Дело № 2а-5920/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре судебного заседания Кадып-оол А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Управления Министерства внутренних дел России по городу Кызылу ФИО1 к ведущему дознавателю Отдела дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО12, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам указав, что дознавателем отдела дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО14. в отношении начальника Управления Министерства внутренних дел России по г.Кызылу ФИО1 вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Поводом для вынесения указанного представления послужили материалы исполнительного производства №-ИП в отношении ФИО15 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО17ФИО16ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная со ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка, согласно судебному решению от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № выданного Кызылским городским судом Республики Тыва. Дознавателем предложено поручить подчиненному сотруднику, обслуживающему данный административный участок провести профилактические мероприятия, направленные предотвращение и пресечение административных проступков и подобных уголовных преступлений. Представление не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены начальником УМВД России по г.Кызылу ФИО1, как должностным лицом УМВД России по г.Кызылу, в чем именно заключается такое нарушение. Представление не содержит никаких сведений о том, каким образом деятельность начальника УМВД России по г.Кызылу ФИО1 как должностного лица УМВД России по г.Кызылу поспособствовала совершению преступления, в представлении изложены только обстоятельства, которые предусмотрены исполнительным производством №-ИП в отношении ФИО3 Дознавателем не проверено, находится ли комплекс мер, которые должны быть предприняты начальником УМВД России по г.Кызылу во исполнение оспариваемого представления, в компетенцию в УМВД России по г.Кызылу, самого начальника и его должностных лиц. УМВД России по г.Кызылу не выступает стороной исполнительного производства и не наделен полномочиями по взысканию задолженностей по исполнительным документам. Со стороны УФССП России по Республике Тыва не поступало уведомления о том, что гражданкой ФИО3 умышленно не выплачивается средства на содержание своего несовершеннолетнего ребенка, являясь лицом, подвергнутой к административному наказанию за аналогичное деяние и постановке этого гражданина на учет. В представлении также не указаны причинно-следственная связь между совершенным противоправным деянием и действиями должностных лиц России по г.Кызылу подчиненных начальнику УМВД России по г.Кызылу. Отсутствуют доказательства совершения сотрудниками УМВД России по г.Кызылу и начальника УМВД России по г.Кызылу, свидетельствующие нарушение норм законодательства.
Просит суд признать незаконным представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, (других нарушений закона) исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ дознавателя отдела дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва.
В возражении на административное исковое заявление дознаватель ФИО18. просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, по изложенным в нем основаниям.
Определением судьи в качестве административного соответчика по делу привлечена дознаватель Отдела дознания и административной практики УФССП России по Республике Тыва ФИО19
Определением судьи в качестве заинтересованного лица по делу привлечена ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Административные ответчики – дознаватель отдела дознания и административной практики УФССП России по Республике Тыва ФИО20 представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главы 22 КАС РФ.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку с оспариваемым актом истец ознакомлен 11.05.2023 года, административный иск поступил в суд 01.06.2023 года, то срок подачи административного искового заявления в суд не пропущен.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 мая 2023 года ведущим дознавателем отдела дознания и административной практики УФССП России по Республике Тыва ФИО21 в адрес начальника УМВД России по г.Кызылу вынесено предписание о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Предложено поручить подчиненному сотруднику, обслуживающему данный административный участок, провести профилактические мероприятия, направленные на предотвращение и пресечение административных проступков и подобных уголовных преступлений; письменно сообщить о результатах рассмотрения не позднее одного месяца со дня вынесения.
В ходе изучения материалов дела установлено, что ФИО22, согласно судебному решению Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, выданного Кызылским городским судом Республики Тыва, обязана уплачивать алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная со ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ребенка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО8 о взыскании алиментов.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении ФИО3
Постановлением мирового судьи судебного участка №г.Кыыла от ДД.ММ.ГГГГФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 20 часов.
Постановлением ведущего дознавателя МОСП по г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 157 УК РФ в отношении ФИО3
Приговором Кызылского городского суда Республики Тыва ФИО3 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК РФ, и ей назначено наказание в виде 2 месяцев лишения свободы, на основании ст. 70 УКРФ окончательно 2 месяца 5 дней лишения свободы в колонии-поселении.
Согласно сведениям из ИЦ МВД по Республике Тыва ФИО3 судима Кызылским городским судом Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 157 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 месяца 5 дней. Освобождена по отбытию наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением ведущего дознавателя МОСП по г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 157 УК РФ в отношении ФИО3
В представлении должностного лица указывается, что ФИО3, являясь родителем несовершеннолетнего ребенка ФИО24 осведомленная о вступившем в законную силу решения суда, в период с ДД.ММ.ГГГГ после дня вступления в законную силу административного наказания по ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ по ДД.ММ.ГГГГ и до дня возбуждения уголовного дела без уважительных причин в нарушение решении суда в установленной сумме, умышленно не выплачивала средства на содержание несовершеннолетнего ребенка, являясь лицом, подвергнутой к административному наказанию за аналогичное деяние, в период когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть совершила это деяние неоднократно. ФИО3 после привлечения к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ за неуплату алиментов, должных выводов для себя не сделала и вновь совершила преступления, неоднократно уклоняется от уплаты алиментов, воспитание и содержанием своего ребенка не занимается. Согласно приказу МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке обязан: выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условий, способствующие их совершению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, участвовать в пропаганде правовых позиций.
