ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5923/2029 от 22.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-5923/29-2021

46RS0030-01-2021-008529-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2021 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Умеренковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шульгиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2, УМВД России по Курской области о признании незаконным решения и возложении обязанности,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления по вопросам миграции г. Курска ФИО2 о признании незаконным решения и возложении обязанности, указав, что, не являясь гражданином ни одной из стран, на основании приговора Кореневского районного суда <адрес> от 2015 года, которым установлена его личность, отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области. Получив распоряжение ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, обратился в Управление по вопросам миграции г. Курска с заявлением о получении правового статуса лица без гражданства и выдачи ему соответствующего удостоверения, в ответ получил сообщение начальника Управления по вопросам миграции г. Курска ФИО2, которое противоречит вышеуказанному распоряжению ФСИН России, не содержит решения по сути обращения, нарушает его права на получение правового статуса лица без гражданства и удостоверения личности. Просит решение начальника Управления по вопросам миграции г. Курска ФИО2 отменить, обязать Управление по вопросам миграции г. Курска установить его правовой статус лица без гражданства, выдать документ, удостоверяющий его личность и разъяснить ему права лица без гражданства.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика УМВД России по Курской области по доверенности ФИО3 административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь, что ответ начальника Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2 на обращение не противоречит нормам законодательства и не нарушает прав административного истца.

Административный ответчик – начальник Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО4, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, месте, времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в силу ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при рассмотрении обращения, в том числе дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 №707.

В силу п.п. 1, 2 указанной Инструкции она определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.052006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Согласно п.8.1, п.8.3 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

В соответствии с п. 9.3 Инструкции гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

П. 91 Инструкции предусмотрено, что обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области поступило датированное ДД.ММ.ГГГГ обращение осужденного ФИО1, отбывающего наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, зарегистрированное за , в котором последний указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году родился в <адрес><адрес>, в возрасте 4-х лет с родителями переехал в Российскую Федерацию, с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, при этом является лицом, не имеющим гражданства ни одной из стран, просил предоставить ему справку по месту отбывания наказания – в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области о том, что он является лицом без гражданства.

По результатам рассмотрения данного обращения в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ за подписью начальника Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2, содержащий сведения по существу поставленных на разрешение вопросов, в частности указано, что в настоящее время ФИО1 не имеет документа, удостоверяющего личность; в результате проведения проверок ранее было установлено, что последний является лицом, не состоящим в гражданстве РФ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проживал и не был зарегистрирован на территории РФ; с заявлением о приёме в российское гражданство, находясь на территории РФ, в установленном порядке не обращался. Также ФИО1 были разъяснены положения ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", касающиеся процедуры установления личности лица без гражданства, не имеющего действительных документов, удостоверяющих личность, изменения, вступающие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ в данный закон, наделяющие заявителя правом на подачу заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства, в том числе в отношении которых приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ, подлежащих процедуре депортации (реадмиссии).

Указанные обстоятельства не оспаривались участниками процесса и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: обращением ФИО1, конвертом, сообщением начальника Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2 и другими.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в который Федеральным законом от 24.02.2021 N22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц гражданства», вступившим в законную силу 24.08.2021, введено понятие временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определен порядок и основания его выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ, подлежащих процедуре депортации (реадмиссии).

Как установлено при рассмотрении дела, обращение ФИО1 по вопросу урегулирования его правового статуса на территории Российской Федерации рассмотрено в соответствии с установленным порядком, обоснованный ответ с разъяснениями дан уполномоченным лицом в пределах его компетенции, заявителю направлен и последним получен, права и свободы административного истца не нарушены. Доводы ФИО1 о том, что вышеуказанный ответ нарушает его права, поскольку препятствует получить документ, подтверждающий правовой статус лица без гражданства, не могут быть признаны состоятельными, опровергаются содержанием вышеприведенного ответа, из которого следует, что последнему был разъяснен порядок проведения процедуры установления личности и необходимый перечень документов для легализации на территории Российской Федерации с учетом изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивших в силу с 24.08.2021.

Исходя из положений ст. 218 и 227 КАС РФ требование о признании незаконным решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы заявителя.

По мнению суда, такая совокупность условий в настоящем деле отсутствует, связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику Управления по вопросам миграции г. Курска УМВД России по Курской области ФИО2, УМВД России по Курской области о признании незаконным решения и возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н. Умеренкова