ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-592/19МОТИВИ от 23.08.2019 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-592/19 Мотивированное решение изготовлено 23.08.2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,

при секретаре Божик Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

25 июля 2019 года

административное дело по административному иску Потемкина Дмитрия Владимировича к КУМИ администрации ЯМР Ярославской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Потемкин Д.В. обратился в суд с административным иском к КУМИ администрации ЯМР Ярославской области, в котором просит суд:

Признать незаконным распоряжении КУМИ ЯМР Ярославской области от 11.12.2018 г. № 1449 об отказе Дмитрию Владимировичу Потемкину в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территориальной зоны ЖЗ «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>, <адрес>

Обязать КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области утвердить предоставленную Дмитрием Владимировичем Потемкиным схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении указанного участка.

Обязать КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области заключить с Дмитрием Владимировичем Потемкиным соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территориальной зоны ЖЗ «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>

Доводы административного иска мотивированы тем, что Потемкин Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 1 500 кв.м, а также собственником жилого дома, расположенного на указанном участке с кадастровым номером

Рядом с принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, имеется земельный участок, расположенный вдоль, который постоянно им используется при эксплуатации жилого дома и земельного участка.

В Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района 21.06.2018 г. административным истцом было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 18.07.2018 г. № 795 было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в границах территориальной зоны Ж 3 «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., из земель населенных пунктов, по следующим основаниям: вид разрешенного использования исходного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства со строительством индивидуального жилого дома» в основных видах разрешенного использования Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения отсутствует; при формировании земельного участка будет перекрыт доступ к земельным участкам, расположенным западнее земельного участка с кадастровым номером .

Вид разрешенного использования был приведен административным истцом в соответствие с разрешенным использованием земельного участка по Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения, утвержденного Решением Муниципального совета Заволжского сельского поселения от 28.12.2009 № 16 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского Муниципального района Ярославской области».

Согласно выписке из ЕГРН от 22.10.2018 г. вид разрешенного использования земель населенных пунктов стал «для ведения личного подсобного хозяйства».

Следовательно, одно из оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков было устранено. Доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, о том, что при формировании земельного участка будет перекрыт доступ к земельным участкам, расположенным западнее земельного участка с кадастровым номером не соответствуют действительности, являются необоснованными.

В соответствии с п.п. 4 п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» от 17.02.2003 года в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.

Административный истец повторно обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района.

Распоряжением от 11.12.2018 г. № 1 449 ему было отказано, так как на земельном участке расположена опора ЛЭП и объект незавершенного строительства ().

Объект незавершенного строительства - это фундамент его жилого дома, который был поставлен им на кадастровый учет. Впоследствии административным истцом был построен и зарегистрирован жилой дом. Фундамент же остался на кадастровой карте. В действительности никаких объектов незавершенного строительства на территории земельного участка нет.

При этом стоит отметить, что сама линия электропередачи непосредственно через спорный земельный участок не проходит, но от линии электропередачи действует охранная зона.

Действующее законодательство не содержит запретов на предоставление в собственность земельных участков, которые находятся в зоне действия охранной зоны ЛЭП. Как следует из ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в охранной зоне ЛЭП не отнесены к категории участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

При перераспределении земельного участка, образуемый земельный участок содержит охранную зона ВЛО, 4KB Ф2 РП ЯЗДА 3001274, расположенную на территории <адрес>

В распоряжении от 11.12.2018 г. № 1 449 Комитет по Управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района также ссылается на то, что образуемый земельный участок будет перекрывать доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами: , , которые находятся сзади его земельного участка и никак не граничат с запрашиваемым им на присоединение земельным участком. Более того с земельным участком с кадастровым номером административный истец не имеет общих границ, что подтверждается публичной кадастровой картой. Собственники указанных земельных участков имеют самостоятельные подъездные пути.

Полагает, что имеет все законные основания на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 76:, в границах, установленных подготовленной схемой, которым он постоянно и открыто пользовался, при эксплуатации дома и земельного участка, принадлежащих ему на праве собственности.

В порядке подчиненности в вышестоящий орган или лицу распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 11.12.2018 г. № 1 449 не обжаловалось.

В процессе рассмотрения гражданского дела административный истец стал собственником земельного участка с кадастровым номером

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.

Остальные участники процесса, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд, выслушав присутствующих участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, создайы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо На него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3. ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок ( п. 1 ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу ч. 2, ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Положениями ч. 1, ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ устанавливает перечень оснований, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Согласно статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее -схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участку и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2). Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).

