ГК РФ, Уставом организации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Вопреки указанным предписаниям в Уставе организации отсутствуют положения, свидетельствующие о наличие в организации единоличного исполнительного органа. Главой V111 Устава организации предусмотрена возможность внесения дополнении в Устав. Данные положения Устава не соответствуют требованиям ст. 13.1 Закона 7-ФЗ, в соответствии с которой для государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, предоставляется учредительные документы в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений и дополнений действующим законодательством не предусмотрено. В Соответствие с п.5 ст.3 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. В нарушение указанной нормы закона в Уставе организации не содержится описание используемой на печати символики. По данному факту Управлением было направлено в адрес организации и по месту жительства руководителя информационное письмо от 31.12.2019г. с предложением в срок до 21.02.2020г. представить в Управление комплект документов для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. В связи с тем, что вышеуказанные документы в Управление не поступили, в адрес организации неоднократно вынесены письменные предупреждения, предупреждения направлены заказными письмами с уведомлениями о вручении, однако до настоящего времени допущенные нарушения не устранены, предупреждения не исполнены. Кроме того, Управлением был установлен факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: <адрес>. По данному факту Управлением было вынесено предупреждение от 4.06.2021г., с требованием в срок до 22.07.2021г. представить комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Все вынесенные Управлением предупреждения до настоящего времени не исполнены.

Административный истец просит ликвидировать Волгоградскую региональную молодежную общественную организацию «Инструкторский отряд «Первые ласточки» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением суда от "."..г.г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС по Дзержинскому району г.Волгограда.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещены заказными письмами с уведомлением, которые возвращены за истечением срока хранения. Возражений по существу заявленных исковых требований не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Заинтересованное лицо руководитель отряда Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки» Сыроежкин В.Ю., представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, представитель заинтересованного лица ИФНС по Дзержинскому району г.Волгограда в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что "."..г. принято решение о государственной регистрации Волгоградской региональной молодежной общественной организации «Инструкторский отряд «Первые ласточки», сведения об организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены "."..г. за <...>.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу ст. 26 Федерального закона от "."..г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 123.5 Гражданского Кодекса РФ установлено, что Устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности.

Пунктом 1 статьи 24 ФЗ от "."..г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены ее уставом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона №...-Ф некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, уставом некоммерческой организации должны быть исчерпывающе определены: цель и предмет деятельности (совокупность видов деятельности, которые осуществляет организация для достижения уставных целей); перечень осуществляемых видов приносящий доход деятельности.

Пункты 2, 4 раздела V11 Устава организации, предполагают осуществление приносящей доход деятельности, однако перечень видов приносящий доход деятельности в Уставе отсутствует.

Пункт 2 раздела 11 Устава определяет задачи деятельности организации. Указанные задачи фактически являются видами ее деятельности, в связи с чем целесообразно переименовать указанный подраздел Устава.

В нарушение п.3 ст.29 Закона № 7-ФЗ в исключительной компетенции высшего органа управления, перечисленной в пункте 2 раздела V1 Устава организации, отсутствует рассмотрение следующих вопросов: определение порядка приема в состав членов организации и исключения и числа членов организации, принятие решений о создании других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона №7-ФЗ решения общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. Таким образом, решения по указанным выше вопросам, также должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов присутствующих на собрании членов организации.

Вопрос об использовании имущества организации относится к исключительной компетенции общего собрания членов и рассмотрение указанного вопроса не может быть передано постоянно действующему руководящему органу – Совету.

В соответствии с пунктом 2 ст. 123.7 ГК РФ в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п), кроме того в соответствие со ст. 65.3 ГК РФ, Уставом организации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Вопреки указанным предписаниям в Уставе организации отсутствуют положения, свидетельствующие о наличие в Организации единоличного исполнительного органа.

Главой V111 Устава организации предусмотрена возможность внесения дополнении в Устав. Данные положения Устава не соответствуют требованиям ст. 13.1 Закона 7-ФЗ, в соответствии с которой для государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, предоставляется учредительные документы в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений и дополнений действующим законодательством не предусмотрено.

В Соответствие с п.5 ст.3 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В нарушение указанной нормы закона в Уставе организации не содержится описание используемой на печати символики.

По данному факту Управлением было направлено в адрес организации и по месту жительства руководителя информационное письмо от 31.12.2019г. №... с предложением в срок до 21.02.2020г. представить в Управление комплект документов для внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

В связи с тем, что вышеуказанные документы в Управление не поступили, в адрес организации были вынесены письменные предупреждения, предупреждения от 5.08.2020г., 6.10.2020г., 12.01.2021г., 19.03.2021г., 4.06.2021г., с требованием в срок до 22.09.2020г., 16.11.2020г., 19.02.2021г., 6.05.2021г., 22.07.2021г. представить в адрес Управления комплект документов для внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Указанные предупреждения направлены организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, также по месту жительства руководителя организации.

Управлением был установлен факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: <адрес>. Все предупреждения организацией не были получены, из чего следует, что организация не находится по адресу.

Согласно части 1 статьи 4 ФЗ от "."..г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами и должны содержать достоверные ведения.

В соответствии с пунктом 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица-иного органа или лица, (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в подпункте «в» пункта 1 статьи 5 ФЗ от "."..г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

По данному факту Управлением было вынесено предупреждение в адрес организации от 4.06.2021г. №... с требованием в срок до 22.07.2021г. представить комплект документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Данное предупреждение направлено организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также по месту жительства руководителя организации и учредителей организации. Все вынесенные Управлением предупреждения не исполнены.

В соответствии со ст. 18 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от "."..г.№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия административным ответчиком всех зависящих от него мер, направленных на устранение нарушений законодательства.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская региональная молодежная общественная организация «Инструкторский отряд «Первые ласточки» в отсутствие уважительных причин допустила неоднократные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», ни одно из предупреждений вынесенных Управлением в адрес организации исполнено не было.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области требования законными и обоснованными, Волгоградская региональная молодежная общественная организация «Инструкторский отряд «Первые ласточки» подлежит ликвидации, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264, 292-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ликвидировать Волгоградскую региональную молодежную общественную организацию «Инструкторский отряд «Первые ласточки» ОГРН №... ИНН №... и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 года (27, 28 ноября 2021 года, 4, 5 декабря 2021 года – выходные дни).

Судья: подпись