ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5924/2021 от 31.08.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0011-01-2021-014330-06

(№2а-5924/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Аксеновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перовой И. В. к Невско-Ладожскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным решения об отказе в предоставлении водного объекта в пользование,

установил:

Перова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Невско-Ладожскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов по тем основаниям, что 5 мая 2021 г. Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления (далее - Отдел водных ресурсов) ей был направлен отказ № Р10-500 в предоставлении в пользование водного объекта, расположенного в Прионежском районе Республики Карелия, о.Суйсари в следующих координатах угловых точек границ участка акватории: Н1 - 61°57"13".07482 северной широты (далее – СШ) и 34°35"49".34205 восточной долготы (далее – ВД), Н2 - 61°57"13".45252 СШ и 34°35"52".27628 ВД, Н3 - 61°57"12".27992 СШ и 34°35"52".95903 ВД, Н4 - 61°57"11".90229 СШ и 34°35"50".02473 ВД. Указывает, что перечень лиц, с которыми согласовываются условия использования водного объекта, является исчерпывающим. В данный перечень лиц входят исключительно федеральные органы исполнительной власти (их территориальный органы), иных участников административной процедуры не установлено. ФБУ «Администрация «Беломорканал» образовано в форме учреждения, и соответственно, не является ни федеральным органом исполнительной власти, ни его территориальным органом. Также ФБУ «Администрация «Беломорканал» не включено в перечень лиц, определенных в пункте 70 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225. Таким образом, действия административного ответчика по согласованию возможности предоставления водного объекта в пользование с ФБУ «Администрация «Беломорканал», а равно, принятие в качестве основания для отказа решения указанного учреждения, являются нелегитимными. В связи с этим, отказ в предоставлении в пользование части акватории, обоснованный пунктом 2 части 39 вышеуказанного Регламента, является незаконным. Распоряжение Федерального органа исполнительной власти о сроке действия запрещения движения судов, принятое в соответствии со статей 77 Кодекса водного транспорта Российской Федерации, не размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, на сайте Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа - Невско-Ладожского бассейнового водного управления. Сведений о наличии распоряжения о запрещении движения судов не содержится и в отказе ФБУ «Администрация «Беломорканал», а соответственно, решение ФБУ «Администрация Беломорканал» не может быть признано обоснованным и правомерным. Кроме того, административный истец отмечает, что одновременно с мотивированным отказом Отделом водных ресурсов была представлена светокопия карты с изображением части акватории Онежского озера, на которой нанесены отметки о том, что плавание всех судов, в испрашиваемых географических координатах водного участка, запрещено. Данная светокопия не содержит выходных данных, в частности, сведений о дате ее составления и ее корректировки, организации-составителе и др. В соответствии с морской картой, заказанной административным истцом в специализированной компании - ООО «НавиСофт», откорректированной Управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации по состоянию на 17 июля 2021 г., отметка о наличии запрета плавания всех судов в испрашиваемых координатах отсутствует. Таким образом, использование в работе государственными органами власти морских карт, идентифицировать выпускные данные которых не представляется возможным, также ставит под сомнение законность и обоснованность принимаемых решений. С учетом изложенных обстоятельств, административный истец считает, что Невско-Ладожским бассейновым водным управлением нарушены ее права на водопользование, закрепленные статьями 3, 9, 39 Водного кодекса Российской Федерации, а также конституционные права в части лишения возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации). На основании изложенного, административный истец просит признать полностью незаконным решение Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования (Онежское озеро), вынесенное Отделом водных ресурсов по Республике Карелия 5 мая 2021г. № Р10-500.

Определением судьи от 5 августа 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ «Администрация «Беломорканал».

Определением судьи от 19 августа 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.

В судебное заседание административный истец Перова И.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Ее представитель Макарова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Кузнецова Г.А., действующая на основании приказа, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия просили провести судебное заседание в отсутствие своих представителей.

Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Перова И.В. 26 марта 2021 г. обратилась в Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование, а именно: водного объекта – Онежское озеро, расположенного: Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, остров Суйсари, площадью 0,001657230 кв.км. в пределах следующих географических координат угловых точек границ участка акватории водного объекта: Н1 - 61°57"13".07482 СШ и 34°35"49".34205 ВД, Н2 - 61°57"13".45252 СШ и 34°35"52".27628 ВД, Н3 - 61°57"12".27992 СШ и 34°35"52".95903 ВД, Н4 - 61°57"11".90229 СШ и 34°35"50".02473 ВД, в целях использования акватории водного объекта для размещения плавательных средств, зданий и строений. Данное заявление зарегистрировано за №976.

Решением, оформленным письмом от 5 мая 2021 г. № Р10-500, Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отказал в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования (Онежское озеро) со ссылкой на отказ ФБУ «Администрация «Беломорканал» от 21 апреля 2021 г. исх. № 07/01/1004 в согласовании использования заявленного Перовой И.В. участка акватории Онежского озера. В качестве основания отказа указан пункт 2 части 39 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225 (далее - Административный регламент).

В соответствии с письмом ФБУ «Администрация «Беломорканал» от 21 апреля 2021 г. № 07/01/1004 ФБУ «Администрация «Беломорканал» не согласовало использование вышеуказанного участка акватории Онежского озера, поскольку местоположение испрашиваемой акватории располагается в районе, где плавание всех судов запрещено.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в частности, использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 17 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является подготовка и заключение уполномоченным органом договора водопользования, который направляется на регистрацию в государственный водный реестр, мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование, оформление перехода прав и обязанностей по договорам водопользования либо отказ в оформлении перехода прав и обязанностей по договору водопользования.

В силу подпункта 2 пункта 39 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является получение отказа федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования.

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти:

разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них;

определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящего Регламента;

с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;

с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;

подготавливаются пакеты документов для рассылки заинтересованным исполнительным органам государственной власти для согласования условий использования водного объекта. Каждый пакет документов содержит соответствующее сопроводительное письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, запрос предложений по условиям использования водного объекта и проект условий использования водного объекта;

направляются подготовленные пакеты документов в заинтересованные исполнительные органы государственной власти согласно определенному перечню. Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем через тридцать календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.

В силу положений статьи пункта 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Согласно пунктам 1.1 и 2.1 устава ФБУ «Администрация «Беломорканал», утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20 февраля 2013 г. №АД-51-Р, ФБУ «Администрация «Беломорканал» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации; а также является федеральным бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), осуществляющим функции администрации Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта.

Из отзыва ФБУ «Администрация «Беломорканал» на административное исковое заявление следует, что в настоящий момент отсутствует возможность предоставления сведений о наличии распоряжения о запрещении движения судов ввиду того, что хранение документов ограничено сроком 5 лет. По неофициальным данным, запрет на движение судов был введен приблизительно в 2004-2005 годах в связи с тем, что в указанных координатах на пользование данной акваторией поступило обращение от фирмы ООО «Кивач» на размещение рыбоводческого хозяйства и были установлены садки для разведения рыбы в непосредственной близости от судового хода: грузовой причал г.Петрозаводска - г. Кондопога (причал ЦБК). В последующие годы какой-либо информации от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия об окончании аренды данной акватории и устранения плавучих садков в адрес ФБУ «Администрация «Беломорканал» не поступало. На основании вышеизложенного запрет на движение судов в районе острова Суйсари действует по настоящее время. Обращено внимание, что ФБУ «Администрация «Беломорканал» пользуется картографической продукцией, приобретенной у специализированной организации ООО «Чарт Пилот», которая на данный момент прекратила свою деятельность. Кроме того указано, что, если от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия поступит информация об окончании на данном участке акватории Онежского озера деятельности, связанной с рыбоводством, которая может повлиять на безопасность судоходства в вышеуказанном районе, то ФБУ «Администрация «Беломорканал» вынесет на совещание вопрос по согласованию схемы расстановки навигационных знаков на Онежском озере и вопрос о снятии каких-либо ограничений и запретов на движение судов в вышеупомянутом районе.

В отзыве Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ответе на запрос суда указано, что у министерства отсутствуют полномочия по предоставлению рассматриваемого водного объекта в пользование; вопросы определения границ рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних вод Российской Федерации, расположенных на территории Республики Карелия, а также вопросы распределения квот добычи (вылова) водных биологических объектов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водных объектах отнесены к полномочиям Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, суть исковых требований не затрагивает полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В соответствии с представленными административным ответчиком документами ДД.ММ.ГГГГ ООО фирма «Кивач» (ИНН ) была выдана лицензия на водопользование ПТЗ 01686 БОРБК в целях использования участков акватории в проливе <адрес> для рыбоводства (форелевое хозяйство), срок действия лицензии определен до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, находящимся в свободном доступе, ООО фирма «Кивач» (ИНН 1001001055) ДД.ММ.ГГГГ исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

Из ответа Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 15 апреля 2021 г. №3682/04-22/МСК-И на обращение Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 6 апреля 2021 г. №324/10 следует, что координаты участков, в том числе испрашиваемых административным истцом, не пересекаются с существующими в настоящий момент на водоеме рыболовными (рыбопромысловыми) и рыбоводными участками.

Письмом от 22 апреля 2021 г. №10/4511 Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовало разработанные условия водопользования в проекте договора водопользования участком акватории Онежского озера в указанным Перовой И.В. спорных координатах по результатам аукциона для размещения плавательных средств, задний и строений при условии: осуществлять планируемую деятельность и применять меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380.

Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что соответствующие надлежащие документы, подтверждающие введение и действие запрета на плавание судов в спорных координатах, в материалы дела в ходе рассмотрения дела в нарушение части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не были представлены, а напротив было установлено, что указанные ФБУ «Администрация «Беломорканал» основания для такого введения отпали ввиду истечения срока действия лицензии и исключения юридического лица ООО фирма «Кивач» из ЕГРЮЛ, учитывая ответ Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 15 апреля 2021 г. о том, что координаты участков, в том числе испрашиваемых административным истцом, не пересекаются с существующими на водоеме рыболовными (рыбопромысловыми) и рыбоводными участками, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 5 мая 2021 г. № Р10-500 является незаконным.

Кроме того, суд учитывает, что в представленной административным истцом карте отсутствует спорный запрет плавания судов, а также то, что 5 июня 2020 г. между Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Перовой И.В. был заключен договор водопользования №10-01.04.01.006-О-ДРБВ-Т-2020-03283/00 в координатах, близко расположенных со спорными координатами, ФБУ «Администрация «Беломорканал» в соответствии с письмом от 4 марта 2020 г. №07-01/534 не имело возражений по использованию участка акватории Онежского озера в координатах по вышеуказанному договору (Н1 - 61°57"11".23754 СШ и 34°35"56".93942 ВД, Н2 - 61°57"12".66400 СШ и 34°35"55".97285 ВД, Н3 - 61°57"12".80526 СШ и 34°35"57".91309 ВД, Н4 - 61°57"11".64692 СШ и 34°35"58".68655 ВД).

Поскольку суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Применительно к положениям части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 5 мая 2021 г. № Р10-500 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования.

Обязать Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть заявление Перовой Ирины Владимировны от 26 марта 2021 г. №976.

Обязать Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов о результатах рассмотрения заявления Перовой И. В. сообщить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия и административному истцу в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу Перовой И. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,

в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021 г.