В соответствии с п. 4 ч. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решением муниципального Совета Ярославского муниципального района от 18.03.2010 года №9 установлены рекомендуемые предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Ярославского муниципального района.

Согласно п. 2 указанного Решения рекомендуемый предельный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории Ярославского муниципального района составляет 3000 кв.м.

При этом, как указывает административный истец, согласно предоставленной МКУ «МФЦР» от 16.10.2018г. №09-01/709 информации, предельный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 10000 кв.м.

Судом установлено, что Потемкин Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 76:17:101301:146, расположенного по адресу: <адрес>, с/о Пестрецовский, д. Ермолово, общей площадью 1 500 кв.м, а также собственником жилого дома, расположенного на указанном участке с кадастровым номером 76:17:101301:188.

Рядом с принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, имеется земельный участок, расположенный вдоль, который постоянно им используется при эксплуатации жилого дома и земельного участка.

В Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка 76:17:101301:146 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в границах территориальной зоны Ж 3 «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., из земель населенных пунктов, по следующим основаниям: вид разрешенного использования исходного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства со строительством индивидуального жилого дома» в основных видах разрешенного использования Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения отсутствует; при формировании земельного участка будет перекрыт доступ к земельным участкам, расположенным западнее земельного участка с кадастровым номером 76:17:101301:146.

Вид разрешенного использования был приведен административным истцом в соответствие с разрешенным использованием земельного участка по Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения, утвержденного Решением Муниципального совета Заволжского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения <адрес>».

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земель населенных пунктов стал «для ведения личного подсобного хозяйства».

Таким образом, одно из оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков было устранено.

Доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, о том, что при формировании земельного участка будет перекрыт доступ к земельным участкам, расположенным западнее земельного участка с кадастровым номером не нашли в суде своего подтверждения.

Установлено, что помимо земельного участка с кадастровым номером , административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с п.п. 4 п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» от 17.02.2003 года в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.

Административный истец повторно обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района.

Распоряжением от 11.12.2018 г. № 1 449 ему было отказано, так как на земельном участке расположена опора ЛЭП и объект незавершенного строительства ().

Как установлено в суде, объект незавершенного строительства - это фундамент его жилого дома, который был поставлен им на кадастровый учет. Впоследствии административным истцом был построен и зарегистрирован жилой дом. Фундамент же остался на кадастровой карте. В действительности никаких объектов незавершенного строительства на территории земельного участка нет.

Линия электропередачи непосредственно через спорный земельный участок не проходит, но от линии электропередачи действует охранная зона.

Согласно п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В силу п. 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждений линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Согласно п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; находиться в пределах огороженной территории и помещения распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределахJ I охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий щ электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; размещать k свалки; производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свышйр I тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи.

Суд соглашается с позицией административного истца относительно того, что действующее законодательство не содержит запретов на предоставление в собственность земельных участков, которые находятся в зоне действия охранной зоны ЛЭП. Как следует из ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в охранной зоне ЛЭП не отнесены к категории участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в случае установления охранной зоны земельные участки у их собственников, землепользователей или арендаторов не изымаются.

При перераспределении земельного участка, образуемый земельный участок содержит охранную зона ВЛО, 4KB Ф2 РП ЯЗДА 3001274, расположенную на территории <адрес>

Как установлено в суде, с земельным участком с кадастровым номером административный истец не имеет общих границ, что подтверждается публичной кадастровой картой. Собственники указанных в обжалуемом распоряжении земельных участков имеют самостоятельные подъездные пути.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для перераспределения земельного участка с кадастровым номером , в границах, установленных подготовленной схемой, которым он постоянно и открыто пользовался, при эксплуатации дома и земельного участка, принадлежащих ему на праве собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным распоряжении КУМИ ЯМР Ярославской области от 11.12.2018 г. № 1449 об отказе Дмитрию Владимировичу Потемкину в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территориальной зоны ЖЗ «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>

Обязать КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области утвердить предоставленную Дмитрием Владимировичем Потемкиным схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении указанного участка.

Обязать КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области заключить с Дмитрием Владимировичем Потемкиным соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территориальной зоны ЖЗ «Усадебная застройка», площадью 1 823 кв.м., с описанием местоположения: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Л.Кропотова