Согласно статье 2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.
Одним из принципов уголовного судопроизводства является законность при производстве по уголовному делу (статья 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Законные требования следователя (дознавателя) определяются его полномочиями как участника уголовного судопроизводства (глава 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, это акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельств, способствующих1 совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно части 2 статьи 158 УПК РФ, и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Из содержания вышеизложенных положений части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что в представлении дознаватель обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.
Из должностной инструкции ведущего дознавателя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва, утвержденного руководителем УФССП России по Республике Тыва – главного судебного пристава Республики Тыва ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что ведущий дознаватель отделения имеет право при установлении в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (п.4.4.10).
В соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", а также в целях повышения эффективности деятельности органов дознания ФССП России по предупреждению преступлений разработаны Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации определяют содержание и структуру представления, вносимого в порядке части 2 статьи 158 УПК РФ, устанавливают порядок внесения представления органами дознания ФССП России и контроля за его рассмотрением организациями или соответствующими должностными лицами, а также предусматривают иные формы предупреждения преступлений, такие как профилактическая беседа, информирование населения о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние и другие. Кроме того, Методические рекомендации регламентируют порядок организации процессуального контроля со стороны начальников органов дознания за деятельностью дознавателей в ходе применения мер профилактического характера.
Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (далее - представление), - это акт реагирования дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения (приложение N 1).
Представление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть представления содержит: наименование адресата, которому направляется представление; полное наименование документа; время и место составления документа; должность, фамилию и инициалы дознавателя, составившего документ; номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.
В описательно-мотивировочной части представления указываются: фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления); выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов; доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В резолютивной части представления указываются: конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления; срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления); предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций; порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст. 123-125 УПК РФ.
Дознаватель с момента регистрации сообщения о преступлении до окончания производства дознания по уголовному делу устанавливает обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и вносит в организацию или должностному лицу представление, а также контролирует своевременное устранение нарушений, указанных в представлении.
Представление дознавателя направляется руководителю организации или должностному лицу с сопроводительным письмом за подписью начальника органа дознания.
Между тем, как следует из материалов дела, данные требования закона дознавателем не выполнены, поскольку не содержит указания на то, какие конкретно положения закона были нарушены УМВД России г.Кызыла, в чем именно заключается такое нарушение, а изложены только обстоятельства совершения ФИО3 преступных действий.
Кроме того, оспариваемое представление дознавателя не мотивировано, не указано, не приведены нормы на основании, которых административный истец обязан либо вправе решать вопросы, касающиеся работы по предупреждению и профилактике правонарушений, преступлений.
Таким образом, оспариваемое представление дознавателя не соответствует требованиям части 1 статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей указание в описательно - мотивировочной части представления выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов, не указано несоблюдение каких именно правовых норм должностными лицами административного истца способствовало совершению преступления, при этом лицо, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления, не предупрежден о возможности применения к нему, в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций; порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст. 123-125 УПК РФ..
Кроме этого изучение содержания представления, в частности описательно-мотивировочной части показало, что дознаватель ФИО25. при вынесении данного представления руководствовалась Приказом МВД России от 31.12.2012 №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», согласно которому, участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке обязан: выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условий, способствующие их совершению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, участвовать в пропаганде правовых позиций, тогда как вышеуказанный Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 29.03.2019 №205, утвердившего новое Наставление и Инструкцию.
При таких обстоятельствах, в связи с изложенным обжалуемое представление 11.05.2023 за исх. №2-3014, внесенное административным ответчиком - ведущим дознавателем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО26 на имя начальника УМВД России по г. Кызылу, не соответствует требованиям, предъявляемым к представлению о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, указанных в ч.2 ст.158 УПК РФ, положениям Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", а также Методическим рекомендациям по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений, и не может быть признан законным и обоснованным.
Таким образом, требования административного истца к административным ответчикам о признании незаконным представления, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника Управления Министерства внутренних дел России по городу Кызылу ФИО1 к ведущему дознавателю Отдела дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО28, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании незаконным представления, удовлетворить.
Признать незаконным представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от ДД.ММ.ГГГГ№, внесенное ведущим дознавателем Кызылского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва ФИО29 в адрес начальника Управления Министерства внутренних дел России по г.Кызылу ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 21 декабря 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья А.А. Донгак