ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5929/2021 от 23.12.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Матвеевой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело №2а-5929/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «АстраханьЖилСервис» к Службе жилищного надзора Астраханской области о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

ООО УК «АстраханьЖилСервис» и ФИО1 обратились в суд с административным иском, указав, что 23 июня 2021г. состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на котором принято решение о расторжении договора управления с другими управляющими компаниями и заключении договора управления с ООО УК «АстраханьЖилСервис». Указанный протокол общего собрания с необходимыми приложениями был сдан 24 июня 2021г. в службу жилищного надзора Астраханской области, а также подано заявление о включении этого МКД в реестр лицензий. Данное заявление и приложенные документы рассмотрены ответчиком с нарушением сроков, установленных законом, и вынесено заключение о приостановлении его рассмотрения. Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 октября 2021г. решение общего собрания собственников МКД, выраженное в протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от 10 мая 2021г. признано недействительным. При этом ответчик принимал участие в судебных заседаниях, был уведомлен о принятом решении, но до настоящего времени изменения в реестр лицензий по управлению МКД в отношении их организации не внес, чем существенно нарушены их права, а также созданы препятствия к осуществлению законной предпринимательской деятельности. В связи с этим они обратились в суд и просят признать незаконным бездействие службы жилищного надзора Астраханской области, выразившееся в невнесении в реестр лицензий многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> сведений по управлению многоквартирным домом ООО УК «АстраханьЖилСервис»; обязать службу жилищного надзора Астраханской области внести в реестр лицензий многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, сведения по управлению многоквартирным домом ООО УК «АстраханьЖилСервис».

В ходе рассмотрения дела ООО УК «АстраханьЖилСервис» изменило заявленные требования и в настоящее время просит признать незаконным бездействие (действие) службы жилищного надзора Астраханской области, выразившееся в не проведении в установленные законом сроки проверки по их заявлению о внесении изменений в реестр лицензий по управлению МКД, расположенным по адресу: <адрес> в невнесении в реестр лицензий многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> сведений по управлению многоквартирным домом ООО УК «АстраханьЖилСервис»; обязать службу жилищного надзора Астраханской области внести в реестр лицензий многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, сведения по управлению многоквартирным домом ООО УК «АстраханьЖилСервис».

В судебном заседании представители административного истца ООО УК «АстраханьЖилСервис» ФИО2, истец ФИО1 и его представитель, а также представитель ООО УК «АстраханьЖилСервис» ФИО3 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика службы жилищного надзора Астраханской области ФИО4 и ФИО5 требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Другие стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ООО УК «АстраханьЖилСервис» проведено внеочередное общее собрание, на котором выбрана управляющей организацией – ООО УК «АстраханьЖилСервис», что отражено в протоколе №1/44 от 23 июня 2021г.

В связи с этим 24 июня 2021г. ООО УК «АстраханьЖилСервис» обратилось в службу жилищного надзора Астраханской области с заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом осуществляется деятельность по управлению.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в соответствии с частью 4 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации путем размещения на официальном сайте соответствующего органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее по тексту - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).

Пункт 3 Порядка содержит исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о внесении изменений в реестр.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.

В силу пункта 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.

Как усматривается из представленных документов и пояснений сторон, 30 июня 2021г. службой жилищного надзора Астраханской области вынесено заключение, которым рассмотрение заявление ООО УК «АстраханьЖилСервис» приостановлено в связи с противоречивыми сведениями, содержащимися в реестре, в частности в связи с наличием в реестре лицензий Астраханской области сведений об управлении домом №14 <адрес>ФИО9

Согласно протоколу выемки от 19 июля 2021г. документы, сданные на хранение в службу ООО УК «АстраханьЖилСервис» изъяты сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Астрахани для проведения процессуальной проверки и возвращены в службу 18 ноября 2021г.

После поступления пакета документов рассмотрение заявления ООО УК «АстраханьЖилСервис» возобновлено, проведена проверка в соответствии с приведенными требованиями Порядка и 20 декабря 2021г. принято заключение, которым в удовлетворении заявления отказано, документы возвращены в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г», «е» пункта 5 Порядка - отсутствие кворума и пунктам «б» и «в» пункта 5 Порядка, поскольку общая площадь МКД указанная в протоколе ОСС и в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий не соответствует данным, размещенным Росреестром. Так согласно данным Росреестра площадь вышеуказанного многоквартирного жилого дома составляет 100063,7 кв.м. Данное заключение никем не оспорено.

Таким образом, бездействия по обращению административного истца ООО УК «АстраханьЖилСервис» ответчиком не допущено, права истца не нарушены.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о нарушении ответчиков сроков рассмотрения заявления и принятия по нему решения, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о бездействии органа, на момент рассмотрения дела прав, свобод и законных интересов истца не нарушает, не препятствует осуществлению прав и не возлагает обязанностей.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО УК «АстраханьЖилСервис» требований в полном объеме.

Что касается требований ФИО1, то он в службу жилищного надзора Астраханской области с заявлением о внесении в реестр лицензий многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> сведений по управлению многоквартирным домом ООО УК «АстраханьЖилСервис» не обращался, его обращение ответчиком не рассматривалось и соответственно бездействия в отношении него не допускалось.

Кроме того, ФИО1 не является лицензиатом, то есть, лицом, имеющим право обращаться с заявлением о внесении изменений в реестр, то есть не является субъектом рассматриваемых правоотношений. Бездействие или действия службы при рассмотрении вопроса о внесении в реестр лицензий многоквартирного дома управляющей компании его права и законные интересы, как собственника помещения многоквартирного дома, имеющего право получать услуги от управляющей компании, избранной на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, не нарушает, препятствия к осуществлению его прав и свобод не создает, какой-либо незаконной обязанности на него не возлагает, поэтому избранный им способ защиты не может привести к восстановлению его прав и законных интересов. Указанное право зависит исключительно от надлежащего оформления принятого собственниками решения о выборе способа управления многоквартирного дома.

Учитывая изложенное в удовлетворении заявленных ФИО1 требований также должно быть отказано в полном объеме.

Поскольку при подаче административного иска государственная пошлина истцами не была оплачена, при этом от её оплаты они не освобождены, то в соответствии с требованиями статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ООО УК «АстраханьЖилСервис» в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей и с истца ФИО1 в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «АстраханьЖилСервис» к Службе жилищного надзора Астраханской области о признании бездействия незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «АстраханьЖилСервис» в доход бюджета муниципального образования «Город Астрахань» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рубле й.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2021г.

Судья: